Чудное мгновенье...

 (22 февраля- день рождения Анны Петровны Керн
  27 мая- день смерти )

Одна лишь встреча ...нет, мгновенье
легло в строку стихотворенья.
Да, перед ним явилась ты 
«как гений чистой красоты»!
 
Читали с трепетом те строки...
Как обольстительны слова!
Как будто вас за поворотом
любовью встретила судьба.

Над каждым словом замирали,
смысл их забыть никак нельзя,
с ним на колени мы вставали,
и поднимались в небеса.
 
Завидовали ей, мечтали,
хотели Ангелами стать...
мечту за хвостик хоть поймать.
Да где там... даже не догнать!
 
И имя её было – Анна ...
звучало нежно, филигранно,
куда –то всё звалО, влеклО
и обещало торжество.

Её отдали замуж рано,
в душе образовалась рана.
Венчались...Ей шестнадцать лет!
Кому за всё держать ответ?
Родители так обещали
и слово данное сдержали.

Хоть генерал он был и славный
и в ста сраженьях воевал,
не полюбила его Анна-
сраженье это проиграл.
 
Вояку старого того-
считала грубым солдафоном:
"Ему б, командовать полком!
мы слышим,- Мне противен он!"
А он влюблён был в свою Анну.
 
С ним нажила трёх дочерей,
любви им- не дала своей.
Слыла несчастною женой
и проклинала жизнь порой.

Любовь и флирт- её спасенье
от жизни тусклой и презренья.
Спасалась так теперь она -
толпой мужчин окружена.

Искусство постигая флирта,
блистая в обществе всегда,
она, как бабочка порхала,
всё позволяя...- Voila*

Сквозь пальцы муж уже смотрел
на свой супружеский удел.
Список любовников... их Анна
особо даже не скрывала.

Четырнадцать фамилий в ряд
о бурной жизни говорят.
Известно всем, что в списке том -
и Пушкина отец... пардон!
 
 ***
Влюбилась тут однажды Анна.
Всё в своей жизни поменяла.

Как изменилась жизнь её!
От всех сбежала бросив всё:
от мужа старого, детей
и ненавистных ей людей!

В объятья к Сашеньке* упала,
пропала в них уж навсегда.
Вернуть её муж попытался -
но, видно тратил силы зря.

Ей тридцать шесть, ему шестнадцать!
Красавец юный был кадет!
Да, Саша Марков - Виноградский
жил в Петербурге с юных лет.

Что скажешь?В жизни всё бывает!
Ведь правильно же говорят -
одно неверное движенье -
и ты распят, или женат.

Детей прекрасные созвездья
тебя немедля окружат 
и оглянуться не успеешь,
а всё, закончился парад!

И ты, я вижу, не при деле,
и ей уже почти не рад. 
Да, в жизни всё бывает так.
Она всегда нас удивляет.
Жизнь, как известно, не парад!

Экстравагантный тот союз –
стал колыбелью теплых уз.
Любовь хранили они оба
всю жизнь, как говорят, до гроба!
***
ОН вавилонскою блудницей
ту Анну в письмах называл.
Да, странное тогда мгновенье
так романтично описал... 

Запечатлел он как явленье
в том свете Анны появленье.
Он испытал томленье грёз-
любовь ей в письмах преподнёс.
 
Письма ж его - её спасли!
Их продавала она просто,
устроив рынок из души...
Поэт лежал уж у погоста.

Как на дрожжах росла цена.
Так, сам не зная, помогал ей-
от нищеты её спасал.
Она же этим выживала -
его любовь в тираж пускала...

ПОЭТА так спасло перо –
по пять рублей письмо пошло.
Хотя известно, что давно
цены им нет! Но, всё равно.

Жизнь долгая у ней была,
ушло всё, и она устала.
Мужей не стало... дети, да...
ей просто не везло тогда!

И ум, и письма растеряла.
И одиночество настало.
Всё это было так давно!
Да просто жить она устала.

А как же чудное мгновенье?!
Она не придала значенья
его величеству – влеченью
и слов небесных изреченью?

Не оценив совсем поэта,
забыла все его приметы.
Что старость делает с душой ?
Ей ведом тлен лишь и покой.

Какие строчки посвятил!
Как божеству!...Её простим.
Ведь было только лишь мгновенье
и человек - про всё забыл.
Не помнит- был он, или не был...
да и вообще,- жил иль не жил?

Пробормотала лишь про это,
почти в бреду:...Да, помню...
было что- то , где -то...
Ах, вспоминаю, был такой,
с кудрявой пышной головой.

 ***
Как мог всего одно мгновенье
так гениально описать?
Лишь миг, а столько вдохновенья!
Так о любви в словах сказать!

Подружки верные поэта -
Любовь и Муза...- нет секрета-
объятий плодотворней нет!
Давно об этом знает свет.

Вот в чём поэзии секрет:
Поэту важно – «Вдохновенье»!
Хотя и длится лишь мгновенье...
Но продолжается опять –
строка бежит, зовёт писать...

 
   
22.02.14.
*-Voila*-  франц. -ВОТ.

** Александр Марков -Виноградский,кадет,
троюродный брат Анны Керн,второй её любимый муж.Первый- генерал Ермолай Керн.Ему было 52 года,когда с ней венчались.
Фото- рисунок А.С.Пушкина. -Анна Петровна Керн (Полторацкая в девичестве)род22(11) февраля1800г в Орле- умерла 27(16) мая 1879г. в Москве от паралича. пережила любимого мужа на 4 месяца.Переписка с Пушкиным  длилась 2 года.

***Некоторые исследователи считают, что это стихотворение"Я помню чудное мгновение" - он посвятил  императрице Елизавете Алексеевне ,жене императора Александра Первого- так как её втайне любил,был её почитателем.

*Этот образ,-"Гений чистой красоты" взят был Пушкиным «напрокат» у
 В.А.Жуковского. Первая встреча Керн с Пушкиным произошла в Петербурге, в доме Олениных, в 1819 г.
Позднее  они встретились в Тригорском, во время пребывания её в усадьбе тётки   в трёх верстах от пушкинского Михайловского, в июне 1825 г.
*****По последним сведениям он посвятил эти строки своей гражданской жене Ангелике Поли, иностранке, которую пламенно любил с ранней юности , с 13 лет.В  разгадке донжуанского списка, двух NN поэта принадлежит Ангелике Поли( Ангел) так он её называл.


Рецензии
Ольга, интересное стихотворение!
Но замечаний очень много, но всё напишу в замечании, которое можно удалить!

С уважением,

Евгений Швачкин   19.06.2017 02:21     Заявить о нарушении
Женечка! Дорогой! Я тебе очень благодарна за науку. Прекрасный урок, конструктивный! Мне тоже всегда нравится - ье, а не ие. Ведь никто мне никогда не говорил что и как. Знала, что глаголы надо в конец строки не ставить... и вообще без них желательно обходиться. Надо что-то почитать про эти все моменты. Вот часто говорят, что каждую строчку писать надо с заглавной буквы...А ты как думаешь? Буду следить за ударением. Спасибо огромное! Ты настоящий друг и учитель. С уважением-Ольга

Ольга Сергеева -Саркисова   19.06.2017 20:10   Заявить о нарушении
Ольга, я по отношению стихосложения – либерал. Я допускаю ВСЁ, что ОСОЗНАНО допускает для себя автор. Другое дело, когда отклонения от нормы (классики) происходят неосознанно. Тогда, это уже ошибки.

Глагольные рифмы имеют право на существование.
Когда в строфе превалирует мысль, то рифма не так важна, что-то есть и хорошо. Другое дело, когда много строф, когда автора, как говорится, понесло, тогда хоть рифмой надо скрашивать повествование.
И конечно – глагольные рифмы (и особенно, прилагательные) надо перемешивать с красивыми, полноценными рифмами. ИХМО! Я так считаю.

По поводу написания в стихе каждую строчку с заглавной буквы, я думаю, что это полная чушь! Есть тут на стихире один «чудак» (не буду говорить, на какую точнее букву), учебник по стихосложению он написал. Вот он не признаёт стихами всё, что написано с незаглавной буквы. И местоимения личностные запрещает в строчках с глаголами. Строчку «Я помню …» он считает недопустимой! Не дай бог прислушиваться к такому извращенцу!

А почитать по стихосложению лучше классика – самая фундаментальная книга «Теория стиха», автор профессор Виктор Максимович Жирмунский.
Найти эту книгу в интернете не представляет сложности. Вот там описана глобальная классика. И насколько от неё можно отступать не в ущерб читателю. Для меня, в своё время, эта книга была очень любима.
Ещё могу порекомендовать более дефицитную книгу: «Азбука стиха», автор Александр Алексеевич Михайлов. Там много практических примеров: что хорошо и что плохо в стихах.
Ну, как-то так.

С уважением,

Евгений Швачкин   19.06.2017 21:12   Заявить о нарушении
Спасибо, Женечка, за рекомендации и твои бесценные советы. Непременно воспользуюсь. Всех тебе благ и здоровья ,главное! Творческих успехов! С симпатией-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   19.06.2017 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.