Антихайку

                ЗАМЕТКИ О ПОИСКЕ НЕУЛОВИМОГО

                Позитроника
Чем выше предмет, тем больше отбрасываемая им тень. Чем значительнее идея, тем сильнее она трансформируется после многократного повторения. Недаром же говорят, что единожды возникнув, вечный город/Амбер породил миллионы отражений.
Как бы мы не стремились душой к неразделённому миру, но живём-то в двойственном, где каждому явлению есть свой дихотомический партнёр: ночи – день, теплу – холод;  и, если мы видим инь, то где-то неизбежно находится ян.  Где-то, в глубинах антимира, существует своя позитроника взамен нашей электроники. И, если существует феномен хайку, оставивший за последние десятилетия значительный след почти во всех литературах мира, то с неизбежностью существования античастиц и антитез, где-то до поры  скрыта  идея антихайку.  Стихотворной формы, удивительно похожей и не похожей на своего двойника, которая не противостоит классическому хайку, но составляет с ним дуальную пару.
Многие пытливые умы пытались изловить эту неуловимую частицу или хотя бы приблизиться к её пониманию, вызывая на себя гнев ортодоксов. Но, как и в случае с клонированием, никакой гнев осторожных не способен остудить творческого зуда упрямых и любопытных. В конце концов, всё, что сегодня имеет наша цивилизация – начиная с огня и заканчивая космическими зондами, - всего лишь результат их неистребимого любопытства.

                Риторика
Сегодня может показаться, что традиционные темы хайку давно исчерпаны, и многие любители трёхстиший занимаются тиражированием старых образцов. Причём, ряд ограничений создан искусственно и даже не японцами, о чём свидетельствует, например, исследование Харуо Сиране. Конечно, это радикальное мнение, скорее всего далекое от реальности – жанр хайку обладает невероятной приспособляемостью, однако стремление найти его таинственную «античастицу» почти неосознанно заставляет многих наших современников тронуться в путь с завязанными глазами по шаткой доске.  Появляются новые жанры, такие как «фристайл», «японский сонет». 
Между тем, жизнь изменилась по сравнению с эпохой Басё, и многие новые темы настоятельно просят своего воплощения. Например, космос: то, что ещё сто лет назад было почти абстракцией, мечтой, сейчас стало реальностью и обыденностью. В тридцатые годы прошлого века в Японии большой переполох вызвало упоминание в хайку паровоза. В наши дни такое же неприятие у многих «знатоков» вызывает упоминание, скажем, марсохода. Но ведь это реальность нашего времени! И кто знает, может завтра обыденностью станет то, что сегодня кажется абсурдным.  Новые литературные жанры позволяют человечеству психологически подготовиться к грядущим  изменениям.

                Портрет невидимки
Позволим себе на минуту представить, что мы поймали нечто, похожее на искомую античастицу. И вот что мы видим:  пишется в три строки и две смысловые части; первая и третья строки должны иметь равную длину: 4-5-6 слогов; вторая строка не должна быть равной им, но может быть короче первой-третьей (т.н. «вогнутое» антихайку). Пишется со строчных букв, с минимумом знаков препинания. Как и в хайку, нежелательно писать от первого лица, пользоваться подпорками «как», «вроде» и т. д. Но, если хайку – это моментальная фотография, то антихайку – скорее негатив, зачастую очень причудливый.
Возможен аналог сезонного слова - вводная, которая представляет описываемый мир. Например: «Зазеркалье», «пески Марса», «СССР», наконец…

пески Марса
«я – Земля!» - охрипший
кричит радист

                Пышные формы
В антихайку допускается широкое использование метафор, внутренняя рифма, звукопись, смещение строк. Оно может быть нарочито грубоватым. Легко комплектуется в целостные циклы, не чурается олицетворения и может нести форму личного взгляда, что нежелательно в хайку. Допускается, как приём, утверждение от обратного: «и кто не приходит» подразумевает, что приходят все.

кто не приходит
в эти тихие земли?
мир Зазеркалья…

«все – одинаковы!» -
буркнул будда под дубом
     едва продрав глаза

Для тех, кто помнит эту историю, известно, что испытав просветление, Гаутама воскликнул: «да ведь они все будды!» Здесь говорится о том же, хотя и в парадоксальной форме. Вообще, важнее что сказано, чем как.
Парадокс часто становится одной из главных форм бытования антихайку:

Одним из основных приёмов хайку служит принцип неполноты – недосказанности, когда то, что  подразумевается, больше сказанного. Соответственно – по принципу негатива – одним из приёмов антихайку станет использование принципа полноты. Главным образом эта полнота предстаёт в описании несуществующего мира/ситуации, когда несколькими штрихами рисуется убедительная картина несуществующего. E=mc2 – и вселенная описана подробным образом. Условия  заданы, и наше воображение способно проделать всю остальную работу.

жара – сто градусов!
К обеду ломаешь корочку 
на лужах с тонким льдом

чёрное солнце
бесхозные утюги
плывут над домом

Законы абсурдного мира обрисованы, простор для фантазии открыт.

                Страна фантазия
Наше время, и наша страна в частности, демонстрируют удивительный рост влияния жанра фэнтези. Хорошо это или плохо, но факт остаётся фактом. Вот и антихайку движется в русле этой тенденции. В смысловом плане оно обращено, в отличие от своего оппонента, к несуществующим, абсурдным и фэнтезийным мирам, другим временам или откровенно отдалённым странам. В отличие от хайку может нести негативный или пародийный посыл, политическое или философское утверждение.
Хотя фэнтези – в том или ином виде – существовало всегда: и в эпоху пещерных людей и в эпоху Басё. Другое дело, что прежде оно служило элементом описания мира, а в наше просвещённое время стало объектом литературного поиска, служащим исключительно для развлечения читателя.

вокруг заставы
частокол с черепами
цветёт алыча


                Охотники за синей птицей
Одним из искателей нетрадиционных путей оказался краснодарский писатель Игорь Васильев, подобно Архимеду выбежавший из бани с криком: «Антихайку!» Наблюдая за ним, я попытался придать его восторженному порыву черты упорядоченности, которые и предлагаю  вашему вниманию. Когда-то давно, снедаемый жаждой новаторства, я написал большую подборку трёхстиший фэнтезийного и абсурдного характера. Что-то вроде:
   
чёрная тушь ночи
освещает путь ведьмы
зелёный огонёк

Потом благополучно забыл  в ящике стола, где они пролежали двадцать лет, пока Васильев не выдохнул загадочное: «антихайку»… И тогда всё  встало на свои места…

Вот такие беглые заметки по-поводу поиска таинственной частицы – антихайку, которая возможно и называется иначе, и выглядит совсем не так, но это уже другой вопрос.  Свою задачу я вижу  лишь в том, чтобы обозначить направление поиска. Возможно, вам повезёт в этом больше!


Рецензии
Что ж...
Если нужно получить элементарную частицу поэзии - своеобразный литературный бозон Хиггса, для начала, как и любую частицу, предсказывают её существование, исходя из закономерностей ранее открытого. Затем опытным путём, на базе какой-нибудь коллаборации, вроде ЦЕРНа, добывают её экспериментально, в "чистом" виде. Есть ли у Вас, тёзка, поэтический андронный коллайдер? Или существует ли он где-либо?

Йохан Йохансон   26.07.2020 08:20     Заявить о нарушении
Доброго времени!
я что-то давно сюда не заглядывал. ) у нас в Микролите своего "коллайдера" пока нет. А вообще существуют поэтические группы, рождающие новые жанры: так было с "японскими сонетами" и, кажется, с танкетками.

Иван Кротов   06.10.2020 17:05   Заявить о нарушении