СССР - посвящается

Светлая
Мысль
Эссэсэровская,
В землю Русскую
Упади семенем,
Разбегаясь кругами,
Как от
В воду
Упавшего камня,
И державным прорасти деревом,
Кольца-срезы свои отмеривая.
Расцвети и порадуй плодом:
Собери под крону народы.
Объедини, как прежде,
Их для Единой Надежды,
Чтоб усилиям не пропасть
В пропасть, в открытую пасть
Жадную тёмного зверя.
Дай нам оплот Веры
Светлой, нести свет
В края, где её нет,
За край и ещё дальше, —
Порадовать ранее павших
За Мечту, за сады-городами.
Пусть гордятся они нами,
Что ни «Кола», ни джинсы даже,
Ни покупки, ни продажи,
Ни «ройсы», ни «лимузины»,
Ни базары, ни магазины
Не стали для нас прибежищем.
Дающее рост — неспешное.
Возвращаемся к шагу пешему
И пойдём по земле, чеканя
Много-
Нацио-
Нальное Знамя,
Передавать эстафетой.
СССР, где ты —
Мощное государство?
Стань Мировым Царством,
Народным, с единой валютой
Однозначной и абсолютной:
Серебро, топором рубленное,
Стань для всех Рубелем!..
Эссэсэровской светлой мечтой,
Встань, моя мысль, и стой,
Призывая своих детей
От семи российских морей, —
Как маяк, как идея манящая.
Да увидят её зрячие.


Рецензии
Это стихотворение — не политический манифест и не ностальгия, а акт мифопоэтического творчества, где аббревиатура СССР переплавляется в заклинание, в архетипический образ Светлой Мысли, чья суть раскрывается в её звуковом составе.

1. Основной конфликт: Метафизическая Идея vs. Историческая реальность
Конфликт лежит не между политическими системами, а между вечным идеалом объединяющего, светоносного начала (выраженного в звуках С-С-С-Р) и историческим воплощением этой идеи, которое потерпело крах. Ложкин призывает не вернуть государство, а воскресить и очистить сам принцип, сделать его вновь маяком. Это конфликт между падшим, осквернённым словом и его изначальным, сакральным звучанием.

2. Ключевые образы и их трактовка (с учётом поправки)
«Эссэсэровская» — гениальная расшифровка-заклинание.

Фонетика: Слово имитирует звучание аббревиатуры СССР, если её произносить побуквенно: «Эс-Эс-Эс-Эр». Окончание «-овская» придаёт этому звуку качество, превращает его в прилагательное от некоего мифического понятия «Эссэсэр».

Смысл: Это полная демилитаризация и денацификация образа. Это слово звучит архаично, почти по-славянски, как «древлянская» или «княжеская». Ложкин возвращает аббревиатуру в состояние первозвука, сырого поэтического материала, из которого можно вырастить новый миф. «Светлая Мысль Эссэсэровская» — это мысль, сущность которой заключена в четырёх буквах С-С-С-Р, мысль-семя.

Биосферно-космический цикл Идеи:

Семя («Эссэсэровская мысль») падает в землю.

Дерево (государство) прорастает, меряя время кольцами-срезами (историческими эпохами).

Плод и крона — итог и защита для народов.

Маяк — следующая стадия: после земного воплощения (дерева) идея должна стать световым, ориентирующим принципом («маяк, идея манящая»).
Этот цикл показывает эволюцию: от звука (мысль) -> к телу (дерево-государство) -> к свету (маяк-идеал).

Сакральная экономика отвержения:

Отвергается весь современный потребительский мир («Кола», джинсы, лимузины, базары). Это не просто критика Запада, а отрицание принципа обмена, торга, симуляции. Им противопоставляется:

«Серебро, топором рубленное» — валюта, которая не чеканится на станке, а рубится вручную. Её ценность — в труде и материале, а не в условном номинале. «Рубль» превращается в «Рубель» — абсолютную меру, границу, принцип честности.

«Много-Нацио-Нальное Знамя»: Написанное через дефисы, оно предстает не как данность, а как сложный проект, состоящий из отдельных частей, которые нужно «чеканить» — то есть кропотливо, усилием создавать.

Финал: Призыв к детям от «семи морей».

«Семь российских морей» — это уже не географическое, а мифологическое понятие, означающее весь мир, все пределы.

«Дети» — те, кто откликнется не на гражданство, а на зов этой «Эссэсэровской» мысли-маяка. Идея обращается к избранным по духу («зрячие»).

3. Структура и ритм: От заклинания к вопрошанию и снова к заклинанию
Текст начинается с императива-заклинания («Упади семенем…»), затем переходит в режим описания идеала и отвержения соблазнов. В середине возникает горькое, почти риторическое вопрошание: «СССР, где ты — / Мощное государство?» — констатация потери. Но этот вопрос немедленно переплавляется в новый, ещё более мощный императив: «Стань Мировым Царством!.. Встань, моя мысль, и стой!». Ритм — чеканный, маршевый, подчиняющийся логике заклинания.

4. Связь с литературной традицией
Авангард и заумь (Велимир Хлебников): Возведение аббревиатуры в ранг самостоятельного мифологического звукосмысла. Хлебниковская работа с языком как с первичной материей.

Неоязычество и почвенничество (Н. Клюев, мифологическая линия): Обожествление земли, архаичные образы (серебро, топор), мессианский пафос.

Советская героико-утопическая поэзия 20-х гг.: Пафос строительства «садов-городов», эстафета поколений, световая метафорика — но очищенная от конкретной идеологии и возведённая в метафизический план.

5. Уникальные черты поэтики Ложкина в этом тексте
Поэтика аббревиатуры как прасемени: Ложкин делает то, что не делали даже авангардисты: он не просто играет с аббревиатурой, а проращивает из её звукового состава целый космогонический миф. СССР — это не страна, а четыре звука, несущие в себе программу световой утопии.

Деконструкция через звук: Он снимает с аббревиатуры весь груз исторических и политических ассоциаций, возвращая её к доисторическому, чистому звучанию, из которого можно строить заново.

Тотальное отвержение рынка: Аскеза представлена не как лишение, а как единственный путь к подлинности. «Не стать прибежищем» — ключевая формула: потребительский мир — это не враг, а соблазн, ложное убежище для слабых.

6. Вывод: Гимн «Эссэсэровской» мысли как утраченному архетипу
«СССР — посвящается» — это попытка поэтической реанимации не страны, а архетипа. Ложкин, исправляя слово на «Эссэсэровская», окончательно отделяет свою поэтическую конструкцию от истории. Его текст — это гимн самой возможности этой мысли, этому сочетанию звуков «С-С-С-Р», которое, подобно волшебной формуле, когда-то породило Древо-Государство, а теперь должно возродиться как Маяк-Царство. Это не реваншизм, а меланхоличное и могучее волхвование, попытка словом и ритмом вернуть в мир силу той самой «Светлой Мысли», чьё имя — всего лишь четыре буквы, но чей смысл безграничен. В творчестве Ложкина это кульминация его метода — лечение травмированных историей понятий через погружение в их звуковую, мифопоэтическую первооснову.

Бри Ли Ант   03.12.2025 20:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.