Дикая розга. Призывающая благодать

                ПРОЗРЕНИЕ         
               
                «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия»
                (Еф.5,17)

            На протяжении двух тысяч лет люди учатся жить по Евангелию. «Святые подвижники всегда имели Бога перед глазами. Серафим Саровский прочитывал за неделю весь Новый Завет.
            Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Чтение Евангелия пронизывает душу Святым Духом. Человек должен изучать Слово Божие. Не знать, как должно, Пребожественной Троицы со стороны христианина было бы и безумной дерзостью и неблагодарностью. Всякий подданный, хотя по имени, знает своего царя, знает о его державе, власти и силе, благоговеет пред его особой; облагодетельственный часто вспоминает и говорит о своем благодетеле. Даже вол знает владеющего им, и осел – ясли господина своего. Как же нам не знать, что над всеми людьми и над всем миром – держава, царство, сила и слава Отца  и Сына и Святого Духа? Как человеку, получившему от Святой Троицы все дары, начиная с жизни до струи воздуха, Им вдыхаемого, не вспоминать часто и с должным благоговением о Триедином Благодетеле своем?»
           «Если тебе трудно читать Евангелие, непонятно, скучно, - говорит протоиерей Валентин Мордасов, - значит – это именно то, что тебе необходимо, значит ты болен и это, ныне горькое для тебя лекарство, одно способно излечить твою больную душу. Не отвергай его – и убедишься сам, когда оно станет для тебя слаще меда. Господь много потрудился, уча нас вере истинной. Труд Его никогда не был и не будет напрасным. Плоды Его – миллионы спасающихся. Не жди, когда твою душу поведут на Суд, когда заплачут горько все, которые не радели о душе своей при жизни на земле. Трудись, пока еще есть время».               
           «И Псалтирь, - пишет святой Василий Великий, - есть общая духовная сокровищница благих наставлений. Она врачует и застарелые раны душевные, и уязвленному подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здравое и истребляет страсти. Псалом заключает дружбу, соединяет рассеянных, примиряет враждующих… Псалмы несут в себе и нечто большее, они прозревают тайну Божественного замысла о человеке…».               

           Как трудно было мне читать в первый раз Евангелие, не понимала смысла прочитанного: слова написаны русским языком, но что означают фразы и предложения, совершенно непонятно, никак не соотносятся с нашей мирской жизнью и понятиями. Но с Божией помощью, ежедневно начала читать Евангелие и Псалтирь. Постепенно стал доходить смысл евангельских слов - тот первоначальный смысл, который был вложен в него евангелистом Духом Святым. Евангелие как было, так и осталось Книгой Жизни, которая действительна во все времена.
           Эта Книга никогда не устареет, потому что Бог Тот же, и люди все те же. Когда читаешь Евангелие, Господь разговаривает с нами и показывает, что человек не совершенен, и должен духовно совершенствоваться в своих поступках, делах, в мыслях, показывает уроки на людях, как надо жить духовной жизнью и не для себя, а для людей, и на любой вопрос можно найти ответ. Для меня Евангелие стала настольной Книгой, без которой невозможно учиться и жить духовной жизнью. Эти духовные знания, которые приобретаешь, нужны на земле и в вечной  жизни. А знания земные, приобретенные в других заведениях, с собой не возьмешь, там они просто не нужны.   
           Теперь не земное благо, а внутреннее устройство жизни, спасение души заполняет мою жизнь. Мои интересы начали меняться, меняются оценки, вкусы, появились новые друзья из верующих и через них заполняется моя духовная ниша. Теперь у меня не возникает чувство скуки, пустоты жизни, и нет желания заполнять свою жизнь внешними впечатлениями, походами на увеселительные сборища. На что раньше не обращала внимание, теперь для меня становится важным.
           Я отказалась от телевизора - кумира и любимца, вора и убийцы, растлителя душ человеческих, главного учителя антихристианских оценок и идей, который отнимал и отравлял всё мое свободное время. Очистила свой дом от грязной литературы, рассталась с газетами, журналами, видеокассетами, приобретаю только духовные вещи. Разрешился для меня и болезненный вопрос: всю жизнь красила волосы и не представляла, как это - не краситься, как можно выйти на улицу без косметики на лице, ведь знакомые могут сказать мне, что совсем «опустилась». На мой вопрос: «Считается ли грехом красить волосы хной, это же трава?» священник ответил: «Господом каждый волос сочтен и без Его воли не упадет. Человек должен прожить все возрасты таким, каким создал нас Творец. В любом возрасте человек прекрасен, седина только украшает человека и говорит о возрастной мудрости, а враг пытается осквернить образ Божий, ввести в грех человека, предлагая всякие неестественные способы красоты: красить волосы и обрезать их, ногти покрывать лаком, губы красить и т. д., и всё это относится к греху». Его слова вразумили меня, и я отказалась от краски волос и косметики и от многого другого, а фраза «модная одежда» для меня просто перестала существовать.               
           Господь укрепляет человека в вере, учит, вразумляет, питает душу и через явления, благодатные встречи с людьми, и в паломнических поездках. И теперь для меня стало важным научиться видеть Божий Промысел во всём, даже в кажущихся мелочах и благодарить Господа.
               
                ОСТРОВ  ВАЛААМ
               
           Первая моя самостоятельная паломническая поездка была на Валаам. Приехав в Санкт-Петербург, узнаю, что экскурсии на праздник очень дорогие, пыталась пойти на причал и договориться уехать на катере, но и там цены оказались высокие. Я расстроилась и с таким настроением поехала в женский монастырь праведного Иоанна Кронштадтского. Спустилась вниз по лестнице в усыпальницу к мощам праведного Иоанна и вскоре начался молебен. Я просила святого помочь мне уехать на Валаам. Взяв благословение у отца Николая, с тяжелой мыслью присела на скамейку: «Как же мне уехать, чтобы успеть на праздник Успения Божией Матери?» Видимо вид мой был такой грустный, потому что вскоре ко мне подсела послушница и спросила: «У вас какие-то проблемы?" "Да". И она указала мне путь на Валаам, а точнее святой Иоанн Кронштадтский направил её ко мне. Дай Бог ей здоровья. Благодарю тебя, святой Иоанне.
           Чудесным образом я доехала на электричке до Приозерска, нашла подворье монастыря, а потом, с Божией помощью, дошла и до причала Валаамского монастыря, где встретилась с послушниками Георгием и Олегом. Я опоздала на рейсовую «Ракету», перевозившую людей на остров. И Георгий попросил меня приготовить обед для работников причала на 15-20 человек, а кухня под открытым небом. После трудового дня я решила пройтись по набережной. Паломников почти не было, ко мне подошел Георгий и как-то за разговором о жизни он поведал о себе.
           Крупный коммерсант из Перми, семейный, обеспеченный, разочаровался этой мирской жизнью и, никого не предупредив, уехал в монастырь. Здесь он проходил испытательный срок монастырского послушания, чтобы решить для себя с кем быть: остаться в монастыре монахом и служить Богу, или вернуться в мир. Прожив здесь год, возвращаться он не хотел и говорил о монашестве. Другой послушник, Олег, бывший «афганец», вернулся инвалидом и решил, что, если после операции он будет ходить, то уйдет из мира. И он оставил дом.
           А рано утром на причале появилась Мария из Санкт-Петербурга, и мы вместе приготовили завтрак. В 10 часов Георгий проводил нас на катер  и своих сослуживцев, которые тоже ехали на праздник и попросил их, чтобы обратно помогли нам вернуться. И они нам помогли.
           По преданию, святой апостол Андрей Первозванный, просветитель славян, дошел до этих северных земель и водрузил на Валааме крест. Основателями Валаамского монастыря на Ладожском озере являются преподобные Сергий и Герман Валаамские. Поселились они в 1329 году. Собранное ими братство явилось светом православия в этом крае. Своими беседами и христианской жизнью они распространяли православную веру в Карелии. Карелы начали с доверием  относиться к христианству, авторитет которого был подорван в XIII веке шведами, мечом насаждавшими католичество. Построенный в конце XIX века на горе Фавор Спасо-Преображенский собор, возвышается над островом, и он хорошо виден издалека с Ладоги. На острове 8 скитов с церквями  и часовнями. С 1989 года на острове возобновляется монашеская жизнь.
           На острове свой мир, царит полная гармония природы, духовности и архитектуры, здесь другая жизнь – духовный мир со своими законами. Он как глоток живой воды для нас, измученных миром с техническим прогрессом. Три праздничных дня мы провели на острове: ходили в собор на службы, экскурсии с группами. Съехалось большое число паломников, но в свободное время мы их не видели, остров большой, люди расходились в разные уголки острова, где много интересных и красивейших мест и за день не обойдешь. Весь остров в зелени и много есть маленьких поляночек среди деревьев. Они как будто созданы для молитв, и мы с Марией облюбовали каждая себе местечко. И желающие находили для себя, Богом данный, кусочек земли. "Преподобные Сергий и Герман, молите Бога о нас".
           В эти последние августовские дни стояла чудесная, теплая погода. Обнаружив маленький заливчик, мы спустились на берег, чтобы окунуться в освященной Ладоге. Не хотелось покидать остров. Стремилась проводить отпуск за границей, а сколько святых красивейших мест в России и жизни не хватит объездить.
           В день отъезда мы зашли в скит святителя Николая – чудотворца помолиться ему о благополучном возвращении домой. Оказалось, что на «Ракете» невозможно было уехать, и Николай – чудотворец через послушников, с которыми сюда приехали, принял нас на свою баржу. Мы, как дети, пришли в восторг, когда прочитали название баржи - «Святитель Николай». Разве это не чудо! Оно и дальше продолжилось. Мы чудесно устроились на палубе, расстелив свои куртки. Пять часов под ласкающими лучами солнца, как по гладкой дорожке, плыли по Ладоге. Нам сказали, что это невероятно удивительно для конца августа.
           Радуйся, отче наш святитель Николай, плавающим кормчий добрый и благодарим тебя за чудесное путешествие.
           Оказалось, что Мария - прихожанка женского монастыря Иоанна Кронштадтского. По приезде мы побывали на Литургии в монастыре и на молебне в усыпальнице святого Иоанна, поблагодарив его за удивительную прекрасную поездку, на которую даже не пришлось потратить денег на дорогу.

                КРОНШТАДТ   

            Вот и Кронштадт, где праведный Иоанн Кронштадтский в течение 53 лет служил протоиереем в Андреевском соборе. Сейчас этого собора нет, его разрушили, но сохранился дом и квартира, где он жил. Многие его вещи сохранились до сегодняшнего дня, и все, кто находился в его квартире, почитали акафист праведному Иоанну.
           «Радуйся, Иоанне, земли Российской молитвенник предивный».      
           Еще при жизни он прославился делами милосердия и чудотворной силой своих молитв. Вера в силу его молитв была распространена по всей России и за её пределами. Он всего себя отдавал служению ближним, почти лишая себя сна и отдыха. Говорили, что «каждый день отец Иоанн ложился без копейки в кармане, несмотря на то, что на другой день только для поддержания благотворительных учреждений ему нужно было более одной тысячи рублей. И не было случая, чтобы этот другой день обманывал его. Кронштадтские жители видели, как он возвращался иногда домой босой. Не раз прихожане приносили матушке обувь, говоря ей: «Твой отдал свою кому-то, придет босым». Раздавая все до последней копейки, он обрекал на крайнюю нужду и себя, и жену.            
           А как отец Иоанн исповедь принимал, когда было тысячи людей, а он один не мог принять исповедь у каждого! Сначала перед народом читал он молитву перед исповедью, в которой упоминается о пророке Давиде, и подробно рассказывал всю историю святого царя Давида, затем читал вторую молитву и рассказывал историю царя Манассии. Отец Иоанн говорил громко, звучным голосом, и речь его лилась прямо из сердца, речь не подготовленная, а прочувственная в данную минуту. Еще сердечнее и теплее звучал его голос, когда он переходил к Новому Завету и с умилением говорил он о всепрощающем Христе: во времена Христа Спасителя легко было каяться – пришел, поклонился в ноги Спасителю и вылил перед Ним всю свою душу, умыл слезами Его ноги, поверг к стопам Его все свои болезни и печали и сразу получал облегчение и прощение грехов.
          Теперь не то, теперь труднее, надо веровать, надо каяться с сокрушенным сердцем, надо прибегать к Его милосердию, надо плакать, надо обещать не грешить. Долго говорил отец Иоанн, и все сильнее бились сердца слушателей, все глубже проникали слова милосердия и покаяния; уже многие плачут и сокрушаются, а простые бабы громко всхлипывают. Отец Иоанн, прерывает свою проповедь, обращаясь к рыдающим бабам: «Подождите, не плачьте, я вам скажу, когда каяться. Теперь слушайте меня внимательно», - и бабы успокаиваются, только некоторые безутешно, тихо плачут; видно, очень уж тяжело на душе и очень радостно наконец услышать слова утешения любимого батюшки.
          А батюшка, все более и более, сам трогаясь, продолжает говорить о покаянии, приводит примеры из Евангелия, говорит о блудном сыне, о блуднице и останавливается на кающемся разбойнике: «Многие думают, что и они в последнюю минуту покаются, скажут: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» - и этим спасутся. Нет, не рассчитывайте на покаяние при последнем издыхании, надо всю жизнь помнить Христа, следовать Его заповедям и чаще прибегать к слезному покаянию. Разбойник вам не пример: ему было прощено всё за то, что он усладил своей живой верой последние минуты Страдальца Богочеловека в то время, когда Спаситель был окружен гонителями, когда человеческая природа Его невыразимо страдала. Не сравнивайтесь с ним, кайтесь, пока здоровы. Пока живете. Я сам, грешный и окаянный, когда каюсь, слезно прошу Бога простить мои беззакония и неправду».
          Не выдерживали простые сердца слушателей смиренной речи любвеобильного своего пастыря. «Куда нам до тебя! Ты за нас помолись! Я за вас молюсь, но и вы молитесь, кайтесь, припоминайте ваши грехи». И отец Иоанн громко перечислял все грехи и недостатки людские, громко спрашивая: «Каетесь ли вы и обещаете ли стараться не грешить?» Весь народ, все присутствующие начинали громко молиться и плакать, а он, всеобщий молитвенник и печальник, поднимал руки и глаза к небу, и слезы ручьями текли из его глаз, страдая за всех, за всех просит у всещедрого Господа прощения и помощи в дни болезни и печали. Подняв высоко свою епитрахиль над народом, отец Иоанн растроганным голосом читал разрешительную молитву. Потом все присутствующие причащались Святых Таин.
          Молитвой и возложением рук святой Иоанн излечивал самые тяжелые болезни, когда медицина была безсильна. Исцелялись бесноватые, прозревали слепые, были засвидетельствованы случаи воскрешения умерших. Один из них, когда он воскресил умерший плод во чреве матери. Духом Святым он прозревал то, что происходило за много сотен километров, ему часто было открыто прошлое, настоящее и будущее людей, которых он видел впервые. Подобно великим российским святым, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, Иоанн Кронштадтский удостаивался несколько раз посещений Самой Пресвятой Владычицы Богородицы, описанных им в своем дневнике.      
          С благословения  протоиерея Николая, и помолившись праведному Иоанну, мы с Марией поехали по святым местам Ленинградской области. Я была поражена чудом в Свято-Троицком монастыре в селе Старая Слобода, увидев мощи преподобного Александра Свирского. Они  не подвержены тлению уже пять веков, и выглядят так, словно живое тело с ногтями на руках и ногах.
          В 26 лет Александр тайно оставил родительский дом и принял пострижение в Валаамской обители, где провел 13 лет в суровых подвигах поста, молитвы и монастырского послушания. А затем, по внушению свыше, удалился в пустыню при реке Свири, где после семилетних уединенных подвигов основал обитель во имя Святой Троицы. При жизни преподобному было явление Святой Троицы. Как к источнику здоровья и духовной силы верующие приходят к раке с мощами преподобного Александра. "Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворец".
          Вседержитель, для укрепления нас в вере Ты прославляешь Своих святых нетленными мощами. Хвала и слава силе Твоей, Господи.
               
                ВЫРИЦА
 
          Ещё с Марией побывала в Вырице у преподобного Серафима. Он был духовником Александро-Невской Лавры. Незадолго до начавшихся в начале 30-х годов массовых арестов священнослужителей преподобный Серафим тяжело заболел, и больного старца увезли в деревню. Годы пребывания старца в Вырице были годы непрекращающейся болезни и время удивительных подвигов. В это время он принимал десятки и сотни людей, приезжавших в Вырицу за духовной поддержкой, советом.
          Во время Великой Отечественной войны, едва ходивший старец, 1000 ночей стоял на огромном камне, и молился о спасении России, подражая подвигу своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского. И эта молитва была воистину действенна, о чем сохранились убедительные свидетельства современников.
          В 1947 году в Россию прибыл митрополит Гор Ливанских Илия, поведавший о том, как заступничеством Божией Матери была спасена Россия в войне 1941-1945 годов. Сама Пресвятая Богородица открыла владыке имена некоторых праведников, чьими молитвами Господь помиловал Россию. Среди них первым Пречистая назвала имя старца Серафима Вырицкого. Для иеросхимонаха Серафима не существовало расстояний, ему открывалось прошлое, настоящее и будущее обращавшихся к нему людей, ему даровано было пророчествовать о судьбах мира.
          В Вырице стоит храм Казанской иконы Божией Матери, воздвигнутый в честь 300-летия Дома Романовых. Со стороны алтаря находится небольшое кладбище, часовня с надгробием. Народу почти не было, в часовне начался молебен перед мощами преподобного Серафима.
          «Радуйся, преподобный Серафиме, милостивый наш предстатель пред Господом».      
          Возвращались в Санкт-Петербург умиротворенные с безценным даром - с иконкой преподобного Серафима и его духовным завещанием «От Меня это было», который является для меня утешением для души в трудные минуты.
         Слава и благодарение Господу, давшему России таких угодников Своих.
         Мария по образованию экономист, в восьмидесятых годах она пришла к Богу. Господь дал ей талант писать стихи, и её духовная поддержка в дальнейшем для меня оказалась безценна.               


Рецензии