О философских пароходах Из несказанного

Для того, чтобы заблокировать Украину на пути в Европу, Кремль, кажется , готов затопить не один философский пароход ... "
Из несказанного историком и философом Андреем Зубовым

Несказаницы. Что это ?
http://www.stihi.ru/2011/12/23/9481


***

Россия затопила корабль «Очаков» у входа в озеро Донузлав

Российские военные начали проводить «некоторые маневры» в Крыму. В ночь с пятого на шестое марта вооруженные люди решили усилить осаду и преградили судам Южной военно-морской базы выход в море. Для этого они перекрыли вход в озеро Донузлав, затопив там большой противолодочный корабль «Очаков». Напомним, что военные объекты Вооруженных сил Украины блокируются с прошлой недели.

Как сообщает военный источник в Севастополе, пожелавший остаться неизвестным, действо началось после одиннадцати вечера в гарнизоне «Донузлав». Военнослужащие стали сниматься с блокпостов, а через полчаса корабли Черноморского флота России подняли якоря и ушли в неизвестном направлении. Эти суда несколько дней преграждали украинским кораблям выход из озера.

Далее российские военные на буксирах втащили корабль «Очаков» и поставили его между Северной и Южной косами. Используя противопожарный катер, она наполнили его водой для потери устойчивости. В завершении прогремел взрыв, и «Очаков» лег на борт. Предварительно российские корабли своими прожекторами ослепили украинских наблюдателей.


***

Философский пароход

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 
«Философский пароход», высылка интеллигенции — операция советских властей по отстранению от работы и насильственной высылке за границу или в отдалённые районы РСФСР деятелей науки, медицины и литературы, произведённая по инициативе В. И. Ленина в рамках ужесточения борьбы с инакомыслием в период начала экономической либерализации (НЭПа)[1], проведённая в 1922—1923 гг.

История
 
Пароход «Oberbuergermeister Haken»

В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

Тогда же Ленин в своём письме Ф. Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал «Экономист» — «явный центр белогвардейцев, … Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодёжи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу»[2].

Л. Д. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно»[3].

«Философский пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberb;rgermeister Haken (29—30 сентября) и Preussen (16—17 ноября)[4], доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию.

Среди высланных летом — осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.

Большая российская энциклопедия указывает, что кампания проводилась в рамках культурной революции[5].

Краткая хронология

1921, август. Разгром Помгола и арест его членов.
1921—1922. «Профессорская забастовка».
21 февраля 1922. Письмо В. И. Ленина Л. Б. Каменеву и И. В. Сталину с предложением «…уволить 20—40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно». Речь шла о профессорах МВТУ.
12 марта 1922. Программная статья Ленина «О значении воинствующего материализма» в журнале «Под знаменем марксизма», № 3.
Март — октябрь. Всероссийские съезды учёных, на которых открыто критиковалась социально-экономическая политика властей: Всероссийский агрономический съезд (март), Всероссийский съезд врачей (май), I Всероссийский геологический съезд (май), Всероссийский съезд сельскохозяйственной кооперации (октябрь).
19 мая 1922. Записка Ленина Ф. Э. Дзержинскому о подготовке высылки «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции».
Июнь 1922. Первыми за границу отправлены известные общественные деятели, бывшие руководители Помгола С. Н. Прокопович и Е. Д. Кускова.
27—28 июня 1922. Аресты врачей, участников 2-го Всероссийского съезда врачебных секций и секции врачей Всемедикосантруда; в дальнейшем сосланы.
16 июля 1922. Ленин написал письмо ЦК с предложением арестовать и выслать без объяснения причин «несколько сот» представителей интеллигенции.
10 августа 1922. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке», который гласил: «В целях изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям, в отношении которых испрашивается у Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета разрешение на изоляцию свыше 2-х месяцев, в тех случаях, когда имеется возможность не прибегать к аресту, установить высылку за границу или в определённые местности РСФСР в административном порядке» (то есть без суда). Срок высылки, согласно декрету, не мог превышать трёх лет[7].
Лето 1922. Органами ГПУ составлены три списка: московский — 67 человек (на 23 августа), петроградский — 51 человек, украинский — 77 человек (на 3 августа 1922 года); итого 195 человек. За многих учёных ходатайствовали различные ведомства и люди. В конечном счёте изгнанию подлежало примерно 160 человек.
16—17 августа. Аресты и обыски по спискам в Москве, Петрограде и Казани. 17—18 августа аресты на Украине. Арестовать удалось не всех. Арестованные дали подписку о невозвращении в РСФСР под угрозой смертной казни.
31 августа 1922. В «Правде» опубликовано сообщение о высылке, в котором указывалось, что «наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов, высылаются частью в Северные губернии России, частью за границу <…> Среди высылаемых почти нет крупных научных имён <…> Высылка активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции является первым предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям. Советская власть по-прежнему будет высоко ценить и всячески поддерживать тех представителей старой интеллигенции, которые будут лояльно работать с Советской властью, как работает сейчас лучшая часть специалистов. Но она по-прежнему в корне будет пресекать всякую попытку использовать советские возможности для открытой или тайной борьбы с рабоче-крестьянской властью за реставрацию буржуазно-помещичьего режима».[8]
31 августа 1922 года. На заседании комиссии по высылке под председательством Ф. Э. Дзержинского в результате ходатайств было решено отменить высылку в отношении 9 питерцев и 19 москвичей.
31 августа — 1 сентября 1922 года. Аресты и обыски среди «антисоветского студенчества». Из 33 намеченных к аресту арестовано 15 человек, оставлены 2 засады.
19 сентября 1922 года. На пароходе из Одессы в Константинополь прибыли представители украинской интеллигенции — историк А. В. Флоровский и физиолог Б. П. Бабкин. Однако после письма Политбюро КП(б)У в Политбюро РКП(б) о нежелательности «укрепить за счёт эмигрантов украинское националистическое движение» высылка за границу по «украинскому списку» была прекращена. Дальнейшая судьба учёных, включённых в «украинский список», как пишет А. Н. Артизов оказалась более трагичной — они были сосланы в отдалённые губернии РСФСР. Те же, кто (небольшая часть, которая была выслана в сентябре — октябре 1922 года) уже был к этому моменту выслан за пределы Советской России, осели в Праге, где встретили радушный приём.
23 сентября 1922 года. Поездом Москва — Рига отправилась следующая крупная партия «инакомыслящих», в числе которых были А. В. Пешехонов, П. А. Сорокин, И. П. Матвеев, А. И. Сигирский и другие. Следом за ними поездом Москва — Берлин отправились Ф. А. Степун, Н. И. Любимов и др.
29 сентября 1922. Из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого были философы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев, А. А. Кизеветтер, М. А. Ильин (Осоргин), М. М. Новиков, А. И. Угримов, В. В. Зворыкин, Н. А. Цветков, И. Ю. Баккал, профессор МВТУ В. И. Ясинский и другие. 30 сентября пароход прибыл в Штеттин. На борту находилось примерно 30—33 человека из Москвы и Казани, а также из других городов (с семьями примерно 70 человек).
Юрий Анненков вспоминал: «Провожающих было человек десять, не больше… На пароход нас не допустили. Мы стояли на набережной. Когда пароход отчаливал, уезжающие уже невидимо сидели в каютах. Проститься не удалось»[9].
16 ноября 1922. Из Петрограда отплыл пароход «Пруссия», на котором в изгнание отправились Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, И. И. Лапшин и другие. Всего — 17 высланных из Петрограда (с семьями — 44 человека). 18 ноября они прибыли в Штеттин. Помимо них, на пароходе в качестве пассажиров выехали за границу академик Н. А. Котляревский, профессора Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, М. В. Кирпичёв, математик Д. Ф. Селиванов и другие.
3 декабря 1922. В Берлин прибыли депортированные из Грузии (60 человек).
1923. По данным на 20 января, 4-м отделением спецотдела ГПУ выслано за границу из Москвы, Петрограда и Украины 57 человек, в том числе 20 профессоров. Однако один из них (Н. А. Рожков) указан в списке ошибочно: решением Политбюро он был выслан в Псков[10].

Список высланных

Проф. И. А. Ильин и кн. С. Е. Трубецкой. Рис. И. А. Матусевича, сделанный на борту парохода, плывущего в Германию. 1922 г.Среди высланных русские философы и мыслители:

И. Ю. Баккал
Н. А. Бердяев
В. Ф. Булгаков
C. Н. Булгаков
В. В. Зворыкин
И. А. Ильин
Л. П. Карсавин
А. А. Кизеветтер
Н. А. Котляревский
Д. В. Кузьмин-Караваев
И. И. Лапшин
Н. О. Лосский
В. А. Мякотин
М. М. Новиков
М. А. Осоргин
П. А. Сорокин
С. Е. Трубецкой
А. И. Угримов
С. Л. Франк
Н. Н. Цветков
В. И. Ясинский

Увековечение памяти
 
Памятник «Философскому пароходу»В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак[11]. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского философского общества / 15.11.2003»

Интересные факты
«Философский пароход», символ и главный приз фестиваля «Русское Зарубежье»

На корабле изгнанникам дали «Золотую книгу», которая хранилась на пароходе, —для памятных записей именитых пассажиров. Её украшал рисунок Ф. И. Шаляпина, покинувшего Россию чуть раньше: великий певец изобразил себя голым, со спины, переходящим море вброд. Надпись гласила, что весь мир ему — дом.
«Философским пароходом» назвали пассажирский лайнер «Мария Ермолова», доставивший участников XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к глобальным проблемам», проходившего 10—17 августа 2003 года в Стамбуле, обратно в Россию, в Новороссийск. Символический подтекст этой акции был таков: русская философия возвращается на родину.
В 1997 году начались съёмки художественно-публицистического сериала «Не будем проклинать изгнанье», Режиссёры: М. Демуров, В. Эпштейн, второй фильм «Изгнание» посвящён «философскому пароходу».
В 2007 году учреждён ежегодный Международный кинофестиваль «Русское зарубежье», символом и главным призом которого стало скульптурное изображение «Философского парохода» работы Галины Шилиной.
В 2007 году состоялась художественная выставка О. Цуцковой «Русская идея. Философский пароход».
См. также «Красный ковчег»
Политические репрессии 1920-х годов в СССР
Рейды Палмера


***

7 марта 2014

Мнения / Интервью
"Останусь свободным человеком"

Московский историк Андрей Зубов уволен после резкой статьи о действиях России на Украине


Андрей Зубов
 
Историка Андрея Зубова, профессора кафедры философии МГИМО увольняют из института после статьи, опубликованной им недавно в газете "Ведомости". В ней Зубов, анализируя действия России в отношении Украины и ввод российских войск в Крым, указал на сходство черт нынешнего кризиса с присоединением Австрии к нацистской Германии в 1938 году. Зубов заявил о губительности для России подобных действий.

В интервью Радио Свобода Зубов сообщил, что рассматривает происходящее с ним как эксперимент, который демонстрирует состояние дел в России и тем полезный для его студентов – то есть это является продолжением его педагогической деятельности:

– Мне два часа назад официально заведующий кафедрой философии МГИМО сообщил, что его вызывал ректор и сказал, чтобы я выбирал между двумя вариантами – или уволиться по собственному желанию, или уволить приказом ректора. Я сказал, что по собственному желанию увольняться не буду. Тогда меня увольняют по статье. Приказа об увольнении еще нет, но разговор был совершенно серьезный.

– А что значит по статье? И какая-то причина объявлена, почему увольняют?

– Завтра утром меня вызывает к себе проректор, который, видимо, мне объявит причину. Но неофициально мне было сказано, что причина – заметка на сайте "Ведомостей" 1 марта.

– Вы собираетесь как-то оспаривать это?

– Если меня уволят по статье, значит, они не хотят, чтобы я у них работал. Зачем мне у них работать, если они не хотят этого? Я подозреваю, что для меня чисто юридически уйти по собственному желанию было бы лучше, но поскольку я не люблю лгать вообще, то и тут я лгать не буду тоже, я сам уходить не желаю.

– Вы собираетесь искать новую работу? Вам что-то предлагают?

– Нет, пока никто ничего не предложил, но придется, конечно, искать. Я же живу на зарплату, у меня другого источника дохода нет.

– Вы были готовы к такому развитию событий, вы ждали этого?
Пусть страна становится несвободной, я останусь жить в своей стране свободным человеком
– Признаться, да. Я не был в этом уверен, и мне было бы очень приятно, если бы ничего подобного не произошло, и это свидетельствовало бы о том, что принципы свободы выражения своих мыслей, свободы слова сохраняются в какой-то степени в России, что любой гражданин имеет право высказывать свои политические суждения. И это нормально, если в них не содержится никаких принципиальных нарушений закона. Поскольку никто не привлекает меня ни по какой статье, и я думаю, что меня не за что привлечь даже при большом старании, то мне было бы приятно убедиться в том, что все нормально. Но ситуация другая, и со свободой слова не все так хорошо, как хотелось бы. Я был к этому готов и догадывался, что в стране ситуация ухудшается, и то, что можно было делать еще три года назад, теперь уже делать невозможно, мне по крайней мере. Скажем, преподавание в высшем учебном заведении и свобода политических суждений становятся несовместимыми. Конечно, для демократического общества это невозможная вещь. Так что это неприятный, но факт, и, скорее, не моей биографии, а биографии нашего политического режима. С другой стороны, поскольку я человек уже немолодой, мне 62 года, половину жизни я прожил в советском государстве, вволю испытал на себе деспотизм, лишение права на свободу самовыражения, я в новой России испытывал наслаждение от того, что я могу говорить то, что думаю. У меня до этого была мысль о том, как сказать то, что я должен, так, чтобы это напечатали, а после 1991 года я искал только, как наиболее адекватно выразить мысли, которые мне хочется выразить, наиболее понятно и ясно. Сейчас наступает время, подобное советскому. Но я взял для себя принцип: пусть страна становится несвободной, я останусь жить в своей стране свободным человеком.

– Вы в МГИМО занимались преподавательской деятельностью?

– Да.

– Как вы полагаете, какой будет реакция ваших студентов?

– Не знаю. Но многие пишут уже не мне, у меня нет эккаунта в Фейсбуке и тому подобного, но моей дочери, которая тоже заканчивала МГИМО, ей многие пишут, сотни людей со всего мира, не только нынешние студенты, я же преподавал в МГИМО с 2001 года, выражают свою солидарность со мной. Многие выражают свое возмущение тем, что произошло. Многие пишут очень хорошие, теплые слова. Конечно, студенты все поймут. Может быть, они не отдают себе отчет в том духе, который сейчас опять появляется в нашем обществе, и для них это будет знаком. А с другой стороны, я думаю, молодежи очень важно видеть примеры того, что ради совести и правды люди готовы поступиться удобством своей жизни, работой и так далее. Они должны эти принципы внутреннего достоинства и чести усваивать. Я считаю, что моя позиция и с этой статьей в "Ведомостях", и с моим изгнанием – это продолжение моей педагогической деятельности.

– Вы думаете, этим закончится реакция государства на вашу статью?

– Ну, кто же это знает... Всю жизнь мы, ученые, ставим эксперименты, и иногда я с удивлением смотрю на процесс собственного старения, это такой физиологический эксперимент. Так же и тут, это эксперимент. Посмотрим, что будет дальше и чем все кончится, не кончится... Поживем – увидим.

"Есть моменты, когда надо подниматься в атаку"

Накануне Радио Свобода взяло у Андрея Зубова другое интервью, в котором попросили его подробнее рассказать об исторических аналогиях нынешних действий России на Украине и спрашивали о том, готов ли он к тому, что статья станет источником неприятностей.

– Вы сравниваете вторжение в Крым с захватом Австрии Гитлером.

– Среди многих аналогий различных захватов, которыми богат 20-й век, аналогии, связанные с германскими бескровными аншлюсами 1938-1939 годов, речь идет об Австрии, Судеты, Моравии, Клайпеды и так далее, – это наиболее близкие аналогии. И там и там этническое большинство на землях, и там и там они жили вполне нормально. В Австрии немцы вообще были основным народом, в Судетах они пользовались внутренним самоуправлением, правом на язык, на школу, на газеты, у них университет даже был. В Мемеле была автономия, был собственный местный парламент, все права. То есть никто немцев совершенно не ущемлял. Но у Гитлера была маниакальная жажда восстановления Рейха, разрушенного после Первой мировой войны, он хотел соединить всех немцев. Его главная цель была – заразить шовинизмом весь немецкий народ, потому что присоединение новых земель, особенно населенных соотечественниками, всегда вызывает невероятный энтузиазм толпы. И именно поэтому был проведены эти аншлюсы, и во всех случаях местный народ не жаждал воссоединения: кто-то хотел, были радикалы, были умеренные люди, но с помощью спецслужб, эсесовцев, нацистской партии общество постепенно раскачивали. Захваты были во всех случаях беззаконными, потому что войска вступали на территорию до того, как соответствующие соглашения подписывались, или же они вступали после, когда это соглашение было просто выламыванием рук. Так что это наиболее близкие аналогии. То же самое произошло в Крыму. Появились люди без опознавательных знаков в полной военной амуниции, с новейшим вооружением, это был спецназ ГРУ России, но официального этого никто не объявлял. Были захвачены основные объекты, в том числе парламент, и потом уже под защитой русских спецназовцев парламент проводит свою сессию, выбирает нового премьер-министра, новый премьер-министр из очень малочисленной русской националистической партии, она на выборах в парламент Крыма получила всего 3 процента голосов. И этот человек просит русской помощи. То же самое было в Австрии, когда немцы сменили канцлера. И, соответственно, эта помощь уже есть, она на месте, задним числом все оформляется, войска все вводятся и вводятся. То же самое абсолютно. Цели, может быть, другие у Путина, чем у Гитлера. Потому что у Гитлера была цель – расширение территории и шовинистическое одурманивание народа, а здесь, в первую очередь, я думаю, цель – это, как прекрасно сказал Андрей Илларионов в своем блоге, сделать украинцев ненавистными для русских, чтобы опыт Майдана не был принят в России как свой опыт, а чтобы это был опыт врага, от которого надо отказаться и отвергать. Поэтому Путину было необходимо, чтобы какие-то силы "Правого сектора" Украины или украинских вооруженных сил начали бы сопротивление, началась бы стрельба, пролилась бы кровь, тогда и ненависть бы возникла. Но украинцы себя ведут потрясающе сдержанно, и украинцы, и крымские татары. И это путает все планы Путина. Идет дезинформация о том, что где-то кто-то захватил что-то, кого-то убили, застрелили, все это потом оказывается полной ложью. И пока оккупация продолжается, но у меня полное ощущение, что сейчас другая мировая ситуация, чем в 1938 году, и тогда Запад боялся Советского Союза и коммунизма, поэтому предпочел Гитлера Сталину, а сейчас нет этой ситуации, сейчас Запад консолидирован, нет другой угрозы, кроме российской угрозы сейчас, поэтому весь мир, вся демократическая часть мира объединится против этой агрессии. И мы здесь, в России, только и ждем, что Путин образумится, может быть, с помощью санкций Запада, и эта агрессия будет прекращена.

– Вы пишете, что России грозят экономические санкции, политическая изоляция, гнев украинцев, может быть, и Турции. Это высокая цена для Путина?

– В "Нью-Йорк Таймс" появилась заметка, что Ангела Меркель сказала президенту Обаме, что, на ее взгляд, как психолога, она же психолог по профессии, "Путин просто сошел с ума". Мне трудно судить, но в этой ситуации ни один политолог не даст никакого серьезного прогноза. Мы всегда даем прогнозы, исходя из умного, рационального, пусть корыстного, пусть жестокого политика, но сейчас это поведение политика, безусловно потерявшего рассудок, это ясно видно. Почему это произошло – я не знаю. Потерян рассудок медицински или политически – я тоже не знаю. Но действия его абсурдны, потому что санкции и уже начавшийся сегодня резкий экономический спад, переходящий просто в развал финансового рынка в России, если он не прекратится, он приведет к обнищанию населения буквально за считаные месяцы и к огромному социальному протесту. Уже не против Украины, не против войны, а против голода и нищеты. И этот социальный протест охватит низы общества и будет страшен для власти, для Путина и всех его приближенных.

– Что побудило вас написать столь резкую критику?

– Просто сознание того, как говорил когда-то Иван Ильин, которого так любит Путин, что есть ситуации, в которых слово уже является делом. Я вспомнил, что в той же Германии было очень мало голосов против этих действий Гитлера в отношении Австрии, Чехословакии, и это было понятно почему, но плохо. И мало было таких голосов в Европе. Надо было сказать правду, во-первых, чтобы образумить моих соотечественников, потому что в интернете, на сайтах я видел, что люди сходят с ума и кричат: "Даешь Крым! Все простим Путину, если он вернет России Крым!" – и так далее. Вторая задача – показать украинцам, что не все в России думают так, как Путин, и как эти люди в интернете, что есть другая Россия. Это моя ответственность как русского гражданина. Есть ситуации, когда надо заниматься политикой, создавать политические партии, писать теоретические статьи, и в какой-то степени я всем этим занимаюсь, но сейчас наступил тот момент, когда надо немедленные действия предпринимать. Я, кстати говоря, очень благодарен газете "Ведомости", которая решилась немедленно поставить этот текст на свой сайт, вечером в субботу.

– А руководство сразу согласилось опубликовать вашу колонку?

– Это вопрос, конечно, не ко мне, я просто не знаю, как реагировали, но знаю, что это было сделано мгновенно. Я послал статью, со мной связались, в газете спросили, не против ли я, чтобы этот текст был поставлен на сайт немедленно, я сказал, что я не против, и текст был поставлен.

– Но текст – это была ваша инициатива?

– Да, моя полностью. Я написал текст, не думая, что его поставят в какую-нибудь газету, а думая, что его надо будет распространить просто в социальных сетях. Я написал этот текст, повинуясь своему долгу, но заодно послал своим знакомым журналистам из "Ведомостей. И вот неожиданно тут же пришло такое предложение.

– Ваша колонка вызвала бурную дискуссию в соцсетях. Вы следите за реакцией?

– Слежу в какой-то степени, но, как говорится, я сделал свое дело и дальше не продолжаю полемику в соцсетях. Теперь пусть люди сами думают, делятся, обсуждают. Мне пришло много писем поддержки, и надо сказать, ни одного письма осуждения. Многие люди звонили, отсюда и из-за границы. Я слышал, что во многих странах хотят этот текст перевести на родные языки. Ну, слава богу. Мне слава тут не нужна, а это важно для того, чтобы было ясно, что не вся Россия думает как Путин.

– Сравнение Путина с Гитлером все-таки в нынешнем российском контексте можно рассматривать как смелый шаг. Вы не боитесь ответных мер?

– Конечно, боюсь. Но в то же время – когда солдат поднимается в атаку, конечно, он боится, что его убьют, но есть моменты, когда надо подниматься в атаку. Так и сейчас. Я старый человек, в атаку я уже с винтовкой пойти не могу, моя винтовка – это мой компьютер.

Метки: история, путин, украина-россия


Рецензии