Родина - любви и творчества исток

             Родина – любви и творчества исток
                Хрупнет первый ледок под ногою  –  кто-то побежит дальше и не обратит на это внимание, а кто-то остановится  и станет разглядывать, как причудливо сложились в молодом ледке кристаллики застывшей воды. Одному  в радость нарвать огромную охапку цветов и украсить ими  свою комнату  на пару дней, а другой будет благоговейно созерцать  нежнейшие оттенки первоцветов, порой даже неосознанно для себя вдохновляясь на созидание, на творчество, которое рано или поздно захватит всю его душу. И станет этот другой торопливо жить, впуская в себя красоту и, преломляя её сквозь призму собственных чувств, запечатлевать пережитое прекрасное  в стихах, прозе, в картинах…
Улетают годы, словно птицы,
И полёт их не затормозить.
С этим невозможно примириться,
Значит, надо торопиться жить…
                Главное, чтобы жила надежда,
                Что не всё так мрачно впереди,
                Чтобы Вера в розовой одежде
                Говорила мне: «Вперёд иди!»
…Краски разложу, достану кисти,
Холст или бумагу расстелю,
Радугу воздвигну с Божьей милостью,
Светом солнца землю оболью.
                И, тихонько напевая, встречу радостью
                Первый луч или волшебную зарю,
                И как будто не было усталости,
                По – иному я уже на мир смотрю…
Это строки из стихотворения  «Ровесница края» Валентины Егоровны Большаковой (Костиной), родившейся в 1934 году на станции Красная Сопка бывшего Берёзовского,  ныне Назаровского района.  Детские и юношеские годы прошли в страшное военное и трудное послевоенное время.  В 1943 году  на Ленинградском фронте погиб отец.  Воинская часть, куда попал Егор Никитович Костин, формировалась в Ачинске. Перед самой отправкой на фронт туда приехала  жена Егора Никитовича – Мария Сергеевна. По приезде муж позвал её пообедать в столовой. Когда официантка поставила на стол обед, подошла маленькая девочка и попросила еды. Егор Никитович усадил её за стол со словами: «Видимо,  и мои дети будут так же страдать». Девочку накормили и отдали ей гостинцы, которые Мария Сергеевна привезла мужу.  В то время  уже многие голодали и болели анемией – малокровием от недоедания. В семье Костиных было четыре девочки и неграмотная мать, не имеющая профессии, разнорабочая.  Однако Мария Сергеевна сберегла и вырастила всех своих детей, дала им образование. В 1952 году Валентина закончила Крутоярскую среднюю школу, потом – филологический факультет Томского педагогического института, где не только изучала язык и русскую литературу, но и занималась художественным творчеством, к которому её неудержимо тянуло ещё со школьных лет. Получив диплом филолога, стала работать учителем изобразительного искусства. Более тридцати шести лет посвятила Валентина Егоровна этому труду. На досуге для души писала стихи и картины. Особое место в  живописи занимали пейзажи родных мест. Её картины имеются в частных  коллекциях Италии, Германии,  разошлись по всей нашей стране. Валентина Егоровна говорила:  «На творчество меня вдохновляют красоты родного Красноярья; чарует Енисей – богатырь, таёжные просторы, спокойная гладь весенних разливов. Одними из основных тем моих являются зима  и поздняя осень – первый снег, первые заморозки. Люблю рисовать акварелью и писать дорогу. Волшебные ночи тоже привлекают моё внимание. Родные широкие просторы - непременно с берёзкой – одна из самых  любимых моих тем».

 
           Что волновало и волнует в картинах Валентины Егоровны?  Ответ на этот вопрос  - в откликах  посетителей её выставок,  почитателей её творчества.
              Первая персональная выставка Валентины Егоровны состоялась в 1998 году в Красноярске, в Городском выставочном зале. В книге отзывов о выставке читаем:
         « Сегодня, т.е. 29 сентября 1998 года, нам  выпало счастье побывать на персональной выставке Валентины Егоровны. Это нельзя высказать словами. Это можно только почувствовать. Все картины излучают тепло, доброту, нежность, радость,  умиротворение…наверное, в русском языке нет тех слов, которые могут передать сегодня наши чувства. Земной Вам поклон, Валентина Егоровна, за то, что Вы творите, за то, что Вы есть!  Н.Т. Якимчук, Н.А. Дергант».
          Немало ценителей живописных работ Валентины Егоровны было и среди её коллег – педагогов.  В.Е.Черноок, учитель русского языка школы №7, с большим уважение и восхищением говорит и о самой художнице,  и о её работах: « Любуясь её пейзажами, ощущаешь способность глубоко и нежно любить природу. Как-то  по-особенному чувствуешь воздушную среду, пронизанную светом то первого чистого снега, то вечерней зари, то ощущаешь тяжёлую завесу свинцового неба или лёгкость летящих облаков. Её картины обладают тихим поэтическим звучанием, они певучи, музыкальны. Это не рисунки, а картины – размышления о красоте природы, способные затронуть самые тонкие чувства и мысли человека. Я думаю, что главное назначение таких произведений – пробуждение, очищение, обновление души».

 
Может быть, за трудности, пережитые  в детстве и юности, за их преодоление  досталось Валентине Егоровне большое женское счастье в лице мужа – Василия Филипповича Большакова. Их детство проходило рядом:  жил мальчик Вася  в нескольких километрах от станции Красная Сопка, в селе Глядень,  к тому же дети вместе учились.  Да и  жизнь в семье Васи была не легче, чем в семье Валентины.  Погибли на фронтах  Великой Отечественной  его отец и четыре родных дяди.  Василий Филиппович  вспоминает, как в начале войны через станцию Красная Сопка  проходил поезд,  на котором  ехал один из его дядей – Ефим, работавший до войны бульдозеристом на руднике «Коммунар»: «Моя мама заколола свинью, вырезала широкую полосу сала со спины, пересыпала солью, завернула в простынь, и мы побежали на вокзал. Впереди мама, за ней мы, три брата: я, Кирилл и Григорий, а сестрёнка Клава была очень мала, осталась дома. Я помню,  как мама подала свёрток с салом. Дядя Ефим заплакал, глядя на нас, и  сказал: « Я отомщу немцам за Филиппа!»   Погибли на войне не только  отец и все его братья, но и два брата матери. Семеро молодых, сильных мужчин полегли в боях за Родину.  Помощи  ждать было не от кого, во всём  приходилось полагаться только на свой труд и терпение.  Иногда соседи делились чем-нибудь друг с другом. «Помню,  -  рассказывает Василий Филиппович, - как мама организовала нас, детей, накосить на поле рапса (масличное растение). Связали в снопы, просушили. Запрягли в телегу корову,  привезли снопы домой.  В огороде обмолотили. Потом в соседней деревне, Сосновке, на маслобойне надавили полторы фляги масла. Мама одарила им соседей. И они чем-то отблагодарили нашу семью. Такая взаимовыручка сплачивала народ …Когда речь заходит о людях, которые рядом  переживали все тяготы и лишения, хочется  вспомнить добрыми словами Гуркаева дядю Мишу (друга отца),  Самойлова дядю Мишу, о котором я написал рассказ «Дядя Миша» (был напечатан в газете «Литературный Красноярск»),  директора нефтебазы Малюкова Александра Николаевича и его большую семью, Костина Якова Никитовича – добрейшей души человека, да и всех Костиных. Важную роль в жизни совхоза играли  механические мастерские, где начальствовал Кирилл Иванович Скляр. Брат его Пётр Иванович Скляр достойно воевал, был награждён орденами и медалями, а после войны  работал трактористом. Невозможно забыть доброе отношение к нам, сиротам,  первых учителей наших - Марии Николаевны Солчевской,  Ольги Кирилловны, учителей: Елены  Моисеевны, Марии Александровны, Сергея Лаврентьевича, Константина Фёдоровича, Ивана Петровича, Филарета Ивановича, Ивана Фёдоровича и многих других».
        Сложной, трудной была жизнь, но, по признанию Василия Филипповича, интересной. Сам  он в 1952 году поступил в лётное училище, несколько лет служил в авиационном полку, базировавшемся на острове Сахалин. С  1958 года по 2012 год работал в школах  города Красноярска,  закончил  педагогический  институт, имеет большой трудовой стаж – 60 лет. Многие из них  проработал в одной школе  - школе № 7 Советского района – вместе  с горячо любимой супругой Валентиной Егоровной.
 
 Все годы их семейной жизни были согреты любовью, взаимопониманием и поддержкой, что способствовало  осуществлению многих совместных творческих проектов.  В  кругу знакомых и коллег супруги пользовались огромным уважением. На Красноярском телевидении  прошли передачи «Просто женщина» и «В поисках радости», автором которых была Лидия Рождественская, а героями – Валентина Егоровна и Василий Филиппович Большаковы.
 
          При жизни Валентины Егоровны супруг поддерживал  её увлечение творчеством,  сам посвятил ей немало стихотворных строк, да и сейчас, потеряв любимую женщину, Василий Филиппович  пишет стихи о любви, дарящей  радость жизни, вдохновение, привносящей в существование человека высокий смысл:
Я славлю любовь,
Что сердце зажгла.
И радостью вновь
Наполняет она.
И жизни чарующей дали
Она, как всегда, заполняет.
            Живите, любите, мечтайте!
             Любовью своей дорожите,
             Как трутни на мёд, не летайте,
              А вместе по жизни идите.
Я  славлю любовь,
Что нежность и ласку приносит,
И людям она вдохновенье даёт.
И люди становятся краше,
И, чувством движимы вперёд,
Они прославляют свой род!
            («Про любовь»)
   Именно такая любовь состоялась в жизни Валентины Егоровны и Василия Филипповича Большаковых. И не по счастливой случайности досталась она этим двум замечательным людям,  глубоки её корни: с детства были они научены чуткому, внимательному, терпеливому  отношению к  человеку и ко всему миру… Эта любовь  созидалась  и сохранялась постоянным трудом  их душ.


Рецензии
Здравствуйте, Анисья Ивановна. Вот, бродила по страницам, заглядывала туда-сюда и нашла... душевные Ваши произведения. Болеете Вы сердцем за всё, о чём пишите.
Спасибо, поклон Вам. С уважением Ольга.

Ольга Петровна Воронцова   20.02.2015 06:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.