8 Марта

Произведение напечатано в сборнике
"Среди однотипных коралловых будней",
Майма, Горно-Алтайская Республика, 2015

Жена, как водится в праздники, проснулась раньше всех. Она так поступала с   юности, когда ранней побудкой, казалось, приближала праздник.  А в зрелые годы и сейчас, взяла за правило, пока домашние спят, посидеть в тишине, созерцая на уют дома, просматривая все его уголки, отражающие чистоту, вот уже много лет поддерживаемую её Мужем. Муж ещё спал. «Заслужил Склифосовский», - подумала ласково Жена, вспоминая, сколько он трудился в преддверии праздника, готовя подарки. Так повелось в их семье, что во все годы, даже самые лихие, не забывать о праздниках личных, семейных, светских, православных. Это даёт им надежду и веру в радостное будущее. Будущим у них является Старость, которая из Гостьи как-то незаметно переходит в статус Хозяйки. По убеждению Жены старость не могла быть счастливой, она может быть спокойной или глубоко несчастной. Всё зависит от того, каких детей вырастишь... Достойное продолжение себя, чтобы не стыдно было перед обществом за их поступки и поведение, либо обузой, тяжёлым бременем, которое до последнего вздоха не снять со своих плеч. С их единственным сыном ЖенЕ и Мужу  повезло несказанно.  И внучка подрастает — своя родная косточка. Лишь бы Бог даровал им здоровье и жизненные маршруты, не пересекающиеся с лихими людьми и бедами. Об этом Жена молится каждый день. А материнская молитва, как известно,  имеет силу необыкновенную! И с Мужем повезло. Выбирали они друг друга долго. Встретились, уже разменяв третий десяток. И любимыми именами друг у друга стали Муж и Жена. Время неумолимо подбирается к жемчужной свадьбе.
Сегодня ЖенЕ вспомнились праздники детства, вернее, один из них. Это было так давно, что уже кажется, было не с ней. Но ведь было, было... Память не даёт забыть. А с возрастом, долговременная её составляющая обновляется и укрепляется, вспоминаются события в мельчайших подробностях, а зачем пришла в соседнюю комнату, или для чего открыла ящик комода, «убей — не помню».
…Ранней весной учительница всем третьеклассникам дала задание: вышить крестиком салфетку для мам, с заранее утверждённым ею, учительницей, сюжетом, чтобы всё было как у всех. Этот пунктик «как у всех» маниакально преследовал учительницу всю её трудовую деятельность. Стрижка у   мальчиков в её классе должна быть у всех единая, «под чубчик», а остальная часть головы под машинку. Девочки должны заплетать две косы, соединив их  на затылке в одну, не зависимо от длины-густоты волос и формы головы и вплетать в косу только атласную ленту, только коричнево-шоколадного цвета, а по торжественным дням — белую атласную, хотя на дворе уже вовсю господствовали ленты капроновые, как их подрастающие модницы называли «газовые». В классе из двенадцати девочек у четырёх были роскошные густые длинные волосы, остальные, в том числе и она,  имели «крысиные хвостики», но и они обязаны были придерживаться дресс  кода, узаконенного учительницей. В то время дети слабо сопротивлялись, может быть,  родители и роптали, но все беспрекословно подчинялись воле учительницы. Справедливости ради необходимо заметить, что знания та давала отменные. Как она этого достигала —  это уже совсем другая история...
В то восьмомартовское рабочее утро, когда Косыгин только начал в правительстве  инициировать указ о праздничном выходном дне 8 марта, третьеклассники по заданию учительницы должны были, проснувшись раньше своих матерей, подойти к их кроватям, разбудить  поцелуем и поздравить с праздником, вручив выполненный накануне подарок — вышивку крестиком. Как вспоминает сегодня Жена, тогда ещё дочка, нитки у неё запутались при первых же стежках, да так, что их распутать могли только умелые материны руки. Вздохнув, мама сказала дочке, чтобы делала уроки и ложилась спать - «утро вечера мудрёнее», а сама, переделав все дела по хозяйству, включила ночник, чтобы свет не мешал её детям спать, и завершила так и не начавшийся шедевр детского домашнего задания дочки. О чём она думала в те минуты, так и осталось тайной. Понимала, что дочь рукоделием пошла не в неё — мать. Ей бы всё говорить и говорить, писать что-то начинает... а вот поделки, шитьё, рисунки — здесь как-то не сложилось... Тяжело вздохнув, поутюжила салфетку и положила рядом со школьной формой дочери, чтобы та не забыла взять её в школу. Утром мать к шести часам ушла на работу, а дочку к школе будила бабушка-соседка. Так было заведено. Мать знала, что днём в класс к дочери учительница приглашает всех матерей — наверное, родительское собрание будет проводить «безумная Евдокия».  Отпросилась с работы для такого дела, благо работа от школы находилась в двух шагах. Все чинно расселись по местам — дети и приглашённые матери. Начался праздник. В завершение его учительница стала вызывать к доске детей по одному, чтобы они во всех подробностях рассказали гостям и одноклассникам о выполнении домашнего задания: как поздравили своих мам с праздником, как вручили им подарки. И все выходившие к доске «как один» задание выполнили «на пять». Особенно отличился соседский мальчик.
- Я проснулся сегодня раньше мамы, достал вышитую заранее салфетку, подошёл к маме, поцеловал её спящую и сказал: «Поздравляю тебя, мамочка, с праздником!», она ответила: «Спасибо, сынок!» и пошла на работу. В этом месте он глянул утвердительно на свою маму, а та в ответ ему кивнула согласно «одобрямс».
Часа своей публичной экзекуции дочка ждала, втянув голову в плечи. И с ужасом думала, как ей поступить: сказать как сосед и получить «пятёрку» за домашнее задание. Как же после этого смотреть маме в глаза?  Прилюдно сознаться в невыполнении задания и получить «двойку»  —  вот это подарок к празднику! Она так и не решила, что будет говорить, когда прозвенел спасительный звонок. Следующим уроком была дополнительная арифметика, и матерей отпустили для продолжения созидательного труда. А дочка потом была в догадках: как  её сосед так рано смог проснуться, если их матери работали в одной смене, и просыпались не позднее пяти часов утра. А может быть, он с вечера не спал? История об этом умалчивает...
Про тот праздник вскоре все забыли, а дочка через год срисовала  рисунок с открытки, подписала его. После уроков, в ожидании мамы с работы, перемыла всю посуду,   выхлопала половики, вымыла полы, протёрла каждый листок на китайской розе — семейной гордости. А вечером, после ужина, бочком подошла к маме и, робко сказав: «Это тебе», протянула ей рисунок. Этот подарок мама бережно хранила все годы. Похоже, он для неё  был самым дорогим и настоящим  подарком.
Так в воспоминаниях Жена не заметила, как утренние часы пролетели. Вот уже и Муж проснулся, подошёл с цветами. Впереди долгий праздничный день с чередой поздравлений и подарков. Но тот далёкий день 8 Марта она вспоминает каждую весну.

08.03.2014
утро, 8 часов


Рецензии