Тупейные художества

Были такие времена, когда социальное положение человека определяли по прическе. В Древнем Египте,  например, парик был обязательным атрибутом аристократии – и мужчин, и женщин. У греков и римлян причесывание, завивка и надевание париков являлось своеобразным ритуалом, который длился иногда по несколько часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными работниками - каламистрами. В античном мире парики считались предметом первой необходимости. Рабам же, как правило, коротко стригли волосы.
Может показаться парадоксальным, но прически и парикмахерское искусство тесно связаны с особенностями политического строя государства, культурными традициями, религией, национальными особенностями. Вот почему в России, несмотря на периодические «отклонения» то в сторону Востока, то в сторону Запада, «тупейное мастерство» развивалось своим особым путем.

Нужно сказать, что в нашей стране волосы с древнейших времен имели символическое значение: считалось, что они защищают человека, сохраняют его силу.   Существовали даже особые ритуалы, которым неукоснительно следовали.
Например, остриженные волосы нельзя было выбрасывать. Считалось что если так поступить, то остриженный человек заболеет, утратит жизненную энергию, так как птица может свить из этих волос гнездо. Остриженные волосы, согласно этой примете, нужно сжигать.
Женщинам запрещали заходить в церковь с непокрытой головой, этот обычай сохранился и в наши дни. Другой церковный обряд —крещения — включает обязательный ритуал отрезания небольшой пряди волос священником с последующим закатыванием ее в воск. Затем эту прядь опускают в купель: если волосы не потонут, человек будет жить долго, а если потонут — умрет.
Кстати, многие современные исследователи считают, что человеческие волосы действительно содержат какой-то очень сильный энергетический заряд, и именно этим объясняют возникновение различных примет и поверий, связанных с волосами.
С древнейших времен русские женщины носили длинные волосы, которые заплетали в косу на затылке. Замужние женщины должны были обязательно прятать волосы под платками, чепцами-повойниками, а в праздничные дни надевать кокошники. Распускать волосы и снимать головной убор можно было только перед мужем. Женщинам вообще запрещалось стричь волосы.
«Опростоволосилась» - говорят до сих пор, подразумевая этим то, что человек попал в неловкое положение, слегка опозорился. Раньше же это выражение недвусмысленно означало то, что женщина сняла головной убор ( или его с нее сорвали) в общественном месте, что считалось настоящим позором. Не случайно женщин, совершивших преступление, перед заключением в темницу коротко стригли - с целью еще больше унизить и наказать.
Известно только одно исключение из этого правила: портрет правительницы Софьи (конец XVII века), где она изображена с короной на длинных волнистых волосах, распущенным по плечам. Как появился этот портрет, почему его впоследствии не уничтожили – неизвестно.
Мужчины в Древней Руси тоже носили длинные волосы. Изучая одежду, прически, манеру ношения усов и бороды по дошедшим до нас изображениям великих князей, царей и императоров России, можно составить картину смены стилей одежд и причесок в разные времена. Начиная с великого князя Рюрика, имевшего власть в Новгороде с 826 года, до князя Владимира Святого, который в 988 году крестил Русь, князья носили окладистые бороды и волосы на римский манер до плеч.
Другими словами, вплоть до крещения Руси, русские князья носили полудлинные волосы до плеч. Бороды не брили. Только в XI в. бороды и волосы стали стричь, длина волос должна была достигать середины уха. Мужчины в этот период времени носили прически с вертикальным пробором по центру головы.
Во время царствования Ярослава Мудрого (XI век) волосы князей были длиной до середины уха с пробором, окладистая борода была аккуратно подстрижена. Во время царствования Владимира Мономаха (XII век) волосы, усы и борода имели максимально возможную длину.
В дальнейшем прически князей приобретали уменьшенные объемы, усы и борода тщательно подстригались — внешность великого князя Александра Невского (XIII век) дает представление о моде того времени.
Во времена последующих правителей, в том числе Ивана Калиты (XIV век), Дмитрия Донского (конец XIV века), Ивана Грозного (XVI век), Бориса Годунова (конец XVI—начало XVII века), мода в ношении усов и бороды изменений не претерпевала: усы и бороду не брили, а волосы стригли «под горшок».
С воцарением в  XVII веке первого царя из дома Романовых — Михаила Федоровича — во внешнем облике царствующих князей со¬хранялся прежний стиль: богато украшенные одежды и шапки с околышем, бородки небольшие, аккуратно подстриженные волосы средней длины.
Русские женщины, особенно из высшего сословия, практически не показывались на людях, знали только терем да церковь. Поэтому о прическах никто вообще не думал, только хвастались друг перед другом длиной и толщиной косы («до подколенок»). Если, конечно, было, чем хвастать.
Единичные случаи брадобрития на Руси случались: царь Василий III, чтобы угодить второй своей молодой жене Елене Глинской, обрился «по польской моде», вызвав всеобщее молчаливое осуждение. Много позже, в 1681 году, одновременно с указом царя Федора Алексеевича, женившегося первым браком на полячке Агафье Грушецкой, было указано брить бороды, что вызвало резкое порицание со стороны патриарха Адриана, утверждавшего, что «без бороды человек перестает иметь образ человеческий, он подобен псу или коту; только желающий уподобиться такому животному или соединиться с еретиками может подумать о брадобритии; у еретиков случается, что не только миряне, но и духовные и монахи бреют бороду и усы и выглядят как обезьяны».
Тем не менее, польская мода на недолгое время привилась при русском дворе. Под влиянием молодой царицы  значительно изменился сам придворный быт. Царь Фёдор Алексеевич первым из русских надел польское платье, чему последовали и все придворные, отменил обычай брить голову и начал носить длинные волосы. Царевны с удовольствием приняли европейскую моду - «шапки и платье в польском вкусе… забросили московские кафтаны, перестали заплетать волосы в одну косу».
Но через год после свадьбы царица умерла родами, а через несколько лет скончался и царь Федор Алексеевич. Все вернулось на круги своя к великой радости церковников. Только радоваться им пришлось недолго.
Потребовались энергия и решительность Петра I, чтобы изменить внешний облик русских людей, невзирая ни на традиции, ни на мнение Русской православной церкви.
Шестого августа 1698 года, на следующий день после возвращения из заграничной поездки, Петр на своем преображенском дворе принимал явившихся к нему с поклоном подданных. Их бородатые лица раздражали молодого царя, успевшего за два года жизни в Европе отвыкнуть от вида растительности на лице и длиннополой русской одежды. Петр привык действовать радикальными методами: он немедленно вооружился ножницами и начал обрезать бороды важнейшим сановникам.
Секретарь австрийского посольства Иоганн Корб отметил:
«Воевода князь Алексей Семенович Шеин первым пожертвовал своей длинной бородой, подставив ее под ножницы… Сохранили свои бороды только патриарх, святостью своего сана, князь Михаил Алегукович Черкасский, уважением к его преклонным летам, и Тихон Никитич Стрешнев, почетной должностью царского оберегателя. Все прочие должны были преклониться перед иностранными нравами, когда ножницы уничтожали старинный их обычай».
Экзекуция была продолжена в новогодний праздник 1698 года, отмечавшийся по старому русскому календарю 1 сентября. На этот раз обязанность брадобрея исполнял царский шут, «и к кому только ни приближался он с ножницами, не позволялось спасать свою бороду, под страхом получить несколько пощечин… Таким образом,  между шутками и стаканами весьма многие, слушая дурака и потешника, должны были отказаться от древнего обычая», — писал Корб,
Преображение внешнего облика представителей верхушки русского общества вызывало подчас глухое недовольство, однако никто не осмеливался противиться воле царя в открытую. 20 февраля 1706 года английский посланник Чарлз Уитворт сообщил статс-секретарю Роберту Гарлею:
 «Вы, конечно, уже слышали, с каким трудом весь народ покорился бритве. Он был предубежден против бритья и привычками, и религией: предки его ходили небритыми; священники, угодники и мученики уважались за свои бороды; стараясь подражать им, невежество полагало, что отчасти само благочестие заключается в ношении бороды, как сила Самсона заключалась в волосах его. Даже женщины присоединились к общему неудовольствию и с трудом решились покориться преобразованию мужей».
В то же время князь М. М. Щербатов, писавший свой труд «О повреждении нравов в России» в конце 1780-х годов, со слов свидетелей Петровской эпохи утверждал: «представительницы прекрасного пола испытали немалое удовольствие от того, что лица женихов их и мужей уже не покрыты стали колючими бородами».
Думается, князь, знавший современное русское общество лучше иностранцев, был все-таки ближе к истине.
В 1702 г. Указ царя перечислял всех, кто должен надеть модные европейские костюмы и изменить прически. Нарушителей безбожно штрафовали. По специальному «бородному закону» была введена пошлина на бороду: заплатив ее, владелец бороды отдалял на год ее сбривание. У городских ворот были оборудованы специальные будочки, в которых находились наблюдатели и сборщики пошлины.
В связи с тем, что Петр Великий положил конец женскому затворничеству в теремах, началось повсеместное увлечение западной модой на одежду и прически, в которые, однако, были внесены элементы самобытности. Но самостоятельного особенного развития искусство создания причесок в России тогда не получило.
В допетровское время ни с прическами, ни со стрижкой и бритьем проблем у подавляющего большинства русского населения не было; соответственно, не могло быть и отечественных специалистов в этом деле, а потому при Петре вельможам пришлось разыскивать опытных цирюльников среди иностранцев и нанимать их на службу за значительную плату. Одновременно те должны были обучать своему искусству слуг и дворовых людей в домах, куда были приглашены. Менее состоятельные люди научились бриться и подстригать волосы сами.
Основным видом деятельности парикмахеров являлось изготовление париков, они же занимались укладкой женских волос и созданием модных причесок. Стрижкой мужчин чаще занимались цирюльники в процессе бритья.
Женщины из высшего общества испытывали немалые трудности из-за нехватки модных парикмахеров. Князь М. М. Щербатов приводит любопытное свидетельство представителей старшего поколения:
«Я от верных людей слыхал, что тогда в Москве была одна только уборщица для волосов женских, и ежели к какому празднику когда должны были младые женщины убираться, тогда случалось, что она за трои сутки некоторых убирала и они принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы убору не испортить».
Так на женских головках сохранялись причудливые прически в виде многопушечного фрегата, замка или букета цветов.
Активно внедряемая Петром I европеизация внешнего облика представителей высшего сословия вынуждала их носить парики аллонж (парик с длинными волнистыми локонами), хотя это, скорее всего, не соответствовало их желанию. Отвращение русских людей того времени к парикам ясно высказал известный публицист и экономист первой четверти XVIII века Иван Тихонович Посошков:
 «…и таковых мертвечинных и нечистых блудниц волосы православным христианом и вне церкви на главы свои возлагать не весьма господствует. Люторам то свойственно есть, еже носити таковые паруки, понеже они вне суть истинного христианства».
Мало кому известно, что сам государь не желал носить на голове эти «волосы блудниц»; как отмечали современники, его короткий парик был сделан из собственных волос. Петр никогда его не пудрил, поэтому он выглядел, как живые волосы.
 А. С. Пушкин в набросках «Истории Петра I» под 1722 годом записал: «Петр обрезал свои длинные волосы и сделал из них парик, ныне видимый на его кукле».
Нередко государь обходился и вовсе без парика; состоявший при нем гвардейский сержант Никита Иванович Кашин в своих записках утверждал, что царь «в церковь никогда в паруке не ходит».
Впрочем, во время пребывания в Париже в 1717 года Петр всё же заказал себе парик «у одного ремесленника, известного мастера по длинноволосым буклированным парикам, какие модно было носить при дворе». Примерив готовое изделие, он счел его неудобным. Тогда, разозлившись, царь прошелся по нему стамеской, чтобы укоротить и придать ему обычную форму, которую привык носить, и отказался его пудрить.
Юный Василий Александрович Нащокин, обучавшийся в то время в школе для дворянской молодежи в Петербурге, впервые увидел Петра I 21 октября 1717 года, сразу же по возвращении того из заграничной поездки. Молодой человек обратил внимание на его необычную прическу:
 «Государь… волосы имел маленькие и зачесаны маленькой косой гребенкой; и как сперва увидели, дивились той первой моде, что гребешок у государя в волосах».
Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. «Бородной закон» в 1762 году был отменен. А. С. Пушкин писал об этом времени:
 «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».
Не думаю, что подавляющему большинству русских тогда было дело до причесок, бород, усов и прочих «тупейных художеств». Все эти выкрутасы касались нескольких тысяч, ну, десятков тысяч дворян, у которых были деньги и досуг. Крестьяне, купцы, ремесленники работали от зари до зари, то же самое касалось и их жен, которым в голову не могло прийти надеть напудренный парик или художественно распустить по плечам локоны.
На господ же простой народ действительно смотрел равнодушно: барские затеи их нимало не волновали, если, конечно, не касались их напрямую.
Зато высшие классы проводили перед зеркалом часы, стремясь придать своей особе идеальный вид. Императрицу Екатерину I украшала маленькая изящная прическа с локонами, унизанными жемчугом. Распущенные по плечам, свободно лежащие волосы — прическа Анны Иоанновны, которой было элементарно лень навивать букли и что-то там из них укладывать, хотя в Европе именно в это время были в моде напудренные парики.
Опаснее всего (для дам) стало иметь красивые волосы и модную прическу при императрице Елизавете. Та обладала роскошными золотисто-рыжими волосами и часами заставляла парикмахеров укладывать их в затейливые сооружения по последней парижской моде. Не приведи Бог, какая-нибудь из придворных дам рискнула бы не  то что соперничать с императрицей – даже подражать ей.
Красавица Наталья Лопухина, дерзнувшая явиться на бал с живой розой в пышных локонах – точь-в-точь, как у Елизаветы Петровны – получила две увесистые оплеухи прямо на балу, а злосчастную прядь волос императрица собственноручно отрезала под корень, прихватив и несколько рядом. Более того, через недолгое время, придравшись к какой-то оплошности Лопухиной, обвинила ее в заговоре, приказала выпороть кнутом, отрезать язык и сослать в Сибирь.
Императрице Екатерине Второй было не до дамских капризов – не зря же она вошла в историю под именем Великой. На гравюре 1762 года она изображена с прической из тщательно зачесанных назад волос, убранных в локоны и скромно украшенных цветами – это была парадная прическа. Позднее прически императрицы были несколько пышнее (в Европе в это время царствовало рококо), но все же Россия, перенимая общее направление западной моды, определила свой стиль, менее вычурный, свойственный спокойно-величавому характеру русской женщины.
 Хотя уже в XVIII веке существовали журналы мод, их которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение» и др.
Во время царствования Александра I были полностью отвергнуты напудренные  парики с косичкой, которые, подражая прусскому королю, ввел в обязательный обиход его отец, император Павел Первый. Новый император издал Указ обрезать волосы,  кадетам стричь их под «гребенку», а женщинам причесываться так, как им самим захочется. Не зря придворные дамы называли Александра I «наш ангел».
После войны 1812 года многие французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников и имели шумный успех. Впрочем, самые богатые и знатные продолжали выписывать настоящих парикмахеров из Парижа.
В крупных городах открывались парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств. На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого. Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера.
В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы для стрижки и бритья». Пользоваться их услугами могли только люди состоятельные. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов моды способствовали распространению всевозможных вариантов причёсок.
Но парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами. Дамские мастера - французы часто отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев.
С воцарением Николая I наступил расцвет театрального искусства: зарождалась русская опера, был открыт Александрийский театр. Расцвет русского театрального искусства оживил жизнь, дамы появлялись в обществе, поражая разнообразием туалетов и причесок.
Появились в России и первые отечественные парикмахеры. В основном это были специально обученные за границей крепостные, которых называли тупейниками. Слово «тупей» означало взбитые надо лбом волосы. Стали привозить специальные книги, по которым учились стричь и ухаживать за волосами.
К концу XIX века русские мастера достигли не меньших успехов в парикмахерском деле, чем французы. Василий Яковлев был первым русским парикмахером — участником международных конкурсов, который не один раз награждался за свой вклад в развитие парикмахерского искусства. Яковлев был удостоен звания заслуженного профессора парикмахерского искусства, им была написана первая в России книга о парикмахерском деле.
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже впервые русскому парикмахеру Ивану Андреевичу Андрееву вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреева И. А. приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы. В 1909 г. Андреев И. А. выпустил книгу своих воспоминаний, альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.
Цирюльничье дело стало умирать, на смену ему пришло дело парикмахерское.
После революции особенно популярны были короткие стрижки. Модным был темный цвет волос, а в предвоенные годы эталоном красоты стали белокурые волосы, да так негласно и остались им по сей день.
В послевоенные годы парикмахерские работы развивались довольно быстро. Популярными были химический метод завивки, особенно в 50-е гг., и холодная укладка волос на бигуди. А появление окислительных красителей позволило упростить технологию и расширить гамму цветов и оттенков при окраске волос. Профессиональные училища стали готовить квалифицированных мастеров. По типовым проектам с учетом санитарных норм и требований строились парикмахерские.
В 60-е гг. стабилизировалась система парикмахерских услуг, действовали лаборатории при научно-исследовательских институтах, разрабатывались новейшая технология, оборудование и инструменты для парикмахерских работ. В дальнейшем мода на прически стала тесно связанной с развитием парикмахерского мастерства в европейских странах. В основном шло движение от сложных громоздких причесок к более простым, практичным, универсальным.
Современные прически характеризуются обилием различных стилей и направлений. Модно то, что делает человека неповторимым, помогает раскрыть его внутренний мир и подчеркнуть достоинства. Особенно отчетливо в моде 90-х гг. XX в. ощущались тенденции 50-х и 80-х гг. Популярны объемные и утонченные женственные прически. Часто встречаются короткие стрижки. Молодежь отдает предпочтение полу длинным волосам и коротким стрижкам, при этом пряди окрашиваются или тонируются смелыми, необычными цветами, наблюдается стремление к упрощению и свободе.
Широкую популярность получили конкурсы парикмахеров на лучшую прическу. Мастера неоднократно завоевывали призовые места и награды на международных конкурсах парикмахерского искусства.
В наше время профессия парикмахера обрела новое звучание, мастеров все чаще называют стилистами. Работа хорошего стилиста сродни работе художника. Их так и называли в старину на Руси – «тупейные художники». Надо уметь почувствовать, что подойдет клиенту, что его украсит. Для этого нужно иметь большой вкус, знать много операций, понимать и чувствовать моду, уметь правильно применять технику.


Рецензии
Светлана Игоревна, что волосы имеют магическую силу считается буквально у всех народов.Колдуньи и ведьмы распускали волосы, в засуху у славян ночью обнаженные девушки с распущенными волосами обходили пашни, чтобы вызвать дождь, колдуны вырывали волос из бороды, колдуя; сила самсона в волосах и т.д. М.б. это связано с тем, что у мертвого человека волосы какое-то время продолжают расти? Волосами клянутся, норманские коннунги давали клятвы не стричь волос,пока не добьются цели (и кубинские барбудос!) Во всей Европе девушки могли ходить с непокрытой головой, а для замужних это считалось страшным позором.Свадебные обряды включали изменение прически и прятание волос под повойник, чепец, очипок. Ученые считали это знаком подчиненности женщины. Моя матушка еще в 30-е годы высказала предположение, что это связано с тем, что колдовская сила волос девушки служит на пользу ее рода,а не чужого рода мужа.
Интересно,что, оказывается, и у ортодоксальных евреев замужним брили головы и одевали парик или чепчик, платок! У восточных народов этого не было, но монголка,носящая сложную прическу (см. картину Рериха "мать Чингис-хана),достигнув старости, коротко стриглась и,после этого, допускалась к мужским ритуалам. А царевна Софья с распущенными волосами потому что формально она девушка.
А обзор Ваш очень интересен, с удовольствием прочитала. Дальнейших успехов Вам.
Галина Юрьевна

Галина Юрьевна   26.02.2014 16:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина Юрьевна. Я сознательно не стала углубляться в вопросы магии и чародейства, а то диссертация бы получилась вместо эссе. Заметьте, мужчины подсознательно боялись силы женских локонов, одна поговорка "Волос долог - ум короток" чего стоит:-)))
С уважением,

Светлана Бестужева-Лада   26.02.2014 16:41   Заявить о нарушении
Светлана,Вы не обиделись?Я не сомневалась,что Вы знаете все что я написала, кроме,разве что,убирания волос молодайкой, потому что она - чужеродка. Хотелось просто, чтобы Ваши читатели и об этом подумали. А что "волос долог...",- а мы взяли да и остриглись! И я тоже. Хотя моя стрижка скорее относится к монгольской,годы все-таки!
Всегда с интересом читаю Ваши опусы. Только полгода в интернет не лазала - была в старом родовом гнезде, там его нет. Счастья Вам. Г.Ю.

Галина Юрьевна   27.02.2014 02:34   Заявить о нарушении
Галина Юрьевна, помилуйте, на что я могла обидеться? На интересный и развернутый отклик-комментарий? И правильно сделали, что добавили: читателям это действительно интересно.
А я вот, наоборот, отрастила косу. Чтобы все соответствовало поговорке :-)))
И Вам - удачи и успехов.

Светлана Бестужева-Лада   27.02.2014 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.