Неписаные законы

 17.05.1992 года.
 На планёрке ребята предупредили:
—В нашей бригаде надо «работать», то есть делать левый навар. Ты можешь не знать устройство вагона или инструкцию по сигнализации, но уметь делать деньги из воздуха и договариваться с ревизорами ты просто обязан. Иначе надолго в волгоградском резерве ты не задержишься…
«Странные здесь понятия о работе проводника,» - подумал я и решил ехать «чистым», то есть без подобных ухищрений.
 В конце поездки вдруг понял, что совершил ошибку. Узнав о том, что я не собираюсь «навариваться», начальник поезда направил в мой вагон ревизоров. Они устроили мне экзамен по Правилам перевозки пассажиров и составили акт на… «халатное отношение к своим служебным обязанностям». Я так и не понял, в чём оно заключается.
 За это так называемое «нарушение» я был лишён премиальных. Как выразилась руководительница местного резерва проводников – «надо учиться находить общий язык с проверяющими лицами». Я попытался возразить и напомнил некоторые статьи Уголовного кодекса, но мне ответили, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Придётся в срочном порядке осваивать неписанные законы местных проводников.

3.06.1992 года.
 За три недели работы в Волгоградском резерве проводников я крепко усвоил главное правило: если ты в конце поездки не вернул себе ту сумму, которую потратил в дороге, ты – не проводник.
 Это, так сказать, программа-минимум. Максимум зависит от возможностей и собственной фантазии. Деньги здесь делаются на всём. Повторный застил белья, провоз безбилетных пассажиров и лишней ручной клади, перевозка посылок и ценных писем, перевод пассажира с верхней полки на нижнюю или из плацкартника в купейник – вот далеко не полный перечень источников дополнительного дохода.
 Полученная в результате этих деяний сумма делится на три равные части: для начальника поезда, для ревизоров и для себя. Учитывая, что ревизоры приходят не часто, проводник обычно кладёт в свой карман две трети от общей суммы навара. Бригадиру же отстёжка производится для того, чтобы он не мешал «работать», точнее, не направлял к нам проверяющих. Причём, передача «левых» денег начальнику поезда производится не обычным способом из рук в руки, а вместе с бельевыми, чтобы никто ничего не заподозрил.
 Такой метод зарабатывания денег, как ни странно, поощряется. С помощью вышеперечисленных взяток ускоряется карьерный рост. Я знаю несколько человек, которые, отработав всего один год, вдруг становились начальниками поездов.
 Да, так жить можно, но очень осторожно. Один неверный шаг и… нет ни денег, ни работы, ни семьи, ни свободы… Не зря говорят: «Хочешь жить – умей вертеться!» Придумано не нами.


Рецензии