Календарь поэзии. 25 февраля

25 февраля  - день рождения Льва Александровича Мэя — русского поэта, драматурга и переводчика.
Лев Александрович Мей родился 25 февраля (13 февраля по старому стилю) 1822 года, в Москве. Он был сыном обедневшего дворянина. В 1841 окончил Царскосельский лицей.
Раннее творчество поэта декларировало идеал искусства, свободного от общественной злободневности, но постепенно поэт приблизился к социальным темам. Для ряда лирических стихотворений Льва Александровича характерна тема обречённости творческого труда в неустроенном мире. В его лучших стихах, многие из которых положены на музыку, — большая искренность чувства, умение передать сложные движения души.
Важный источник творчества Мея — фольклор и история. Его былины, сказания и песни не лишены, однако, черт внешней стилизации. Значительную роль в развитии русской драматургии сыграли его драмы в стихах «Царская невеста» (1849) и «Псковитянка» (1849 — 1859), верно передающие колорит прошлого и психологию исторических лиц.
Оперы на сюжеты обеих драм (музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова) прочно удерживаются в репертуаре современного театра. Работа Мея, как переводчика (немецкого поэта и публициста Генриха Гейне, французского поэта Пьера Жана Беранже, английского поэта-романтика Джорджа Ноэла Гордона Байрон, польского поэта Адама Мицкевича, древнегреческого поэта-лирика Анакреонт, украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко и др.) вызвала одобрение русских литературных критиков Николая Гавриловича Чернышевского и Николая Александровича Добролюбова.
В Петербурге он в конце 50-х годов вступил в кружок, группировавшийся около графа Г.А. Кушелева-Безбородка . На одном из собраний у графа Кушелева, на котором было много аристократических знакомых хозяина, Мея просили сказать какой-нибудь экспромт. Прямодушный поэт горько над собой посмеялся четверостишием: "Графы и графини, счастье вам во всем, мне же лишь в графине, и притом в большом". Большие графины расшатывали здоровье Мея и порой доводили его до совершенной нищеты. Он сидел в лютые морозы в не топленной квартире и, чтобы согреться, раз разрубил на дрова дорогой шкап жены. Беспорядочная жизнь надорвала его крепкий организм; он умер 16 мая 1862 г. Мей принадлежит, по определению Аполлона Григорьева , к "литературным явлениям, пропущенным критикой". И при жизни, и после смерти, им мало интересовались и критика, и публика, несмотря на старания некоторых приятелей (А.П. Милюков в "Светоче" 1860 г., № 5, Аполлон Григорьев, Вл. Р. Зотов , в первом томе Мартыновского издания сочинений Мея) возвести его в первоклассные поэты. Это равнодушие понятно и законно. Мей - выдающийся виртуоз стиха, и только. У него нет внутреннего содержания; он ничем не волнуется и потому других волновать не может. У него нет ни глубины настроения, ни способности отзываться на непосредственные впечатления жизни. Весь его чисто внешний талант сосредоточился на способности подражать и проникаться чужими чувствами. Вот почему он и в своей замечательной переводческой деятельности не имел любимцев и с одинаковой виртуозностью переводил Шиллера и Гейне, "Слово о полку Игореве" и Анакреонта, Мицкевича и Беранже. Даже в чисто количественном отношении поэтическое творчество Мея очень бедно. Если не считать немногочисленных школьных и альбомных стихотворений, извлеченных после смерти из его бумаг, а брать только то, что он сам отдавал в печать, то наберется не более десятков двух оригинальных стихотворений. Все остальное - переложения и переводы. А между тем писать Мей стал рано и в 18 лет уже поместил в "Маяке" отрывок из поэмы "Гванагани". Почти все оригинальные стихотворения Мея написаны в "народном" стиле. Это - та археологически-колоритная имитация, которая и в старом, и в молодом "Московитянине" считалась квинтэссенцией народности. Мей брал из народной жизни только нарядное и эффектное, щеголяя крайне вычурными неологизмами ("Из белых из рук выпадчивый, со белой груди уклончивый" и т. п.) - но в этом условном жанре достигал, в деталях, большого совершенства. Переимчивый только на подробности, он не выдерживал своих стихотворений в целом. Так, прекрасно начатый "Хозяин", изображающий томление молодой жены со старым мужем, испорчен концом, где домовой превращается в проповедника супружеской верности. В неподдельной народной песне старый муж, взявший себе молодую жену, сочувствием не пользуется. Лучшие из оригинальных стихотворений Мея в народном стиле: "Русалка", "По грибы", "Как у всех-то людей светлый праздничек". К стихотворениям этого рода примыкают переложения: "Отчего перевелись витязи на святой Руси", "Песня про боярина Евпатия Коловрата", "Песня про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую", "Александр Невский", "Волхв" и перевод "Слова о полку Игореве". Общий недостаток их - растянутость и отсутствие простоты. Из стихотворений Мея с нерусскими сюжетами заслуживают внимания: "Отойди от меня, сатана" - ряд картин, которые искушающий диавол развертывает перед Иисусом Христом: знойная Палестина, Египет, Персия, Индия, угрюмо-мощный Север, полная неги Эллада, императорский Рим в эпоху Тиверия, Капри. Это - лучшая часть поэтического наследия Мея. Тут он был вполне в своей сфере, рисуя отдельные подробности, не священные единством настроения, не нуждающиеся в объединяющей мысли. В ряду поэтов-переводчиков Мей бесспорно занимает первостепенное место. Особенно хорошо передана "Песня песней". Мей - драматург, имеет те же достоинства и недостатки, как и Мей - поэт; превосходный, при всей своей искусственной архаичности и щеголеватости, язык, прекрасные подробности и никакого ансамбля. Все три исторические драмы Мея: "Царская Невеста" (1849), "Сервилия" (1854) и "Псковитянка" (1860) кончаются крайне неестественно и не дают ни одного цельного типа. Движения в них мало, и оно еще задерживается длиннейшими и совершенно лишними монологами, в которых действующие лица обмениваются взглядами, рассказами о событиях, не имеющих непосредственного отношения к сюжету пьесы и т. д. Больше всего вредит драмам Мея предвзятость, с которой он приступал к делу. Так, в наиболее слабой из драм его - "Сервилии", рисующей Рим при Нероне, он задался целью показать победу христианства над римским обществом и сделать это с нарушением всякого правдоподобия. Превращение главной героини в течение нескольких дней из девушки, выросшей в строго-римских традициях, и притом в высоконравственной семье, в пламенную христианку, да еще в монахиню (неверно и исторически: монашество появляется во II - III в.), решительно ничем не мотивировано и является полной неожиданностью как для ее жениха, так и для читателя. Те же белые нитки предвзятой мысли лишают жизненности "Царскую невесту" и "Псковитянку". Верный адент Погодинских воззрений на русскую историю, Мей рисовал себе все древнерусское в одних только величавых очертаниях. Если попадаются у него злодеи, то действующие исключительно под влиянием ревности. Идеализирование простирается даже на Малюту Скуратова . В особенности, испорчен тенденциозным преклонением перед всем древнерусским Иоанн Грозный . Но Мей, это - сентиментальный любовник и государь, весь посвятивший себя благу народа. В общем, тем не менее, обе драмы Мея занимают видное место в русской исторической драме. К числу лучших мест лучшей из драм Мея, "Псковитянки", принадлежит сцена псковского веча. Не лишен условной красоты и рассказ матери "псковитянки" о том, как она встретилась и сошлась с Иоанном Этот рассказ стал излюбленным дебютным монологом наших трагических актрис. "Полное собрание сочинений" Мея издано в 1887 г.
***   

Канарейка
Говорит султанша канарейке:
"Птичка! Лучше в тереме высоком
Щебетать и песни петь Зюлейке,
Чем порхать на Западе далеком?
Спой же мне про за-море, певичка,
Спой же мне про Запад, непоседка!
Есть ли там такое небо, птичка,
Есть ли там такой гарем и клетка?
У кого там столько роз бывало?
У кого из шахов есть Зюлейка -
И поднять ли так ей покрывало?"

Ей в ответ щебечет канарейка:
"Не проси с меня заморских песен,
Не буди тоски моей без нужды:
Твой гарем по нашим песням тесен,
И слова их одалискам чужды...
Ты в ленивой дреме расцветала,
Как и вся кругом тебя природа,
И не знаешь - даже не слыхала,
Что у песни есть сестра - свобода".
<1859>

* * *
Не верю, Господи, чтоб Ты меня забыл,
Не верю, Господи, чтоб Ты меня отринул:
Я Твой талант в душе лукаво не зарыл,
И хищный тать его из недр моих не вынул.

Нет! в лоне у Тебя, художника-творца,
Почиет Красота и ныне, и от века,
И Ты простишь грехи раба и человека
За песни Красоте свободного певца.
<1857>
Памяти Гейне
Певец! Не долго прожил ты,—
И жить не стало силы;
Но долго будет рвать цветы
Любовь с твоей могилы,

И вековечно не замрет
Над нею отзвук песни,—
Пока господь не воззовет:
«Встань, Лазарь, и воскресни!»
22 июля 1860

"Грушенька"
Вы, друзья, моей красотки
Не встречали ли порой?
В целом нашем околотке
Нет красавицы такой;
Но у Грушеньки - игруньи,
Этой девочки - шалуньи,
Только юбка за душой.
Раза два она блистала,
В деньгах два раза была,
Да потом всё промотала,
Всё с друзьями прожила:
Эта Грушенька - игрунья,
Эта девочка - шалунья,
Только юбку сберегла.
Что все дамы перед нею!
Я зимою был у ней:
Холод страшный... цепенею...
Что ж? Накрыла - ей - же - ей! -
Эта Грушенька - игрунья,
Эта девочка - шалунья,
Друга юбкою своей!
А теперь... Но я не верю;
Неужели отдала
Всё невежде?.. фату, зверю
Всё на жертву принесла.
Эта Грушунька - игрунья,
Эта девочка - шадунья,
Даже юбку продала!
А ветха, ветха сорочка
У тебя, моя душа!
Грудь сквозит из - под платочка,
Всю холстину колыша...
Эта Грушенька - игрунья,
Эта девочка - шалунья,
Так, без юбки, хороша!
Будет время, обожатель
Груню в золото зальет.
А какой - нибудь приятель
Груню снова обберет.
Эта Грушенька - игрунья,
Эта девочка - шалунья,
Так, без юбки, и умрет.


Рецензии
Привет! Спасибо :)
(посмотри...)И слова их одалИСкам чужды...?

Катерина Крыжановская   24.02.2014 21:29     Заявить о нарушении
Спасибо за глазастость, Катерина. Машу крылом.

Единомышьленники   25.02.2014 20:43   Заявить о нарушении
... ну. Так что на счёт Турнира...

Катерина Крыжановская   25.02.2014 21:23   Заявить о нарушении
Некогда, да и как-то там пока нет движения, одни обсуждения(((

Единомышьленники   25.02.2014 22:12   Заявить о нарушении
... ну да. Неделя всё уравновесить. Потом неделя на сборы :)
(а если тебе поменять инкогнито!) Ипостась? А Серого Плаща отправить в дальнюю командировку ?

Катерина Крыжановская   26.02.2014 00:26   Заявить о нарушении
Я чо-то так был разочарован.... Нифто не сможет утолить мою печаль, мою тоску...
Да и воюю я на Тридесятом, не знаю, смогу ли, успею ли?

Единомышьленники   26.02.2014 09:06   Заявить о нарушении
Тридесятое... (это наверно тоже интересно..

Катерина Крыжановская   26.02.2014 09:23   Заявить о нарушении
Ну, это сказочная, юмористическая игра. Без особых претензий на поэзию. Мне нравится. Иногда получаются перлы. Особенно первый выпуск бы интересный. Мы где-то раз в 1,5 месяца играем.

Единомышьленники   26.02.2014 09:27   Заявить о нарушении
:) Уже.. целый свой Мир..

Катерина Крыжановская   26.02.2014 10:46   Заявить о нарушении
В котором я пушистый и Любимый Царь. И количество игроков растет и меняется.

Единомышьленники   26.02.2014 11:08   Заявить о нарушении
:) "Царствуй лёжа... на боку! И кричи.. КУ_КА_РЕ_КУ!!
===============================
Поза... Золотого Петуха
Катерина Крыжановская

... как то.. всё это. Грустно...
(знаем...) Чем...! Всё... это. Окончится...
... все восходы. Закатами.
... все улыбки. Радостью.
(а...) Нежность... страстностью!

...

... если. Мир. Заодно... с тобой.

...

(но...!) Как же... (бывает...!!) Не так.

...

... все восходы.. ...............
... все улыбки.. ..............

(а..) Нежность.. .............

...
...

... в лапы кедра!! Окунусь...
(и - скажу - себе... сдаюсь!!

... нА руки. Природы... милой!!

...

(без - движения... застыла..

...
...

Встаньте...
В позу!! Петуха!!

...
...

(знаешь...) Нету! В том греха..
(на - одной - ноге... стоять..
(и - другую... поджимать..

... руки! Руки. Как... угодно.

...

(и - стоять..!!) Вот - так! Свободно!!

...

Ноги... (поменять...!!) Потом.

... и представить. Что...!! С хвостом...!!

21.02.14г

... если. Мир.

С тобою...! Рядом..

http://yangshen.ru/uprazhnenie-zolotoy-petuh-stoit-na-odnoy-noge-prostoy-sposob-predupredit-sereznyie-nedugi/
Поза Золотого Петуха

Катерина Крыжановская   26.02.2014 13:46   Заявить о нарушении