Прогулка

   Иду по тропке, солнцу улыбаюсь...
   Оно подмигивает мне лучом.
   И настроенье, бедам все на зависть,
   И даже ветра взбрыки нипочём.
   
   И своенравью рьяного гуляки
   Находится ответ у красоты:
   Танцующей траве на буераке
   Поклоны шлют осенние цветы.
   
   И златолистьем устланные тропы,
   Как будто в сказку за собой зовут,
   Где, паутинкой тонкою проштопан,
   С деревьев пущенный листвы салют.
   
   Поэзия осенних наваждений
   По мыслям водит крыльями строки.
   И, кажется, что чей-то мудрый гений
   Льёт вдохновенье с пригоршни руки.   

                24.02.2014

Краткий анализ стихотворения
Заглавие: отсутствует (можно предложить, например, «Осенняя прогулка» или «Радость в осени»).
Тема: осенняя природа и внутреннее состояние лирического героя — радость, вдохновение, гармония с миром.
Идея: даже в осеннем увядании можно найти красоту и источник вдохновения; природа наполняет душу светом и творческим порывом.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: описание с элементами рассуждения (лирический герой не только рисует картины природы, но и размышляет о своём состоянии, о природе творчества).
Композиция:
1;я строфа — начало пути, радостное взаимодействие с природой (солнце, ветер);
2;я строфа — противопоставление «своенравия гуляки» и ответной красоты природы (танцы травы, поклоны цветов);
3;я строфа — образ осенних троп, зовущих в сказку, и «салюта» из листвы;
4;я строфа — переход к рефлексии о поэзии и вдохновении, образ «мудрого гения».
Средства выразительности:
эпитеты: «рьяного гуляки», «танцующей траве», «златолистьем устланные тропы», «тонкою паутинкой»;
метафоры: «настроенье… бедам все на зависть», «листья — салют», «поэзия… водит крыльями строки», «льёт вдохновенье с пригоршни руки»;
олицетворения: «солнце подмигивает», «трава танцует», «цветы шлют поклоны», «тропы зовут»;
сравнения: «как будто в сказку за собой зовут»;
инверсия: «И своенравью рьяного гуляки / Находится ответ у красоты»;
неологизм/образ: «златолистьем» (слияние «золото» и «листья»);
ассонанс и аллитерация создают плавность и напевность (звуки л, с, т).
Средства связи между предложениями:
лексические повторы («и» в начале строк — анафора),
местоимения («оно», «всё»),
синонимические и образные переклички («солнце» — «луч», «тропы» — «тропка», «красота» — «поэзия»).
Ритмика и рифма:
размер — преимущественно четырёхстопный ямб;
рифмовка перекрёстная (ABAB), чередование мужских и женских рифм;
рифмы точные и приблизительные, звучат естественно.
Вывод: стихотворение создаёт светлое, созерцательное настроение. Через богатую образность и мелодичность речи автор передаёт гармонию человека и осенней природы, показывая, как внешний мир становится источником внутреннего вдохновения и поэзии. Текст целостен по смыслу и звучанию, отличается яркой художественной выразительностью.


Рецензии
Светлое стихотворение получилось, как тёплый день среди осени. Спасибо.

Елена Балашова -Гиберт   24.02.2014 21:53     Заявить о нарушении
Спасибо)
с уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   13.03.2014 00:45   Заявить о нарушении