Одиссея для героя. Часть пятая

МИМО ОСТРОВА БУЯНА:   ЗАВЕРШЕНИЕ ПСКОВСКО-БЕЛОРУССКОГО ЭТАПА ВЕЛОМАРАФОНА
Часть пятая. Невель - Усть-Долыссы - Пустошка - Новосокольники - Великие Луки
 
     Прежде чем покинуть Невель, мне захотелось посмотреть центр города, сделать несколько снимков. Выспавшись и отдохнув, воспринимаешь окружающее уже в мажорных тонах. Настроение приподнятое. Решил ехать на Пустошку, а там по обстоятельствам - либо на Пушкинские Горы, либо в Великие Луки.      
     В свете утренних фонарей город показался даже красивым и загадочным. Готовое к удивлению воображение всегда подскажет сказочный мотив. На площади увидел здание местного исполкома, возле дверей стояли дежурные и курили. Подъехал к ним, спросил о достопримечательностях, магазине. Подумал, что при желании мог бы наверное заночевать и здесь. Но в полиции было интереснее. Поблагодарил дежурных и двинулся по периметру площади, разглядывая дома. Увидел местную школу искусств, а через несколько минут и магазин. Купил в нем продукты, так как ехать предстояло более ста километров.      
     Уложил все, увязал, и без четверти восемь уже ехал в направлении трассы, ведущей на Пустошку - центр Пустошкинского района, отстоящий от Невеля приблизительно на 50 км. Светать начнет после 9 часов, так что разглядывать по сторонам пока нечего, - все внимание на пятно от фонаря в пяти метрах от переднего колеса. О чем только ни подумаешь, если силы не поглощены противостоянием природным стихиям - ветру, дождю, граду, холоду. После вчерашнего дождя сегодня спокойно, ехать легко и приятно. Соответственно думается тоже о приятном.      
     Вспомнились школьные задачи на движение, а в связи с ними возникли мысли о путешествиях вообще. В самом деле, любое путешествие есть не что иное, как движение из одного пункта в другой. Например, маленький ребенок идет от табуретки к столу, и это для него уже путешествие. Помню, как в детстве я из одной комнаты, преодолевая страх, медленно шел в другую, где было темно. И это для меня было путешествие. Потом дорога из дома в школу и назад - снова путешествие. Так постепенно расстояния удлинялись, а мир расширялся. Чем длиннее преодолеваемое расстояние, тем требуется больше времени, да и разных приключений может случиться больше. Но бывает, что продолжительное путешествие заканчивается без всяких приключений, а прогулка в магазин оборачивается гибелью под трамваем.      
     Важно в первый раз преодолеть психологический барьер - отправиться в путешествие, зная, что заночевать придется в дороге. Это приблизительно как плавать: одно дело возле берега, хотя бы и с заплывом на глубину, и совсем другое - когда плывешь от одного берега к другому, переплывая озеро, реку, залив или пролив. Так и в путешествиях с ночевками в диких условиях. Но смысл всегда остается неизменен: из одного пункта необходимо добраться в другой пункт. Расстояния между промежуточными пунктами суммируются, и если таких промежуточных пунктов много, то в итоге расстояние от начального пункта до конечного может оказаться очень большим. Например, поначалу мы ездим в пределах одного города. Затем отправляемся посмотреть пригороды, близлежащие деревни. Это вдохновляет и уже хочется поехать из одного города в другой. Так, увлекаясь, покрываем расстояния от города к городу и вдруг замечаем, что проехали из одной страны в другую. Пунктами следования оказываются уже не города, а страны и даже материки. Главное в путешествии - добраться до конечного пункта следования невредимым и здоровым.      
     Постепенно стало светать. За размышлениями как-то незаметно проехал 20 км. Сама собой у меня в разъездах возникла система подсчета километров. Например, если 10 км. взять как единицу измерения, то 30 км. - это три раза по 10. Вытерпишь один раз, значит, сумеешь потерпеть и два, и три, и пять раз, а это уже 50 км. Совсем не страшно. Редуцируем эти 50 км. до двух единиц: два раза по 25. Одолели 25, ну, стало быть, еще столько же одолеем, а в итоге все 50! Достижение! Дважды по 50 - это уже сотня, нечто существенное. Но легче сотню одолевать в три приема с "хвостиком": три раза по 30, да еще 10. Справились с первой сотней - берем ее за единицу. Два раза по сто - глядишь - вот уже и 200. Пять раз по сотне - ого! - уже 500 увесистых километров. Ну, а теперь уж и до первой тысячи рукой подать. И так далее.      
     Остановился в волостном центре Усть-Долыссы. Зашел в магазин, потом сделал отметку в паспорте в почтовом отделении, поснимал административные здания и окрестности. Да, топонимика - интереснейшая область знания, близкая к истокам истории. Сколько интереснейшей литературы о происхождении названий населенных пунктов, рек, озер, и сколько разных версий можно увидеть по одному и тому же вопросу. Интересно также, что одно название может встречаться в самых разных местах. Например, деревня Долосцы есть в Пустошкинском районе и в Себежском, возле границы с Беларусью. Наверное это как и с человеком: у каждого есть "двойники" с такими же именем, отчеством и фамилией.       
     Но вот и Пустошкинский район. Вскоре подъехал к развилке, заметив поворот направо - на Москву и Великие Луки, а налево - на Ригу. Поехал дальше прямо, - надо же добраться до Пустошки и проставить печать! Задумался: куда ж ехать? Уже сегодня могу оказаться дома и тем самым завершить путешествие. Да, но тогда несколько районов останутся не охваченными моими проездами по ним. Этот аргумент взял верх. Решено, - поеду в Великие Луки.       
      Позвонил редактору газеты "Великолукская Правда" Лидии Евгеньевне Васиной. Она сообщила мне телефон Светланы Завьяловой, которую предупредила, что я направляюсь к ним в редакцию, и что меня необходимо встретить и устроить на ночевку, так как приеду я поздно вечером. Я тотчас связался со Светланой, и мы условились перезваниваться по мере моего приближения к Великим Лукам. Должен сказать, что именно эти две замечательные женщины обеспечили меня домашними продуктами, когда я отважился в качестве эксперимента проехать в один из сентябрьских дней 175 км. от Великих Лук до Пушкинских Гор. Тогда с задачей я успешно справился и стал готовиться к большим путешествиям.      
     Пустошка оказалась длинным городом, расположенным вдоль трассы. Мне совсем не хотелось тратить время на поиски здания районной администрации. Поэтому, увидев возле дороги библиотеку, я обрадовался и решил заглянуть в нее, чтоб там поставить штамп. Библиотекарь заполняла карточки двух взрослых читателей. Я поздоровался, извинился, сказав, что спешу, попросил проставить мне печать и протянул паспорт. Взрослые читатели - по-видимому, это были супруги, - спросили меня, что да как? Я вкратце рассказал. Они и библиотекарь заметно оживились, вмиг проникнувшись уважением. "Даже рядом стоять с Вами - и то волнение охватывает!" - сказала мне женщина. А ее спутник признался, что в молодые годы занимался велогонками. Я воодушевленно воскликнул, что это очень хорошо, потому что наша встреча судьбоносная, и мы можем считать ее днем основания на базе местной библиотеки Пустошкинского клуба велотуризма. "Да я не справлюсь!" - хотел было возразить бывший велосипедист-читатель. "Это исключено! - отвечал я - работу клуба надо наладить в обязательном порядке. В следующий раз приеду порадоваться Вашим успехам." На этом простились. Выйдя на улицу, я вскочил в седло и поехал назад, к развилке дорог, чтоб повернуть на Великие Луки. Приближалась кульминационная часть путешествия: с луком Одиссея, притороченным к велосипеду, я направлялся в Великие Луки!      
     Подъезжая к развилке дорог, я и предположить не мог, что в ближайшие несколько часов, вплоть до позднего вечера, мне предстоит суровое испытание. Итак, я оказался на трассе, соединяющей Москву и Великие Луки. Можно представить, какая это нагруженная движением автомагистраль! Мне предстояло проехать по ней 70 с небольшим километров. Примыкающая к Пустошке часть трассы была отремонтирована, на остановках стояли новые павильоны. Но через 15-20 км. все это закончилось - и отремонтированная дорога, и украшающие ее павильоны на остановках. Я позвонил Светлане, сказав, что часам к 19 приеду, если все будет как обычно и ничего из ряда вон не случится. Но именно это вскоре и произошло!      
     Испытанное мной потрясение оказалось таким сильным, что я пишу об этом три месяца спустя, в то время как другие части этого путешествия я уже давно описал, и материалы опубликованы. Но читатели газеты ждут продолжения и завершения, да и пережитое мной уже улеглось настолько, что его можно наконец-то изложить. И здесь не количество преодоленных километров оказалось определяющим, но погодные условия.      
     Итак, после 16 часов заморосил дождь, превратившийся спустя два часа в страшный ливень, который и в летнюю-то пору кажется катастрофическим. А здесь - поздняя осень, канун зимы, отчего дождь очень холодный, попросту говоря, - леденящий. И это притом, что стало непроглядно темно вдвойне: от сгустившейся тьмы и сплошной завесы ледяного ливня. Хорошо, что я успел сообщить Светлане о начинающемся дожде, из-за которого, по-видимому, приеду с опозданием на час-другой, то есть часов в 20, максимум в 21. Просил ее непременно меня дождаться.      
     Как я ехал с маленькими двумя фонарями в такой тьме, когда дорога превратилась в мелкую речку, скрывшую дорожное полотно вместе со всеми его дефектами? Чтобы не окоченеть, приходилось поддерживать соответствующую скорость, - и это на дороге, то уходящей в затяжной спуск, то в долгий подъем, - и так все время по этой гигантской синусоиде, скрытой под потоками дождя. По сути дела ехал я по наитию, наобум, в любой момент рискуя упасть. Нетрудно догадаться, чем такое падение закончилось бы. Мимо в обе стороны то и дело проносились грузовики, фуры, обдавая меня сплошной стеной воды и грязи, не говоря о том, что могли б и бортом зацепить. И главное - ни одного павильона на остановках, обозначенных столбами с указателями, где б можно было укрыться от дождя, передохнуть, собраться хотя бы с мыслями в этой рискованной и критической ситуации. Без павильона не остановишься, потому что сразу закоченеешь и уже вряд ли сможешь сесть на велосипед, чтоб ехать дальше.      
     А еще не доехал даже до Новосокольников, от которых до Великих Лук ехать около 30 километров! Что же придавало мне силы? Вопрос отнюдь не праздный. Речь даже не столько о физических силах, сколь о силах иного порядка. Бесспорно, лук Одиссея поддерживал меня, равно как и тот факт, что ехал я на верном Буцефале. Кому-то пусть это покажется странным, но мой железный конь был и есть для меня одухотворенное существо, а это значит, что моя жизнь в немалой мере зависит от него. Но самое важное - в отношении к природе. Я хорошо помнил слова Глеба Травина, проехавшего 40 тысяч км. по льдам Ледовитого океана, что он не противопоставлял себя природе, но слился с ней, подчиняясь ее законам, поэтому она берегла его. Так и я ехал сквозь этот ливень, воспринимая его как друга, столь резво меня приветствующего своими потоками, а воду - как дар неба, благословляющего меня на подвиги. Природа в целом мне казалась улыбающейся и радующейся тому, что я не ропщу на нее, а с благодарностью принимаю эти удары. Наконец, я думал о том, что не потому ли мне послан такой ливень, чтоб проверить, какой же я Мореход на деле, ибо таково закрепившееся за мной прозвище.      
     Но вот половина пути преодолена, - Новосокольники. Здесь я ошибся и потерял минут тридцать. Подумал, что на Великие Луки дорога проходит через этот районный центр, лежащий чуть в стороне от основной трассы, как это изображено на карте. Поэтому, вглядываясь в указатели, что было очень непросто, съехал с трассы, поднялся на эстакаду и по глубоким лужам, под нескончаемым дождем и в кромешной темноте поехал неизвестно куда, разыскивая неизвестно что. Хорошо, что на пути попалась ремонтная мастерская, в которой были люди. Спасибо одному из них, объяснившему, как мне вернуться на Московскую трассу. Поехал назад. Надо сказать, что и днем непросто читать дорожные развязки, а уж в ливень, да еще ночью - дело почти невозможное. Удивляюсь, как мне удалось снова выбраться на нужную дорогу и взять правильное направление. Набрал крейсерскую скорость, словно слившись с велосипедом в одно целое, и мысленно прокручивал, как я приезжаю в теплую редакцию, где переоденусь в сухое, отогреюсь, напьюсь чаю. И надо сказать, что это мысленное приближение желаемого помогало терпеть.      
     Стал замечать на спусках  какое-то бултыханье заднего колеса. Это мне не понравилось. Но не остановишься, не проверишь, в чем дело. Время перевалило за 21 час. Как там Светлана? Хорошо, что я успел сказать ей, что приеду во что бы то ни стало. Значит, будет ждать. Это испытанье можно описывать всю жизнь, находя все новые и новые нюансы. Но даже писать об этом - все равно что еще раз пережить это незабываемое светопреставление...      
      Почти как во сне или в трансе увидел названия реки Ловать, деревни Купуй. Это означало, что приближаюсь к Великим Лукам. Теперь главное не сбиться на подъезде к городу. Дождь после пяти часов неистовства стал ослабевать. Еще минут двадцать терпения и показались фонари на подъезде к городу. И снова удивляюсь, как мне удалось выбрать правильные направления, распутать дорожные развязки? Тем не менее через некоторое время я уже ехал по отчасти знакомому мне Октябрьскому проспекту. На счастье встретился прохожий, подсказавший мне, как проехать на улицу комсомольца Зверева, где находится редакция "Великолукской правды". Еще немного - и вот я живой и невредимый останавливаюсь возле заветных ступеней. С трудом шевелю пальцами, но достаю телефон и звоню Светлане. Она говорит, что живет здесь недалеко, и через несколько минут подойдет. Действительно, минуты через три она появилась. Поддерживая меня как раненого и вынесенного с поля боя, поскольку я, окоченев, не мог двигаться, Светлана подтащила меня к ступеням и стала помогать на них подняться, при этом еще подталкивая и таща моего железного друга. Ноги в коленях гнулись с трудом, но забраться на ступени удалось. Светлана открыла дверь и мы оказались в теплом и сухом помещении редакции. Это было почти невероятным счастьем.      
     Тут мои пальцы вдруг перестали слушаться, и Светлана помогла стянуть с меня мокрую насквозь одежду. С собой она принесла и сухую одежду, и горячие щи, и яблочный пирог, так что все это напомнило мне приближение Нового года - таково было мое приподнятое настроение.      
     Таким образом, приехал я уже после 22 часов, преодолев 135 км. Я пообещал, что лук Одиссея, после того, как завершу путешествие, замкнув маршрут по возвращении в Пушкинские Горы, потом подарю в редакционный музей "Великолукской правды". 


Рецензии
Скопировала себе две части для чтения,только не поняла,а где первая и вторая части,Сашенька?

Ольга Олгерт   15.03.2014 00:36     Заявить о нарушении
на предыдущих страницах смотри. Сейчас найду и ссылку дам.

Александр Сизиф   15.03.2014 00:39   Заявить о нарушении