Стихоград. Жестокий романс

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. — Ars Amandi*
Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле...
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!
29 сентября 1915

* Ars Amandi - Искусство любви (лат.).
(с) Марина Цветаева, "В гибельном фолианте..."




«Жестокий романс» — советский художественный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Третья советская экранизация пьесы. Главную роль сыграла дебютировавшая этим фильмом в кино Лариса Гузеева. Романсы исполнила Валентина Пономарёва. Фильм снискал популярность у зрителей (о чём говорит, в частности, признание его «лучшим фильмом года» по версии журнала «Советский экран»), получил несколько официальных наград, но при этом имел разгромные рецензии критиков, обвинявших режиссёра в отходе от авторской трактовки пьесы и неверной расстановке акцентов.

… На «Ласточке», после весёлого банкета с песнями и плясками, Лариса с Паратовым удаляются в его каюту и проводят ночь вместе. Но утром Паратов советует Ларисе возвращаться домой, чтобы не давать повода для пересудов. Лариса требует, чтобы Паратов сам привёз её обратно и попросил её руки; Паратов заявляет, что всё произошедшее — следствие охватившей его страсти, что он не может жениться на Ларисе, так как уже обручён с другой.

Кнуров и Вожеватов решают, что в сложившейся ситуации можно пригласить Ларису с собой в заграничную поездку — оба собираются посетить Парижскую выставку. Кнуров намного богаче, Вожеватов — значительно моложе. Чтобы не устраивать конкуренции, они разыгрывают право пригласить Ларису в Париж в орлянку. Побеждает Кнуров, и Вожеватов даёт ему слово, что не будет претендовать на внимание Ларисы. Карандышев, который к утру догнал «Ласточку» и поднялся на борт, оказывается свидетелем договорённости купцов.

Ларисе некуда деться, она явно и думать не хочет о том, чтобы опозоренной вернуться к постылому жениху. Вожеватов, когда Лариса обращается к нему за поддержкой, вынужден категорически отказать. Кнуров же прямо, но крайне вежливо заявляет Ларисе, что с радостью предложил бы ей руку, но не в силах этого сделать, поскольку женат; поэтому он предлагает ей стать его содержанкой; он предоставит ей «такое громадное содержание, перед которым самые злые критики чужой нравственности вынуждены будут замолчать». Потрясённая Лариса отмалчивается.

Карандышев находит Ларису и предъявляет свои права на неё, но Лариса заявляет жениху, что если уж все с ней обращаются, как с вещью, то она намерена быть «дорогой вещью» и поэтому собирается согласиться на предложение Кнурова. Обезумевший Карандышев стреляет в Ларису из пистолета. Умирая, она благодарит его за этот выстрел…
(с) По материалам Википедии


Последние диалоги Ларисы с женихом:

- Зачем Вы здесь?

- Чтобы отомстить за нанесенное Вам оскорбление.

- Самое тяжкое оскорбление для меня - это Ваше покровительство.

- Вот как! Кнуров с Вожеватовым мечут жребий, кому Вы достанетесь, играют в орлянку - это не оскорбительно!  Они смотрят на Вас, как на вещь!

- Я вещь! Наконец-то слово для меня найдено.  Я вещь, я не человек.  Каждая вещь должна иметь хозяина. Да я пойду к Кнурову.

- Я Ваш хозяин!

- Нет! Я слишком дорога для Вас!  Если быть вещью, то очень дорогой!

- Я Ваш хозяин! Я беру Вас!

- Пустите меня! Оставьте.  Как Вы мне противны, не дотрагивайтесь до меня!

- Вы моя!  Моя... Опомнитесь, я Вам прощаю все!

- Только я-то себя не прощаю!

- Умоляю Вас, не уходите, Вы можете сделать меня счастливым!

- Поздно!

- Я готов терпеть всякие унижения!

- Подите, Вы слишком ничтожны для меня.

- Чем мне заслужить Вашу любовь? Я люблю Вас, Я люблю!

- Лжете! Я любви искала и не нашла!  На меня смотрели и смотрят как на забаву!

- Я люблю Вас, люблю.

- Я не нашла любви, так буду искать золото!

- Я Вашей быть не могу!

- Я люблю Вас! Остановитесь!

- Не раскайтесь! Вы должны быть моею!

- Никогда!

- Ну, так не доставайся же ты никому!

- Благодарю...



_______________________________
ПЕСНИ ИЗ КИНОФИЛЬМА:

А цыган идет.

муз. - А.Петров
сл.- Р.Киплинг
(перевод - Г.Кружков)

1. Мохнатый шмель - на душистый хмель,
Цапля серая - в камыши,
А цыганская дочь - за любимым в ночь,
По родству бродяжьей души.

Так вперед - за цыганской звездой кочевой,-
Hа закат, где дрожат паруса,
И глаза глядят с бесприютной тоской
В багровеющие небеса.

2. И вдвоем по тропе - навстречу судьбе,
Hе гадая, в ад или в рай.
Так и надо идти, не страшась пути,
Хоть на край земли, хоть за край.

Так вперед - за цыганской звездой кочевой,-
Hа закат, где дрожат паруса,
И глаза глядят с бесприютной тоской
В багровеющие небеса!

Так вперед за цыганской звездой кочевой,
Hа свиданье с зарей, на восток,
Где, тиха и нежна, розовеет волна,
Hа рассветный вползая песок!

Так вперед за цыганской звездой кочевой,-
До ревущих южных широт,
Где свирепая буря, как божья метла,
Океанскую пыль метет!
Так вперед!


_________________________
А напоследок я скажу.

муз. - А.Петров
сл. - Б.Ахмадуллина

А напоследок я скажу,
А напоследок я скажу:
"Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу,
Иль восхожу к высокой степени безумства.
Как ты любил?
Ты пригубил погибели,
Не в этом дело.
Как ты любил?
Ты погубил,
Но погубил так неумело".

А напоследок я скажу...
Работу малую висок
Ещё вершит, но пали руки.
И стайкою, наискосок,
Уходят запахи и звуки.
А напоследок я скажу:
"Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу,
Иль восхожу
К высокой степени безумства".

Так напоследок я скажу..


_____________________________
Под лаской плюшевого пледа.

сл. - М.Цветаева
муз.- А. Петров

Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? Чья победа?
Кто побежден? Кто побежден?
Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?

Кто был охотник? Кто добыча?
Все дьявольски наоборот.
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот, сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто в чьей руке был только мяч,
Чье сердце - ваше ли, мое ли,
Чье сердце - ваше ли, мое ли,
Летело вскачь?

И все-таки, что ж это было,
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль? Побеждена ль?


_____________________________
Любовь - волшебная страна.

муз. - А. Петров
сл. - Э.Рязанов

Я, словно бабочка, к огню
Стремилась так неодолимо
В Любовь, волшебную страну,
Где назовут меня любимой...

Где бесподобен день любой,
Где не страшилась я б ненастья.
Прекрасная страна- Любовь,
Страна - Любовь,
Ведь только в ней бывает счастье!

Пришли иные времена,-
Тебя то нет, то лжешь, не морщась.
Я поняла, Любовь- страна,
Где каждый человек притворщик...

Моя беда, а не вина,
Что я наивности образчик.
Любовь - обманная страна,
Обманная страна,
И каждый житель в ней - обманщик.

Зачем я плачу пред тобой
И улыбаюсь так некстати?
Неверная страна - Любовь,
Там каждый человек - предатель.

Но снова прорастёт трава
Сквозь все преграды и напасти.
Любовь - весенняя страна,
Ведь только в ней бывает счастье.


___________________
Романс о романсе

муз.А .Петрова
сл.Б.Ахмадулиной

Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее его соловьи.

То ль в расцвете судьбы, то ль на склоне.
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым мое время продли.

Наше ныне нас нежит и рушит
Но туманы сирени висят,
И в мантилье из сумрачных кружев
Кто-то вечно спускается в сад.

Как влюблен он, и нежен, и статен.
О, накинь, отвори, поспеши.
Можно все расточить и растратить
Но любви не отнять у души.

Отражен иль исторгнут роялем,
Свет луны - это тайна для глаз.
Но поющий всегда отворяет
То, что было сокрыто для нас.

Блик рассвета касается лика.
Мне спасительны песни твои.
И куда б ни вела та калитка,














________________________________________
10 фактор о рыцарях средневековья:

1. Оказывается, рыцари были низкорослыми. На рубеже XIV-XV веков средний рост рыцаря редко превышал 1,60 м (население тогда вообще было низкорослым).

2. Небритое и немытое лицо среднего рыцаря часто было обезображено оспой, поскольку ею в Европе в те времена болели практически все.


3. Под рыцарским шлемом, в его свалявшихся грязных волосах и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи. Бань в средневековой Европе, как известно, не было, и мылись рыцари не чаще, чем три раза в год.

4. В спутанных рыцарских бородах нередко застревали остатки еды и бог знает что еще.

5. Поскольку зубы в те времена никто не чистил, изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом. Кстати, часто основной закуской рыцарей был чеснок, который они употребляли для дезинфекции.

6. Зубов у рыцаря уже к 25 годам был далеко не полный комплект. Так что, скорее всего, при разговоре он должен был сильно шепелявить.


7. Во время похода средневековый рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат занимала около часа. По этой причине всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы.

8. Средневековые архивы дают массу свидетельств того, что женщинам во времена рыцарей жилось весьма несладко.

В благородной рыцарской среде было принято во время походов насиловать деревенских девственниц, и чем больше таких «подвигов» совершал странствующий рыцарь – тем больше его уважали.

9. К благородным дамам средневековые рыцари тоже относились, по нынешним меркам, весьма грубо, абсолютно не считаясь с их мнением и пожеланиями.


10. Представления о защите женской чести у рыцарей были весьма специфичными: каждый рыцарь считал своим долгом отбить женщину у собрата по мечу.

Мнения дамы, при этом, никто не спрашивал: она автоматически доставалась тому, кто побеждал в рыцарской разборке.
По материалам Инета






_______________________________________________
Остров Любви. Жестокий романс в двух частях
Сергей Жигалин 12

I


Бросалось солнышко теплом –
вот летняя беспечность!
Нас ангел овевал крылом,
миг превращая в вечность.

Над нашей лодкой он парил
невидимо, неслышно.
Нам направление дарил
по порученью свыше...

По-царски Остров принимал
своих гостей – влюбленных.
Приют заботливый давал
в лесах своих зеленых.

Нам космос покрывалом был,
была Земля – периной...
И век железный уходил,
век наступал звериный,

цветочный век, божественный,
век миросотворенья:
мужчина вместе с женщиной –
высокое паденье.
 


II


Но время наше истекло,
ушло – и не простилось.
Небес хрустальное стекло
в кольчугу превратилось.

Поэма обратилась в быль,
сменил Всевышний маску.
Лес сыплет желтый свой утиль,
с себя сдирая краску.

Под одеялом туч тепло,
нерадостно и сыро.
Светило навсегда ушло,
навечно дождик сирый.

Ты ясным солнышком была,
ты стала – серый дождик.
Дорогой звездною была,
а стала – бездорожьем.

Зима засыплет светом суть,
того, что с нами было.
Прости. Прощай. Молчи. Забудь.
На Острове – Любви могила.
© Сергей Жигалин 12, 2015
http://www.stihi.ru/2015/10/13/1810


Рецензии
Привет, Ирина! Поскольку я сочинитель, последнее время сочиняю нечто к юбилеям, 1-му сентября, присвоению звания... Наверное, это и плохо (для поэта), и хорошо (для сочинителя). Ещё бы деньги платили...

Если хочешь, выложу для ознакомления и критики...

Педсовет   06.09.2016 23:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Читала про врача, чтеца одного удивительного города. С теплом написано. Замечательные люди.

Ирина Петал   09.09.2016 20:00   Заявить о нарушении
Поэт. Сочинитель. Вслушаюсь, поэт – холодное, резкое слово, по этносу режет, по эталону…, сочинитель – мягкое, сочное, тёплое слово, Сочи*нить*Эль, нити Эли, властительницы Мира, по современному, электронной почты. Нити беспроводного сердечного Интернета, бегущие в южный курортный город Сочи за вдохновением, отдыхом, романтики, влюблённости… На мой взгляд, человек, пишущий стихи, должен быть и поэтом, и сочинителем.

Помните, Сергей, жостовский поднос? Вы же держали настоящий в руках! Так вот, поэт – это, как матрица, металлическая заготовка кузнеца, форма для букв, слов, стихотворения. Это человечья думка, мастерство... Сам поднос. Совершенно. Удобно. Практично. Но ещё холод металла… Чёрный фон печатного слова. Так вот, сочинитель – сердце художника. Яркие картины на чёрном фоне подноса… Это те чувства, то вдохновение, что вложил сочинитель для другого… И букет на жёсткости греет душу в нужный час – это чудо.

На подносе вовсе не раскраска –
Словно поэтический рассказ
О цветах как будто бы из сказки,
Чистом воздухе и птичьих голосах.

Маленькое чудо на подносе,
Из цветов невиданный пожар.
И ушли заботы и вопросы...
Пусть пыхтит пузатый самовар!

И от скуки, от зимы метельной
Жостовский поднос, как будто щит,
Прелестью веселой, доброй, летней –
Кажется, нас с вами защитит!
© Педсовет (Сергей Жигалин), 2015
http://www.stihi.ru/2015/11/13/3808

«Поскольку я сочинитель, последнее время сочиняю нечто к юбилеям, 1-му сентября, присвоению звания... Наверное, это и плохо (для поэта), и хорошо (для сочинителя).»

Всё хорошо в меру. А Вам, Сергей Валентинович, удаётся совмещать в себе и поэта, и сочинителя. :)

Благодарю от души. Да будут благодатными для Вас деньКи. Да звучат притихшие буквы звонче – деньГи!

Ирина

Ирина Петал   12.09.2016 13:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.