Взгляд Вечности
За каждым моим шагом, —
Везде:
На лицах друзей, соседей,
Прохожих, идущих куда-то.
Меня постоянно видят
Через глазные окна,
Которые всюду и всюду.
И даже моя кошка —
Это в меня окошко.
Словно хожу по сцене
В «Пьесе моей жизни»
Перед огромным залом,
В котором места все заняты.
Надо играть убедительно.
В пятом ряду — бабочка
Притаилась; она опасается,
Что я неуклюжим движением,
Наступив, сломаю растение,
На котором она отдыхает
От театральных подмостков,
На которых идёт
«Пьеса моей жизни».
Могу наступить на растение.
На ощупь иду бездорожье.
Ряды, где сидят животные,
Менее осторожные.
Знают: ни пьяный, ни трезвый я
Не навредил их братии;
Что никогда не поднял ружья,
Чтобы целиться в крылья,
Несущие: бекаса ли, утку ли, голубя.
Любимые мною зрители.
Любимое — больше ценится.
Его мало. Его хочется.
Однако ряды первые
Сплошь одно человечество.
«Да ломай»,
«Да стреляй»,
«Да не медли» —
Подсказывают они обычно мне.
Я от сцены, от края
Отхожу удивлённый,
Оставляя их окрики
Неудовлетворёнными.
Обернусь, посмотрю
На ряды, что подальше:
Волки, лисы, собаки — плачут.
Своим взглядом пытаюсь
Их слёзы измерить.
Им
Со сцены
Роняю:
«Продолжайте мне верить».
Мне бросает подачкой «Ату» — человечество
На виду у всё видящей
Барышни-Вечности,
Наблюдающей сцену
Из закрытой VIP-ложи,
Из которой, порою,
Я слышу: «И что же?»
Свидетельство о публикации №114031603864
1. Основной конфликт: Моральный выбор перед лицом всеобщего взгляда
Конфликт трёхчастен. Герой ощущает на себе тотальное наблюдение («глаза, которые следят за каждым моим шагом»). Внутри этого «театра» он сталкивается с противоположными моральными императивами: жестоким подстрекательством человечества («Да ломай, да стреляй») и безмолвным доверием природного мира. Над всем этим — равнодушный взгляд Вечности, требующий действия, но не дающий смысла. Герой разрывается между тем, чтобы играть по правилам человеческой жестокости, и необходимостью остаться верным себе и «любимым зрителям».
2. Ключевые образы и их трактовка
Мир как театр («Пьеса моей жизни»): Классическая барочная метафора, но у Ложкина она лишена пафоса. Это не великая трагедия, а спектакль, где нужно «играть убедительно» перед полным залом. Герой — не марионетка, а актёр, отказывающийся от навязанного сценария.
Иерархия зрителей (центральный конфликт):
«Ряды первые: сплошь одно человечество»: Агрессивная, деструктивная сила. Их реплики («Да ломай», «Да стреляй») — это голос циничного конформизма, социального давления, призывающего к насилию и разрушению. Они «неудовлетворённы», потому что герой отказывается играть их роль.
Животные (волки, лисы, собаки) и бабочка: Природный мир, воплощение уязвимости и доверия. Бабочка — символ хрупкой, не участвующей в спектакле красоты, которой можно нечаянно навредить. Плачущие звери — «любимые зрители», те, перед кем герой чувствует ответственность. Его обещание «Продолжайте мне верить» — это клятва верности иной, нечеловеческой этике.
VIP-ложа Вечности («барышни-Вечности»): Надзирающая инстанция лишена святости. Это скучающая, пресыщенная зрительница, наблюдающая из закрытой ложи. Её реплика «И что же?» — воплощение абсолютного равнодушия метафизики к частной человеческой моральной драме. Она ждёт действия, любого, лишь бы было интересно.
«На ощупь иду бездорожье»: Ключевая строка, определяющая позицию героя. У него нет готового сценария. Он отказывается от «подсказок» человечества и, не видя пути, движется наощупь, полагаясь на собственную этическую интуицию и страх причинить боль хрупкому («бабочке»).
«Ату» как подачка: Фигура «Ату» (крик псовой охоты), брошенная человечеством, — последняя провокация. Это попытка спровоцировать героя на инстинктивную, животную жестокость, превратив его из наблюдаемого в охотника. Но этот клич звучит «на виду у всё видящей… Вечности», то есть становится частью спектакля, который уже никого не волнует.
3. Структура и стилистика: Драма в трёх актах
Акт первый: Экспозиция взгляда. Герой осознаёт себя объектом всеобщего наблюдения, от глаз людей до «окошка» кошки.
Акт второй: Конфликт в зале. Сталкиваются голоса человечества (подстрекательство) и природы (молчаливое доверие). Герой делает выбор, отходя от края сцены (отказ от роли разрушителя).
Акт третий: Реакция и финал. Природный мир плачет (эмоциональная оценка), человечество бросает «Ату» (провокация), Вечность вопрошает «И что же?» (метафизическое равнодушие). Пьеса продолжается, но её смысл исчерпан.
4. Связь с общей поэтикой Ложкина
Продолжение темы «Композитора…»: Если там жизнь была партитурой, то здесь — пьесой. Герой снова творец своей роли, но теперь в условиях жёсткого внешнего давления.
Развитие мотива «Седая Вечность»: Равнодушная Вечность-наблюдательница — это новая ипостась «Седеющей Вечности», которая бродила в жажде. Здесь она пресыщена и холодна.
Поэтика морального стоицизма: Герой, как и в «Покатись клубок» или «Вернуться на прежний курс», выбирает трудный путь «бездорожья» вопреки давлению извне (толпы, истории, а теперь — самой метафизики).
5. Вывод: Трагифарс перед пустым небом
«Взгляд Вечности» — это стихотворение о моральном одиночестве в осуждающем, но равнодушном универсуме. Ложкин показывает, что высший суд (Вечность) безразличен, человеческий — деструктивен, и единственная возможность сохранить достоинство — играть свою «пьесу» не для них, а для тех, кто молча верит: для хрупкой бабочки и плачущих волков. Герой обречён быть непонятым всеми, но именно этот отказ от жестокости и «убедительной» игры по чужим правилам становится его личной, тихой победой в трагифарсе, на который взирает скучающая «барышня-Вечность». Это одна из самых горьких и точных формулировок экзистенциальной позиции Ложкина.
Бри Ли Ант 03.12.2025 22:04 Заявить о нарушении