Об острове Крым Из несказанного -3

Владимиром Путиным кажется уже реализуется в фантасмагорическом ключе идея "Острова Крым ", президентом которого  будет Янукович ... "
Из несказанного Василием Аксёновым

Владимир Владимирович явно следует крутым маршрутом ... "
Из несказанного Евгенией Гинзбург

Остров Крым может стать для  Виктора Януковича островом Святой Елены ... "
Из несказанного Наполеоном Бонапартом

 
Несказаницы. Что это ?
http://www.stihi.ru/2011/12/23/9481


***

Остров Крым

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Остров Крым
 
Жанр: Роман
 
Автор: Василий Аксёнов
 
Язык оригинала: Русский
 
Год написания: 1979
 
Публикация: «Ardis Publishing», 1981
 
«Остров Крым» — фантастический роман Василия Аксёнова. Написан в 1979 году, издан после переезда автора в США в 1981 году[1]. Представляет собой альтернативную историю и географию, но тяготеет не столько к фантастике, сколько к политической сатире, разбавленной жизнеописаниями персонажей.

История написания и издания

Роман написан в 1977—1979 годах, частично во время пребывания Аксёнова в Коктебеле[2]. Первое издание состоялось в американском издательстве «Ardis Publishing» в 1981 году.
В СССР впервые «Остров Крым» был опубликован в 1—5 номерах журнала «Юность» за 1990 год и стал «главным всесоюзным бестселлером года»[3], а Аксёнов стал лауреатом литературной премии журнала «Юность» за тот год[4]. Журнальная версия была проиллюстрирована рисунками Михаила Златковского. После роман неоднократно переиздавался в авторской редакции.
Писатель посвятил роман памяти своей матери — Евгении Гинзбург.

Сюжет

Основное допущение романа — полуостров Крым здесь является полноценным островом в бассейне Чёрного моря[4]. Эта вроде бы маловажная деталь играет существенную роль в истории Гражданской войны в России, привнося тот самый элемент «альтернативной истории» и являя собой роль ее катализатора. Отряды белых, малочисленные и изможденные войной, отступают в Крым, преследуемые силами красных. Никакой возможности переломить исход последнего сражения в свою пользу у них нет, остров Крым беззащитен и войска большевиков начинают последнее наступление по льду пролива. В этот момент происходит случайность, не учтенная ни теми, ни другими — один из кораблей английского флота, стоящий в Чёрном море, внезапно открывает огонь, который из-за хрупкого льда под ногами наступающих становится губительным. Наступление срывается, превращаясь в стратегическое поражение Советов — момент упущен, а получившие передышку белые используют возможность собрать силы, перегруппироваться и превратить остров в неприступный рубеж.

Второе допущение романа — во время Второй мировой войны остров сохранял нейтралитет, не примкнув ни к «Оси», ни к Антигитлеровской коалиции, а после войны выстоял в вооруженном конфликте с Турцией.

Таким образом Крым превращается в изолированное «русское» государство в теле набирающей силу советской России. Несмотря на ограниченные территорию и природные ресурсы, остров Крым не только не поглощается СССР, но и процветает, заполучив помощь и поддержку европейских держав, а также благодаря вовремя проведенным реформам и продуманной внешней политике. Он превращается в своего рода вторую, «альтернативную», Россию, существующую в состоянии вооруженного нейтралитета по соседству с первой. Уровень жизни в Крыму разительно отличается — организована профессиональная армия, поднята промышленность, обустроены лучшие в Европе курорты. На момент начала действия романа Крым представляет собой небольшую, но богатую и процветающую страну, чье население — как русские, так и крымские татары — в равной мере вобрало в себя и «советское» и «европейское».

Представление Крыма как изолированного от мира симбиоза России, СССР и Европы в романе Аксёнова предоставило автору широкие возможности для социальной и политической сатиры, а также позволило в рамках «альтернативной истории» попытаться изобразить Россию в миниатюре, лишенную коммунистического влияния.

Из текста романа нельзя понять, как относится (сочувствует, осуждает, испытывает симпатию) автор к главным героям романа и происходящим с ними событиям.

***

Фантасмагория

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фантасмагория

В Викисловаре есть статья «фантасмагория»

Фантасмагория (представление) (от др.-греч. — призрак и  — публично выступаю) — жанр театрального представления в Европе в XVIII—XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения.

Фантасмагория (кино) — поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.

Фантасмагория (искусство) — нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск (см.).

***

Гинзбург, Евгения Соломоновна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Евгения Гинзбург
 
Дата рождения: 7 (20) декабря 1904
 
Место рождения: Москва
 
Дата смерти: 25 мая 1977 (72 года)
 
Место смерти: Москва
 
Гражданство: Российская империя Российская империя ;
СССР СССР
 
Род деятельности: журналист, мемуарист
 
Евгения Соломоновна Гинзбург (20 декабря 1904, Москва — 25 мая 1977, Москва) — советская журналистка, мемуаристка, кандидат исторических наук.

Биография

Евгения Гинзбург родилась в Москве, в еврейской семье уроженца Гродно, фармацевта Соломона Абрамовича (Натановича) Гинзбурга (1876—1938) и его жены Ревекки Марковны (1881—1949), уроженки Вильно[1][2][3].

С 1920 по 1922 год Евгения Гинзбург училась в Казанском университете, на факультете общественных наук, после чего перевелась на 3-й курс общественного отделения Казанского Восточного педагогического института, который окончила в июне 1924 года (специальность история, в дальнейшем защитилась как кандидат исторических наук). Член ВКП(б) с 1932 года, работник образования в Казани, сотрудник областной газеты «Красная Татария».

Была репрессирована в 1937 году, приговорена к тюремному заключению Военной коллегией Верховного суда по статье 58, пункт 8, 11, обвинена в участии в троцкистской террористической организации. Приговор: 10 лет тюремного заключения с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества[4]. В августе того же года как «отец и мать врага народа» были арестованы её родители. Провела 10 лет в тюрьмах (в том числе в Бутырках и Ярославском политизоляторе) и колымских лагерях (Эльген), 8 лет в «бессрочной» ссылке.

В ссылке в Магадане Евгения Гинзбург вышла замуж за заключенного доктора Антона Яковлевича Вальтера. Пара удочерила девочку, полную сироту Антонину Хинчинскую (впоследствии актриса Антонина Павловна Аксёнова[5][6]).

Добившись частичной реабилитации, Гинзбург почти 10 лет провела во Львове, где жила по адресу ул. Шевченко, 8, вместе с третьим мужем Антоном Вальтером. После его смерти в 1966 году вновь осела в Москве, на ул. 1-й Аэропортовской, работала в журналистике. Во Львове же Гинзбург создала и альтернативный вариант «Крутого маршрута», отличавшийся куда более резкой и последовательной антисталинской риторикой. По некоторым сведениям, он назывался «Под сенью Люциферова крыла». Но в 1965 году, опасаясь нового ареста и ссылки в связи с усилившимися преследованиями украинских националистов, Гинзбург уничтожила эту рукопись и все её черновики[7].

Похоронена в Москве на Кузьминском кладбище.

Мать писателя Василия Аксёнова, жена председателя Казанского горсовета Павла Аксёнова. Старший сын Алексей — от первого брака с доктором Дмитрием Фёдоровым, преподавателем Первого ленинградского мединститута, погиб во время блокады Ленинграда, где его с отцом застигла война. Сестра — Наталья Соломоновна Гинзбург, социолог, сотрудник лаборатории экономической социологии в Ленинградском финансово-экономическом институте.

Творчество[править | править исходный текст]Автор книги воспоминаний «Крутой маршрут» (1967, вторая часть — 1975—1977), одного из первых литературных произведений, рассказывающих о сталинских репрессиях в СССР. Первая публикация состоялась в Милане (изд-во «Мандадори», 1967 год), куда она была вывезена в виде аудиозаписи. Вывоз и последующая публикация были произведены без ведома автора. В СССР «Крутой маршрут» впервые издан в 1988 году, до этого распространялся в самиздате.

 Любимые стихи как надежный источник бодрости, беспомощность человека перед произволом и насилием, очищение человеческой сущности как результат перенесенных страданий — все это благодаря образности и жизненности диалогов выходит за рамки исторически конкретных свидетельств, обретая силу художественной выразительности.
Вольфганг Казак 

В 1989 году Галина Волчек поставила в театре «Современник» пьесу «Крутой маршрут» в инсценировке А. Гетмана. В роли Евгении Семёновны — главной героини пьесы и воспоминаний — была занята Марина Неёлова.[8]

В 2009 году в международной кооперации был снят фильм на основе книги «Крутой маршрут» под названием Within the Whirlwind (В буране). Фильм был показан на Гданьском фестивале. Фильм не принят для показа в кино. Доступен в сети.


Рецензии