Японский Сонет. Кратко об основном

Статья подготовлена для семинара: http://www.stihi.ru/2014/03/05/3300

**

Семинар. Японский Сонет. (Единомышьленники)

Предлагаю всем любителям Японского Сонета поучаствовать в семинаре, чтобы ближе ознакомиться с данным жанром поэтической формы.


Предлагаю вашему вниманию выдержки из статей, размещённых по адресам:
http://www.stihi.ru/avtor/otogiboko
http://irinaostudina.ucoz.ru/forum/8-603-1

Возьмём их за основу компиляции, не посягая на право авторской собственности.
Итак, давайте ознакомимся с теорией.

«ЯПОНСКИЙ СОНЕТ-РЭНГА или АЛЬБОМНЫЙ СОНЕТ В ВОСТОЧНОМ СТИЛЕ - форма новая: 3 шага (2 хокку + 4 строчки, являющиеся, по сути, двумя связанными между собой по смыслу двустишиями) подразумевают право на самостоятельное существование каждого хокку, и в то же время неотделимость их друг от друга в контексте общей идеи произведения.» (с)

«Японский сонет - твёрдая поэтическая форма: стихотворение из десяти строк, образующих два трёхстишия-терцета и одно четверостишие-катрен. Основным стихотворным размером для японского сонета является дактиль» (с)

Метрическая схема: 5-7-5 / 5-7-5 / 7-5-7-5 (указано количество слогов в каждой строке).

Ударная дактилическая схема:

! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~

! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~

! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~


Ударная ямбическая схема:

~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~

~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~

~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~


Ударная хорейная схема:

! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !

! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !

! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !

«Японский Сонет (рэнга), или Русский Альбомный Сонет в восточном стиле, появился в 2006-м году в России и очень быстро нашёл своих сторонников и свою аудиторию.

Давно известно, что «по образцу традиционных твердых форм могут создаваться и новые, нетрадиционные. Однако для того, чтобы они ощущались в качестве таковых, нужно, чтобы такие стихи или производились сразу в большом однообразном количестве, или имели достаточно четкое и сложное строение, легко воспринимаемое как формальное задание. Лучше всего для этого годятся рефренные формы». (М.Л. Гаспаров)

Рождение данной рефренной формы тесно связано с японской поэзией хайкай-но рэнга (нанизанные строфы), но, в отличие от хокку (первой строфы, как правило 36-ти строфного произведения), были взяты первые четыре строфы или десять строк. За счёт этого расширились возможности внутреннего наполнения миниатюры. Теперь, кроме пейзажных строк (ба-но ку), автор может, не нарушая канонов, описывать, как от первого так и от третьего лица, человеческие чувства (ниндзе-но ку), использовать переходные фрагменты, имеющие неопределенно промежуточный характер (енкумэ).» (с)

**

Итак, мы ознакомились с первоосновой сложения Японского Сонета.
Мы знаем, какой должна быть внешняя структура стихотворения.
Мы знаем, что наши возможности (по сравнению с хокку) расширены:

1. Мы вольны решать, соблюдать нам рифму или нет.
2. Мы можем излагать текст от первого и третьего лица.
3. Мы можем использовать метафоры.


Надеюсь, что теперь мы смело можем пробовать наши силы в сложении Японского Сонета, который по сути является симбиозом двух литературных культур, способствующим обогащению нашей отечественной поэзии.

Анна Верба
5 марта 2014

Если у кого-то есть вопросы или желание высказать свой взгляд на данную тему – пожалуйста, можно изложить свои мысли в рецензиях.


Рецензии
Анна, с большим интересом прочитал ваши живые статьи, поэтич. диалоги. Талант их в том, что они заставляют узнать больше.

Сенаторов Владимир Анатольевич   14.01.2015 09:59     Заявить о нарушении
Стараюсь поделиться тем, что имею. Сжигаюсь, как свечка :)
Буду рада, если хоть что-то пригодится.

Спасибо за отклик. С Новым старым Годом! Начинаются Святки, и до Крещенья - сплошная радость! Желаю Вам счастья :)

Анна-Верба   14.01.2015 11:36   Заявить о нарушении
Работа продолжается, но свой финальный замысел я не могу пока реализовать, не хватает культуры речи) штампов меньше уже? Попробую вдохновится сегодня вашими размышлениями

СОН

Тихо,
очень тихо.
Прихотью тумана
силуэт осенний влажен,
приглушен.
Не стреляют "грады",
запахи нирваны,
запахи надежды…
Долгожданный сон не разрушить лязгом,
не рассеять взрывом…
В нем весна и вишни над родным крыльцом,
так же тихо,
няшно…
тишиной ленивой
окольцован вечер...
плавится огнем
бешеного солнца,
корчится, сгорая, рассыпая пепел вырванной мечты!

Тусклая,
сырая,
слезы утирая
ждет трамвая осень, растеряв цветы.

Сенаторов Владимир Анатольевич   14.01.2015 16:43   Заявить о нарушении
Или: Своего трамвая, слезы утирая, ожидает осень, растеряв цветы ) Рифма зато глубокая

Сенаторов Владимир Анатольевич   14.01.2015 17:06   Заявить о нарушении
Что-то мне переделанный финал не понравился...
Уж пусть останется банальное "молоко тумана".

В целом, звучит лучше. Только структура стала расхристанной...
Попробую её пригладить:

Тихо, очень тихо...
Прихотью тумана
силуэт осенний
влажен, приглушен.
Не стреляют "грады",
запахи нирваны,
запахи надежды...

Долгожданный сон
не разрушить лязгом,
не рассеять взрывом...
В нем весна и вишни
над родным крыльцом!
Так же тихо,
няшно...
Тишиной ленивой
окольцован вечер...

...Плавится огнем
бешеного солнца,
корчится, сгорая,
рассыпая пепел
вырванной мечты...

Финал бы прежний вернуть.

Анна-Верба   15.01.2015 07:39   Заявить о нарушении
Я тоже так подумал:-) но не обязательно молоко может быть и манная кашка:-) но туман быть должен

Сенаторов Владимир Анатольевич   15.01.2015 09:00   Заявить о нарушении
И глядит в оконце,
Слёзы утирая,
Осень, бросив в пепел
Красные цветы...

Анна-Верба   15.01.2015 09:09   Заявить о нарушении
Это уже не Донбасс, а Япония:-) я еще поработаю. Композиция интересная

Сенаторов Владимир Анатольевич   15.01.2015 09:24   Заявить о нарушении
Штамп тоже имеет право на свою махровую жизнь. :-)

Сенаторов Владимир Анатольевич   15.01.2015 09:26   Заявить о нарушении
Но глядит....... бросив в пепел ( бросив ????)

Сенаторов Владимир Анатольевич   15.01.2015 09:28   Заявить о нарушении
В первом моем варианте важно еще и то, что осень закономерно уйдет вот-вот

Сенаторов Владимир Анатольевич   15.01.2015 09:31   Заявить о нарушении
Кутаясь в тумане своего трамвая
Ожидает осень, растеряв цветы

Осень пришла, чтобы уйти растеряв цветы, она ждет именно своего трамвая, фонетически сгорая-трамвая - оправдано при наличии глубокой рифмы цветы-мечты . И в начале и в конце есть осень и туман, финал в такой редакции создает ощущение завершенности. Осень не вмешивается в весенний сон, утирая слезы. Примерно так я думаю. А ВЫ КАК СЧИТАЕТЕ, АННА?

Сенаторов Владимир Анатольевич   15.01.2015 09:49   Заявить о нарушении
Утомил Вас глупостью, наверное:-) спасибо, что читаете и обсуждаете

Сенаторов Владимир Анатольевич   15.01.2015 09:55   Заявить о нарушении
Владимир, всё нормально, я готова к обсуждению.
Просто в реале тоже есть дела :)
Всё правильно говорите: надо туман вернуть.
А эти слёзы - такая пошлость... :))
Но и образ трамвая какой-то стёбный. Надо ещё подумать.

Анна-Верба   15.01.2015 13:04   Заявить о нарушении