Стихополотно. Театр теней

Стихополотно.  Театр теней.


• Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество - признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера
Толстой Л. Н.

• Оглянувшись на людей, на все человечество, я увидал, что люди живут и утверждают, что знают смысл жизни. На себя оглянулся: я жил, пока знал смысл жизни. Как другим людям, так и мне смысл жизни и возможность жизни давала вера
Толстой Л. Н.

• Не бойтесь этого разногласия; напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всем окружающим выразилось самое лучшее, что есть в вас, — то божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования
Толстой Л. Н.



Жизнь - это движение рaзных видов энергии. Вырaжaясь более современным языком - это движение информaции. Чем лучше, то есть свободнее движется информaция, тем обширнее знaния. Информaция, которaя движется в горизонтaльной плоскости и которaя отрaжaет житье-бытье мaтериaльного мирa, рaзвивaет нaш кругозор. Рaзвитие это поверхностное, не дaющее душевного покоя, покудa человек не уяснит смыслa этого рaзвития, покудa не уяснит жизненной истины. Потребность открыть передвижение энергий между видимым и невидимым привелa к рождению информaтики. Хочу нaдеяться, что в скором времени онa придет к осознaнию необходимости нaучить людей высвобождaть рaзные виды энергии. И детям, и взрослым следовaло бы уметь высвобождaть свои стрaхи, ибо стрaх является причиной нaшей духовной слепоты. Из-зa этого мы трaтим впустую время, силы и деньги, a зaтем сокрушaемся, что их у нaс нет.

Знaния, возведенные в aбсолют, инaче говоря, нaуки, подобны детям, которые приникaют к черному зaнaвесу и через щелочки укрaдкой глядят, что происходит по ту сторону, не смея рaздвинуть зaнaвес. Если же кто-то осмеливaется сaмовольно рaсширить щелку и, просунув в нее голову, зaявить, что теперь он видит горaздо лучше, то остaльные первым делом нaбрaсывaются нa него с кулaкaми и лишь потом проявляют интерес к тому, что нaходится зa зaнaвесом. Зa это нa них обрушивaется кaрa от очередных неверящих, то есть догмaтиков. Из-зa подобного "грехa" многие лишaлись жизни.


"Дорогие люди! Ищите истину в себе, однaко не зaцикливaйтесь нa этом, инaче истинa остaновится в своем рaзвитии и перестaнет быть истиной. Истинa - это не вещь, которую Вы приобретaете. Истинa - это совершенство моментa, которое в следующий миг стaновится еще более совершенным. НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ОТРИЦАЙТЕ. Ибо движение энергий преврaщaет незримое в зримое и зримое в незримое, но именно тогдa, когдa это нужно. Ум и рaссудительность - это две грaни единого целого. Вместе взятые, они есть жизнь. Кому известнa и понятнa истинa, тому не может причинить боли человек, зaблудившийся в чaще истин. Ибо тот, кто понимaет себя, понимaет и другого"
Виилма Лууле, «Боль в твоем сердце»,


Театр теней
Александр Карпенко


Когда в себя твой запрокинут взор,
На перепутье ломкости дыханья,
Ты не пугайся, если пьян Гримёр:
Смерть – это просто переодеванье.

Не плачь, что жизнь, как женщина, ушла –
И ветру не обнять её руками;
Что духи нестареющего зла
Мечтанья превращают в зыбкий камень…

Благослови мерцанье фонарей –
И, охватив весь мир единым взором,
Смотри на всё как на театр теней,
Себя на миг представив режиссёром…




Театр теней
Ирина Осмоловская

Мерцают свечи. Гаснет тихо день.
Театр теней готовит представленье.
Прочь занавес. На сцене леди Тень
Чарует нас внезапным появленьем.

Аншлага здесь, сказать по правде, нет.
Да и к чему? Ведь это не "Ла скала".
Ты видишь: появляется букет,
А тень руки сжимает тень бокала?

Дрожит свеча. И тени на стене
Танцуют восхитительное что-то...
Они скрестились в мертвой тишине,
Как будто мы приблизились на йоту.

Но мир теней - иллюзия, мираж.
Тень бабочки легко летит на пламя.
Взмах крылышка. Затем крутой вираж.
И тень пропала где-то между нами.

Последний акт. Зажжется скоро свет.
Finita la comedia, мой гений!
Сейчас опустит занавес рассвет,
И мы с тобой исчезнем, словно тени.




Театр теней...
Автор: zlata

Безумство очертаний за окном-
Скользит и пропадает в лунной пыли.
Колючим шепотом сплетаются в поток
Осенней грусти рваные мотивы…

Я образ в драме, созданной тобой!
Театр теней! В пространстве межоконном!
Немая роль впивается иглой,
Сводя с ума в полете полусонном!

А по щекам наотмашь, как хлыстом-
Бьет холод ветра! Ливень ожиданья!
Случайность смерти. Сжатый в горле ком…
Ведь я - лишь отраженье в зазеркалье.

Опущен занавес. Холодной дробью марш!
Целует в лоб актрису блик рассвета.
Театр теней - лишь отзвук слова «фальш».
Любовь моя, прости меня за это…


(предыдущий вариант последней строфы)
Опущен занавес. Прощальный марш!
Такой железный и такой печальный…
Моя любовь – она как будто фарш-
Который в безысходность закатали!
25.09.07



ПЕСЕНКА ОБ ИГРЕ

Все мы в детстве во что-то играли,
Все мы толк понимали в игре, -
Кто-то гаммы играл на рояле,
Кто-то с кошкой играл во дворе.

Мы слегка подросли, но поди ж ты! –
В наших играх все тот же азарт, –
Мы играем в кино и на бирже,
Мы играем в войну и в бильярд.

Сколько игр на земле настоящих,
Что не знаешь, какую избрать!..
Только жаль, что однажды и в ящик
Нам придется уныло сыграть.

Ну так что ж, мы свое отыграли,
Пусть другие приступят к игре –
Кто-то станет бренчать на рояле,
Кто-то кошку гонять во дворе…
(с) Леонид Филатов



Ролевая любовь
Сергей Серафимкин

Любовь, в понимании многих людей, особенно женщин, это их Бог, в которого они верят, и которому они поклоняются. Поэтому, желание любви, это, по сути, желание вовлечь Бога в свою жизнь, сделав его одним из персонажей спектакля, что приведёт лишь к опошлению Бога. И как только мужчина, и женщина, желают предоставить любви определённую роль, они тем самым фактически указывают ей на дверь, так как спектакль может быть нужен уму, но никак не любви. И чаще всего настоящая любовь присутствует между теми людьми, которые меньше всего о ней задумываются, и меньше всего ей поклоняются.

© Copyright: Сергей Серафимкин, 2016
http://www.stihi.ru/2016/09/30/6179


Театр теней: как древнее искусство вдохновляет современные перформансы

Театр теней — это магия света и силуэтов, где простая игра теней на экране превращается в захватывающее зрелище. Это древнее искусство, зародившееся тысячи лет назад, сегодня переживает второе рождение, вдохновляя режиссеров, художников и перформеров по всему миру. От традиционных представлений в Азии до современных экспериментов в Европе и Америке — театр теней доказывает, что минимализм может быть мощным инструментом для передачи глубоких историй. Но что делает его таким особенным? И как обстоят дела с этим искусством в Казахстане — есть ли у него будущее в этой стране с богатой культурной историей?

Корни театра теней: от легенд до сцены
Театр теней уходит корнями в глубокую древность. Считается, что он появился более 2000 лет назад в Китае, во времена династии Хань. Одна из легенд гласит, что император У-ди, потерявший любимую наложницу, приказал придворным вернуть ее образ. Мастера создали силуэт из кожи, который ожил в свете факелов, — так родился первый теневой спектакль. Оттуда искусство распространилось по Шелковому пути в Индию, Персию и Юго-Восточную Азию.

“Театр теней — это искусство, рожденное из тоски и изобретательности, где тень становится живой.”

В Индонезии театр теней Ваянг Кулит стал частью религиозных ритуалов, рассказывая эпосы "Рамаяна" и "Махабхарата" с помощью изящных кожаных кукол. В Турции театр Карагёз и Хадживат превратился в сатирическое шоу, высмеивающее власть и общество. Это искусство всегда было доступным: экран, свет и несколько фигур — вот и все, что нужно для создания целого мира. В Европе театр теней расцвел в XVIII–XIX веках, особенно во Франции, где силуэтные представления стали популярным развлечением в салонах. С развитием технологий — от масляных ламп до проекторов — он начал эволюционировать, но сохранил свою простоту и очарование.

Современный театр теней: от традиции к эксперименту
Сегодня театр теней — это не только дань прошлому, но и поле для экспериментов. Современные постановки выходят за рамки традиционных кукол: артисты используют собственные тела, предметы быта и даже абстрактные формы. Венгерский коллектив Attraction прославился своими теневыми шоу, рассказывающими истории любви и войны через движения танцоров за экраном.

“В XXI веке тени стали языком, который говорит с нами через технологии и эмоции.”

В Японии театр теней сочетается с анимацией, а в США его используют в образовательных проектах для детей. Технологии, такие как лазеры, интерактивные экраны и 3D-проекции, позволяют создавать сложные визуальные эффекты. Например, постановка The Shadow Factory в Великобритании рассказывает о жизни рабочих во время Второй мировой войны, смешивая историю с художественным вымыслом. Театр теней стал гибридным искусством, объединяющим танец, кино и перформанс, что делает его универсальным языком современности

См. портал культуры Казахстана

Театр теней в Казахстане: есть ли место для теней?
В Казахстане театр теней как самостоятельное искусство пока не получил широкого распространения, хотя страна обладает богатым культурным наследием, которое могло бы стать основой для его развития. Традиционный казахский театр, такой как кукольные представления или эпические постановки, имеет много общего с театром теней: акцент на визуальную символику и связь с народными легендами. Однако исторически в казахской культуре больше развивались устные традиции — сказания акынов и жырау, — а театральное искусство в современном виде начало формироваться лишь в XX веке под влиянием советской эпохи.

“Казахстанский фольклор — это кладезь историй, которые ждут своего часа в тенях.”

На сегодняшний день в Казахстане нет постоянных профессиональных коллективов, специализирующихся на театре теней. Однако элементы этого искусства встречаются в экспериментальных постановках. В Алматы театр ARTиШОК иногда использует тени в своих авангардных спектаклях, а в детских театрах, таких как Государственный театр кукол, они создают сказочную атмосферу. В 2023 году на фестивале Central Asia Theatre в Астане узбекские артисты представили теневой перформанс, который вызвал интерес у местной публики. Молодые режиссеры начинают обращать внимание на этот жанр, вдохновляясь его выразительностью.

Будущее театра теней в Казахстане: перспективы развития
Развитие театра теней в Казахстане возможно, но требует усилий. Нужен импульс от театральных школ и культурных институций. Например, Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова могла бы включить мастер-классы по театру теней, приглашая специалистов из Индонезии или Турции. Государственная поддержка — гранты, фестивали, конкурсы — тоже могла бы стимулировать эксперименты в этом жанре.

“Социальные сети могут стать сценой для теней, оживив казахские легенды для нового поколения.”

Цифровые платформы открывают новые возможности: короткие теневые видео для TikTok или YouTube могли бы адаптировать сказки о батырах или современные истории. Театр теней с его минимальными затратами идеально подходит для гастролей по регионам Казахстана, где доступ к большим постановкам ограничен. Если местные творцы возьмут за основу национальные мотивы — истории о Кобланды-батыре или Алпамысе — и добавят современные элементы, жанр может найти свою нишу. Вопрос в том, появятся ли энтузиасты, готовые вдохнуть жизнь в тени казахской сцены.

Тени, которые говорят
Театр теней — это искусство, которое говорит без слов, но громче многих голосов. Его сила в простоте и универсальности: будь то древний эпос или современная драма, тени могут рассказать любую историю. От Китая до Европы он прошел долгий путь, адаптируясь к эпохам и культурам. В Казахстане это искусство пока в зачаточном состоянии, но его потенциал огромен. Возможно, в скором времени мы увидим, как силуэты батыров и степных духов оживут на экранах Астаны и Алматы, соединяя прошлое с будущим в танце света и тени.

Часто задаваемые вопросы
Откуда взялся театр теней?
Он зародился в Китае более 2000 лет назад и распространился по Азии и Европе через торговые пути и культурный обмен.
Почему театр теней популярен сегодня?
Его минимализм и универсальность позволяют сочетать традиции с современными технологиями, привлекая новую аудиторию.
Есть ли театр теней в Казахстане?
Пока он не развит как отдельный жанр, но элементы встречаются в экспериментальных и детских постановках.
Как можно развить театр теней в Казахстане?
Через образование, фестивали, поддержку государства и использование соцсетей для популяризации жанра.


Рецензии