У всех познаний кубок недолит...

Кичиться чином, званьем - глупый фарс.
Умом? Образованием? - Нелепо.
Возможности идут к желаньям слепо...
Какие-то из них пропустят Вас.

Ну, сколько-то прочтёте умных книг.
И сами тоже что-то проглядите...
Когда для Вас важнее знаний - зритель,
Слыть мудрым меж людей - соблазн велик,

Да разве важно, сколько ты прочёл?
По мне куда важнее, что ты понял.
Ходить по кругу, как послушный пони,
Не каждый в жизни, всё-таки, учён.

Кому-то важны звания и чин,
Кому-то нет семейных дел дороже.
Все люди не похожи и похожи
Наличьем личных для всего причин.

И, даже если лень порой шалит,
Что ж делать, мы не святы, в самом деле.
В своей бы разобраться канители...
У всех познаний кубок недолит...               

                24.02.2014

Анализ стихотворения
Тема и идея
Стихотворение посвящено размышлениям о человеческой сущности, самоценности личности и истинных жизненных приоритетах. Основная идея заключается в том, что внешние атрибуты успеха (чины, звания, количество прочитанных книг) не определяют истинную ценность человека. Важнее то, как человек понимает мир и живёт в нём.

Композиция
Стихотворение состоит из 8 четверостиший, построенных по принципу развития мысли от критики внешних атрибутов к утверждению внутренней ценности личности. Композиция развивается последовательно:

Критика кичливости и показного образования

Размышления о сути знаний
Утверждение индивидуальности
Признание человеческих слабостей
Художественные средства
Метафоры: «возможности идут слепо», «кубок познаний недолит»
Эпитеты: «глупый фарс», «умные книги»
Сравнения: «ходить по кругу, как послушный пони»
Олицетворение: «лень шалит»
Стихотворный размер
Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной и парной рифмовкой, что придаёт ему ритмичность и музыкальность.

Образная система
В центре образной системы — противопоставление внешней и внутренней сущности человека. Автор создаёт образы показного знания («слыть мудрым»), истинного понимания («что ты понял») и человеческой индивидуальности.
Стилистические особенности
Разговорные элементы («канитель», «что ж делать»)
Книжная лексика («званье», «соблазн»)
Философская лексика («познаний», «суть»)
Основная мысль
Стихотворение утверждает, что истинная ценность человека определяется не внешними атрибутами успеха, а глубиной понимания жизни и способностью оставаться собой. Автор подчёркивает индивидуальность каждого человека и право на собственные жизненные приоритеты.


Рецензии