Даль за далью

"И ломать меня ломали,
И терзать меня терзали,
Гнули, гнули до земли,
А я выпрямился…
. . . . .
Можно душу человеку
Измолоть на порошок…
Ах, ломать меня ломать...
Ах, терзать меня терзать!.."
   "Прогулки с котом" Олег Даль (январь 1981)


"Помоги и спаси,
О Господи.
Сбереги и укрой,
О Господи.
Мягким снегом меня занеси, Господи.
И глаза свои не закрой, Господи.
Погляди на меня,
О Господи.
Вот я весь пред тобой,
О Господи.
Я живу не клянясь,
О Господи.
Подари мне покой,
О Господи…
   Олег Даль (зима 1981)


«Любовь к фейерверкам — своеобразный, но верный признак
вырождающейся нации».
    Майн Рид (из дневника Олега Даля, 30.01.1976)





"Непредсказуем…" "Он необязателен..."
"Резкий..." "Заносчивый..." "Эгоцентричный..." -
Баяли, бают враги и "приятели":
Гнусь кулуарная стала публичной.

               
         *               *               *

Не принимаю убогого царства бездарностей.
Власть предержащие мелки, мешаются, мучают.
Соцреализм - не искусство, он мерзкою данностью
Выпал по воле жестокой трагичного случая,
Нужная мета: "Вам - звания, вам и регалии...
Верной дорогой идёте, единственно верною".
"Вы уклонились. Урезать... Убрать..." и так далее.
Что же, калечить живое, что с кровью и нервами -
Душу губить, подчинившись насилию серости?
Стать в череде ждущих ласку, одним из просителей?
"Стыдно, дружище? Такое бывает по первости.
Здесь - все свои: процедура отнюдь не для зрителей.
Будет тебе ерепениться! - этой дорогою
Сотни попали в анналы, в почёте заслуженном..."
Я и хозяин, и раб: не дозволено многое
В затхлом, щемящем пространстве, до камеры суженном.
Душно. Невмочь продавать себя оптом и в розницу -
Зеркало станет краснеть, взяв меня в отражение.
Надо творить, надо жить не в угоду, а по' сердцу,
И не терять ни себя, ни к себе уважение.

Едкой заразой - безвкусица. Многие мирятся,
Не нагружая свой разум действительно стОящим.
И расползается гадость подобием вируса:
Глядь, было общество - стало послушное сборище.
Справиться с этаким легче: дай хлеба, дай зрелища,
Граждане счастливы, мысль не терзает крамольная.
В славе артист, утверждённые глупости мелющий.
Смех пустозвонов, сжирающих шутки фривольные.
Жизнь - фейерверк и любовь к фейерверкам, к овациям.
В первых рядах - вдохновители и почитатели.
Виден по лицам бесспорный прогресс деградации,
Видно, что лица довольны весьма и  признательны.

Дай мне, о Господи, силы не впасть в малодушие -
На примирение выйти, подмяв убеждения!
Пусть ненавистники треплются - это не худшее.
Боль и усталость червями едят средостение.
Форма осталась такою же (к чёрту конкретику!) -
Нет  содержания: было - исчезло. Угроблено.
Если ошибочна, надо ли чтить диалектику?
Авторы крепко наврали, про душу особенно.
Частые думы о смерти владеют сознанием,
И удручает никчёмность, доводит до ярости.
Роли давались не теми, не те, с опозданием,
Сделать ещё вряд ли что-то успею я. Старости
Мне не дано, долгих прОжитых лет не предвидится.
Каждому час свой предписан покинуть ристалище.

В Киеве третьего марта скончался в гостинице.
До сорока не дожил. На Ваганьковском кладбище…

___________________________________________________________


Олег Даль (25.05.1941 - 03.03.1981)


Рецензии
Соцреализм, оно конечно, рамками давил... но то, что началось, в т.ч. в кинематографе, в 90-е... смею предположить, что таланту Олега Даля от такой вседозволенности и разгула вседозволенности и безвкусицы стало бы только тяжелее. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения. Жизнь, увы, мало кому ковровые дорожки настелила.
Успехов тебе, Андрюш, в новом году и вдохновения!
С теплом,

Happy Lady   09.05.2016 21:47     Заявить о нарушении
То, что началось в 90-е, оно и сейчас продолжается... пылу того чуть поменьше стало, но в целом - то же самое. Безвкусица проплачена, и нам её втюхивают. Из фильмов последних лет по пальцам можно пересчитать те, что достойны войти в анналы.
Галич, Высоцкий, Даль и - сколько их?.. И ковровые дорожки, как правило, для тех, кто часто идёт на сделку с самим собой.

Спасибо, Леночка!

С теплом огромным, -

А.Бердников   12.05.2016 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.