Про жену, про кошку и про плов

    Восток – дело тонкое

                В преддверии женского Дня – 8 Марта.
   "Жизнь с женой - дело не легкое,
        но жизнь без нее вообще невозможна".   
            Марк Порций Катон Старший.
        Римский писатель(234-149 до Р.Х.)

              А на Востоке говорят: -  «На все воля Аллаха!»

            Когда речь идёт о странах Востока, мне сразу на ум приходит слово – «мудрец». И в первую очередь, конечно, общеизвестный Ходжа Насреддин. Когда-то, во времена патефонов и радиол, у меня была грампластинка с песней о Насреддине. Очень интересная песня, я её текст и мелодию запомнил на всю оставшуюся жизнь. Нашёл я эту песню и в Интернете, называется – «Про жену, про кошку и про плов», есть и другое название – «Восточная былина», поёт азербайджанский певец Советского Союза Бейбутов, Рашид Маджид оглы ...

           Интересно поговорить об этой песне перед 8 Марта, так как она о женщинах. Об этом говорится уже в начале песни:
«На Востоке любят Насреддина
За весёлый ум и мудрость слов.
Вот одна забавная былина –
Про жену, про кошку и про плов». 

           Речь идёт, конечно, о жене самого Насреддина, раз песня о нём. Да и кошка, конечно, не чужая, а какая связь между ними, да ещё и с пловом, узнаём со следующих слов песни:
«Раз мудрец жене пять фунтов риса,
И  ещё  пять  фунтов  мяса  дал,
И  в  саду, под  сенью  кипариса,
В ожиданьи  плова, задремал».

            Сразу видно мудреца, никому не доверил выбор продуктов для своего обеда. Однако, не много ли на один обед – четыре килограмма только мяса с рисом, а ещё и приправы  надо добавить, и водой залить. Видно, аппетитом мудрец не страдал. Но, это здесь не главное, так, к слову. Главное дальше, мудрец, как видим, на то и мудрец, чтобы перед обедом подремать, да ещё и не где-то, а под сенью кипариса, даже завидно.

            А вот жене мудреца не до отдыха. Там, на Востоке, как принято у нас рассуждать, женщины подневольные. Они должны делать только то, что велят им мужчины – повелители, это тоже по воле Аллаха, так что никуда им, бедным женщинам Востока, и не деться от того, что только и ублажать своих мужиков-повелителей. Так что, жена мудреца приготовила плов и …?

            По ходу событий, и, конечно, по воле Аллаха, она  должна была бы подойти тихонько к своему мудрецу-повелителю и с улыбкой на лице сообщить, что обед готов. Это, если считать, что все женщины Востока живут чуть ли не как рабыни при своих мужьях-повелителях.  А как на самом деле поступила жена мудреца, узнаем с последующих слов песни.   

«Но  зато  хозяйка  не  дремала,
 И  соседа  в  гости  позвала,
Жирным  пловом  долго ль угощала,
А  ушёл, тарелки  убрала».

            Вот так рабыня! Даже европейская госпожа, мадам, леди, фрау, пани, или ещё какая там, свободная по нашему мнению и равноправная с мужиками – женщина, не поступила бы так. Нет, накормить бы своего любовника вкусным пловом, или ещё каким другим вкусным блюдом, приготовленным из продуктов мужа, может не одна и наша «благоверная». Но не так же - нахально.

            Наша благоверная припрятала бы часть вкуснятины, а уже потом, когда от накормленного мужа и след простынет на солидное время, пригласила бы своего соседа – соблазнителя, или – ею соблазнённого. Наша мадам и о себе бы подумала, не кормила бы любовника только для того, чтобы он сразу же и ушёл. Но, это тоже к слову.            

            А вот восточная «рабыня», как видим из этой песни, поступила вот так, как поступила. А ведь песни сочиняют не на пустом месте, а на том, что мы видим в окружающей нас жизни, на самой правде нашей суеты. Ну, конечно, с некоторыми отклонениями в деталях для «красивого» слова, но главный смысл любой песни подтверждается действительными событиями.

            А вот какие события последовали дальше, события, воспетые восточными певцами, читаем дальше.
«Встал  мудрец, жена  не  растерялась,
И  кричит: - Протри  глаза, осёл,
Плов  проспал, пока  я  убиралась,
Кошка  весь  очистила  котёл».

            Вот так, ни больше, ни меньше. Если: «Кошка весь очистила котёл», выходит, мужу-повелителю жена не оставила и крошки. Да ещё и ослом назвала своего поработителя. Вот так – рабыня! Разве наша женщина, как бы ни любила своего соседа, даже, если допустить, что муж её сильно обижал, а она его за это ненавидела, всё равно так бы не сделала. Наша женщина, как я уже отмечал раньше, оставила бы мужу хоть немного поесть. Наша женщина при любом раскладе руководствовалась бы правилом: человек всё-таки.

            А что же мудрец? Как он воспринял известие, что ему не улыбнулось на этот раз насладиться вкусом и запахом любимого плова? Наш мужик, за редким исключением, конечно, показал бы при таком раскладе своей благоверной такую «кузькину мать», что долго бы стонала. Возможно, именно поэтому, заранее зная о последствиях, наша женщина так бы и не подумала сделать. 

            А вот мудрец, о котором поётся в песне, а это, конечно, не кто иной, как сам Насреддин, поступил совсем не по-нашему. Вот сами посмотрите:
«Помолчал  мудрец  и  вот  без  крика
Кошку  взял  за  хвост  и  за  усы,
И  спокойно  сонную  мурлыку,
Положил, как  в  лавке, на  весы.
И  спросил  мудрец  без  лишних  слов:
Если  это  плов, то  где  же  кошка,
Если  это  кошка, где  же  плов?»

            Вот так странно кончается эта песня. Выяснил мудрец, что не кошка «очистила котёл», на этом всё и кончилось. А может и не так, больше ничего в песне об этом не сказано. А предполагать, конечно, можно многое. Может было страшнее, чем у на бывает в подобных случаях.Однако, можно ли завидовать такому мужику, если вот с ним так поступают, почитая его при том, как мудреца. Хотя, как говорят на Востоке: - «На всё воля Аллаха!». 

    Иллюстрация с Интернета – поёт Рашид Бейбутов, спасибо.

С Днём 8-е Марта вас, дорогие вы наши женщины!

      7.03.2014


Рецензии