Вирус негатива. Дайте хороших, добрых новостей

От авт:
попытка написания проблемного очерка в рамках учебного процесса на журфаке. все очень хвалили и советовали где-нибудь опубликовать. пока в сомнении, поэтому пусть повисит здесь. наивно, сумбурно, но от всей души.

Вирус негатива. Дайте хороших, добрых новостей.

На миг я впала в недоумение. «Если народ молчит, чье мнение ты выражаешь?» - спрашивает М. Жванецкий в своём открытом письме «Пишущему и показывающему». Как же так? Может, потому что я тоже имею какое-то отношение к журналистике, мне всегда казалось, что многое умалчивается вопреки воле народа. Что всё гораздо хуже, чем показывают в наших СМИ. «У журналистов слишком много свободы» – слышу я от агитирующих за ведущую партию страны и закипаю гневом – враньё! И не я одна.
И только дочитав до конца письмо М. Жванецкого, начинаю понимать, в чём проблема. Не только в том, ЧТО современный журналист стремится пустить на первые полосы, а скорее в том, КАК он это делает. Михаил Жванецкий прав – наша журналистика просто задыхается под несколькими слоями «крови» и «трупов», как будто больше ничего существенного в жизни страны и народа не происходит! Разбиваются самолёты, горят здания, тонут корабли... и всё по кругу. Никакого прогресса. Конец света прямо. А ну-ка подсчитайте, сколько за год произошло авиакатастроф... хотела сказать я и задумалась.
Это же опять о грязи и смертях! Но что же делать? Молчать об этом никак нельзя! «Наша страна не только трупы и кровь», – читаю я в открытом письме Жванецкого. «Ты не нищий». «Кто-то же счастлив». Хорошие слова, верные.
Кто-то счастлив несмотря на то, что только что смотрел новости, где сообщалось о невинных жертвах во время беспорядков.
Кто-то спокоен, будучи в достатке, читая о толпах проституток и нищих.
Ну и каков же тогда смысл? Какой толк от этих новостей, если они больше не вызывают каких-либо эмоций, кроме разве что неестественно восторжённого «ничего себе!». Люди смотрят на экраны, слушают радио, читают газеты с наслаждением, присущим любителям ночных страшилок. Просто до жути весело.
Псих открыл стрельбу в центре города? О-о-о, наш город показывают по центральному каналу! Дай в твиттере отпишусь – я был там за час до события! Я знал друга подруги убитого! И смакуем, смакуем событие со всех сторон, забыв, зачем и почему это делается.
Нет, не забыв. Просто не видя в этом ничего плохого. Одна сторона работает за деньги и рейтинг. Другая – за развлечение. Это же такое «событие» в жизни! И даже если ты там никаким боком, всё равно пытаешься «причаститься», поднять свою значимость. «Да, я слышал...», «да, читал...», «какой кошмар!», «что творится!». Ты «в теме», имеешь на этот счёт своё мнение, а значит...
А чёрт его знает, что это значит, кроме того, что нас интересует что угодно, кроме самой сути происходящего. Но такими темпами может показаться, что причина сложившейся ситуации в журналистике – общество, которому только и подавай «хлеба и зрелищ».
 «Мы то, что мы едим» - по-моему, высказывание, всё объясняющее. И хотя на ум приходит мрачная шутка-контраргумент, мол, в таком случае надо есть людей, думаю, читатели, а главное – журналисты – меня прекрасно поймут. Кому как не нам, «мастерам» своего дела знать все хитрости влияния СМИ на массы. И хотя из-за стремительно пожирающего масс-медиа интернета «вожжи» приспущены, именно радио, телевидение и печать «задают темп». «Коротко о главном», - сообщает симпатичная дикторша с экрана, и в очередь идёт ряд новостей-бомбочек. «На первую полосу!» - уверенно заявляет редактор, и в свежем газетном выпуске на читателя смотрит огромными буквами: «Курский школьник признался в изнасиловании сверстницы». И если бы только одно СМИ – нет, на всех каналах трубят, звонят, бьют в набат об одном и том же. Весь день, неделю, месяц, год...
Но ведь не молчать же об этом? А я и не предлагаю. Есть проблема – «засилие насилия» в СМИ. Откуда такая проблема и кто виноват, вопрос фактически не решаемый: начнёшь копать, и получается как в одном советском фильме: зерно гниёт, а виноватых – нет! Ответ напрашивается сам собой: все виноваты. Каждый внёс свой вклад. Но, поскольку я вроде как журналист, в первую очередь попытаюсь понять, что можно сделать с профессиональной точки зрения.
И вот что думаю: первый «камень» нашей «лавины» это стремление идти по лёгкому пути. От таких негативных событий и тем просто так не убежишь, не притворишься, что их нет. Зато можно не заморачиваться с формой подачи. Кадры поэффектнее, информацию подать более интригующе... С убийствами, катастрофами и несчастными случаями это почему-то выходит проще. Старая добрая истина – ненавидеть всегда проще, чем любить – работает везде и всегда. Как же с этим справиться? Боюсь, почти невозможно. Ведь здесь ноги растут не только из проблемы образования, но и идеологии и менталитета. Современный журналист редко имеет достаточное чувство собственного достоинства. Он либо «ломается» под механизмом устоявшейся системы и смиряется, либо изначально стремится только к наживе... за редким исключением, не делающим у моря погоды. Ничего не попишешь, в большинстве своём журналист может заработать только на сенсации. Но почему же? Неужели только из-за того, что публика не хочет ничего другого?
Нет. Просто публика не знает, какой на самом деле замечательный мир вокруг нас. Почему бы не попробовать донести это до неё? Ведь мы – журналисты – можем быть настоящими мастерами в умении показать, как здорово мы все живём. И даже так, что никто и не заподозрит лжи.
Не даром выше я говорю о том, что всегда считала, что дела обстоят гораздо хуже, чем обычно описывается в СМИ. «Ты в своей борьбе с президентом ни разу не ответил на вопрос: «Почему?»»,  - словно в ответ на мои мысли пишет Жванецкий. Да, да, всё – и смерти, и трупы, и катастрофы – всё это есть. Но в том, что мы видим в СМИ, нет глубины. Нет анализа, поиска причин. Только те самые вопли паники. Словно эффект толпы перекочевал с отдельно взятой площади – в масс-медиа и мутировавшим вирусом ввинтился в мозг каждого. Все уже инфицированы, и время на разработку вакцины тает с каждым новым килобитом информации. И никакого иммунитета нет... или? Неужто мы, «глашатаи» и «пастухи» сами себя травим? Впрочем, наверняка, даже те, что осознают ситуацию, не всегда «здоровы».
Тут на ум приходит эпизод из моего детства, навсегда запавший в душу. Тогда я впервые задалась вопросом, что же такое «демократия» с её свободой слова. И, разумеется, пристала с этим вопросом к папе (в детстве мне думалось, что нет ничего такого, чего бы он не знал). Полюбовавшись реакцией на полученный ответ (совершенно вылетевший из памяти, но явно вызвавший когнитивные затруднения), мой личный «гугл» на то время не упустил шанса пошутить. «Свобода слова, - сказал он, - это такая ситуация, когда простой человек стоит внизу, а чиновник над ним – на балконе. Стоящий внизу имеет полное право совершать плевательные действия по отношению к представителю власти».
Тогда я поняла шутку однозначно: есть свобода слова или нет, журналисту всегда достаётся. Вернётся назад, да ещё и сверху похихикают. Сегодня же всё это приобретает новый смысл. Копаясь в «нижнем белье» с одной целью – лишь бы шумело, – нельзя не замараться самому.
Поэтому, я считаю, что каждый журналист должен расти. Да-да, расти, вырастать из этой ловушки «лёгкого пути», созданной своими же руками. Работать над собой. Людям не интересно? «Детские отговорки» - как любит говорить одна моя хорошая знакомая. Какой же ты журналист, если не можешь сделать конфетку из самой плесневелой жвачки. Продавцы в магазинах могут, а ты – видите ли нет!
«Ах, как же нужен нам позитив! Дайте же, дайте хороших, добрых новостей», - восклицает Дмитрий Бирман в материале «Как соблюсти баланс позитива и негатива в СМИ?» («Биржа» №3). «Или, думаете, их уже не осталось?» - говорит он.
В последние годы часто поднимается вопрос о сокращении негатива в СМИ на законодательном уровне. Конечно же, поднимается паника – нашу свободу ущемляют! Но свободу чего? Свободу наживаться на несчастьях? Да, конечно, есть основания полагать, что о самом-то важном говорить запретят. Но вот она, свобода, в твоих руках... говори. Но ведь мы не умеем обращаться с этой свободой. Так обеспокоены её ущемлением? Скорее уж тем, что денежки сложнее заработать будет.
А тем временем с экранов всё больше исчезает человечность. На НТВ в закадровых текстах сплошь нагнетающие интонации. Стрельба в школе приобретает свойства «долгоиграющей конфеты». События ближайшего зарубежья стремятся обсудить даже самые сторонние СМИ. «Погибло 29 человек» - звучит то ли с восторгом, то ли с ужасом. «Восемьдесят! Разве не слышали?» - хвастливо раздаётся в ответ.
И никаких больше эмоций. Что это – очерствелость СМИ из-за влияния общества или наоборот? Мнится мне, что последнее. «Школьник в упор выстрелил в преподавателя, а потом добил», - слышу я в новостях и удивляюсь своему спокойствию.
Да, как бы ни поражались этому все СМИ, удивить-то уже нечем. Это же почти обычное дело... Кажется, что в таком потоке что-то позитивное иногда и пооригинальнее будет. «Мне бы чтоб с кровью и месиловом» - слышу я от человека на 10 лет младше. Новое поколение уже не отличает приключенческие фильмы от новостей...
Для себя я уже нашла ответ решения проблемы. Может, не до конца продуманный, но предельно ясный. «...будучи зеркалом, в котором ты лично отражаешься, ведешь свою личную, тебе одному понятную бесконечную борьбу...» - читаю у М. Жванецкого. Что же, хватит любоваться собой в зеркале. Нужно посмотреть на людей, да не на поверхность, а глубже. Хватит сверлить один и тот же зуб, нужно посмотреть на другие.
Знаете ли вы, что означает слово «человечность»? И я говорю не об определении из словаря. А о понимании.
Много трагического происходит в нашей стране и по всему миру. Но я никогда не забуду тот  день, когда совершенно случайно взяла в руки «Русский репортёр» и прочла репортаж о церемонии прощания с хоккеистами «Локомотива» в Ярославле. Автобус ехал в ночь по шоссе и до прибытия было ещё несколько часов. Я сидела среди пассажиров и плакала над совершенно обычными строками, сожалея о гибели людей, которых никогда не знала. В тексте никаких сантиментов, никаких жутких подробностей, а слёзы текут. И всё потому что в один миг я оказалась там, на церемонии прощания и ощутила всю горечь потерянного и несбывшегося. Во мне пробудилось умение сочувствовать.
Да, конечно, такое не каждый сможет написать. И не каждый так воспримет.  И тут могу дать только один жестокий совет: не умеешь – не берись. Не стремишься к лучшему, не учишься – получай по заслугам. Простая логика говорит, что дом, построенный самым лёгким путём, долго не простоит. Так почему же всем кажется, что в журналистике ситуация иная?
Начать стоит с себя. Создадим вирус позитива, способный выжить в наших условиях. И не забудем о человечности. 


Рецензии
С одной стороны, хорошее и доброе и выражение симпатий
по этому поводу частью народа считается инфантилизмом,
и подобные вещи не могут многих заинтересовать.
Вы представляете, как часто люди поголовно и долго способны восхищаться?
Да ещё по "чужому" поводу?
По каким-то сверхнеобычным или мощным причинам.
А пребывать на волне негатива? сколь угодно долго.
причём сам человек может будет в "средненьком" настроении,
но смаковать возьмётся именно негатив.
Каждый день лучше язвить и сетовать.

Можно сослаться на мировые шедевры - содержащие в большинстве скорбь, боль,противостояние. Другие (розово-счастливенькие) сюжеты ничему не учат.(Надеюсь, что всё же не всех) . И это очень напоминает ситацию, когда один понимает по=хорошему, а другой только если палкой вдоль спины.:)
/Вот когда обожгусь на молочке, может и на воду дуть начну./

Получается, дело не только в СМИ, которые производит всё это,
но и в большом количестве желающих потреблять именно это качество.

есть ведь сайты хорших новостей, можно начинать "день" с позитива, но...

Адреналина что ли не хватает ))

Светлана Энь   27.02.2014 22:13     Заявить о нарушении
полностью согласна. но я не упускаю этот момент. да, виновато в том числе и общество, но не только. вопрос ведь стоит не о том, что надо убрать негатив совсем, а о том, что форма его подачи убивает понимание ситуации. и я не призываю к розово-счастливеньким сюжетам. в конце концов я сама сторонница того, что счастье лучше всего ощущается только при резком перепаде от несчастья.
и да, адреналина многим не хватает. но кровь можно разными путями кипятить. просто это намного сложнее.

Екатерина Николаичева   27.02.2014 22:26   Заявить о нарушении