***

  Медведица и Волопас
  Божественны и грациозны...
  Вот конь полуночный - Пегас -
  Раскинулся на небе звёздном.

  Не хочется мне что-то спать.
  Я в полном умиротвореньи.
  И вздумалось мне написать
  Такое вот стихотворенье.

  Чтоб ритм его был непростой
  И точный был, как у поэта,
  И смысл его был не пустой,
  Всё было б в нём, как бы с секретом.

  Поэзии мой дифирамб
  Торжественно, как бы в размахе,
  Читаться чтоб мог и как ямб,
  А мог бы и как амфибрахий.

             2014.


Рецензии
Здравствуйте, Алексей Петрович!
Медведица и Волопас
Божественны и грациозны...
Вот конь полуночный - Пегас -
Раскинулся на небе звёздном.

Несомненно, это гексон второй, двустопный.
Вот слоговая схема чистого гексона 2:

о1ооооо1
о1ооооо1о
о1ооооо1
о1ооооо1о

Естественно, «и», «полуночный», «на небе» произносим без ударения.

Сообщаю вам, что чистые семисложники (септоны) уже есть. http://www.stihi.ru/2015/12/19/10414
А вот и первый чистый октон:

Требовательные подражатели. Октон 1

Требовательные подражатели,
Втиснутые в параллелограмм,
Свёртывающееся растратили
С вспучивающимся пополам.

Сетованиями о влюблённости,
Вбрасываемыми в терминал,
Выдрессированы до синхронности
Посланные на... лесоповал.

19 мая 2016
© Copyright: Виктор Дванольодинвосем
.
.
Вот слоговая схема чистого восьмисложника первого:

1ооооооо1оо
1ооооооо1
1ооооооо1оо
1ооооооо1

Или так – с разделением на стопы для наглядности:

1ооооооо_1оо
1ооооооо_1
1ооооооо_1оо
1ооооооо_1

Здесь
1ооооооо = чистый восьмисложник 1 = восьмисложная одноиктовая стопа с первым ударным слогом. Или октон первый.
.
Теги:
октон, октон первый, восьмисложник первый, чистый октон, одноиктовый октон, одноударный октон, восьмисложная стопа, чистый восьмисложник, чистый восьмидольник, одноиктовый восьмисложник, одноиктовый восьмидольник, одноударный восьмисложник, одноударный восьмидольник, 1ооооооо, 10000000, —UUUUUUU, — U U U U U U U, ! - - - - - - -, !-------

Виктор Дванольодинвосем   02.06.2016 00:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!
Очень интересную вещь Вы подметили. Я как-то и не обратил внимания. А вот сейчас попробовал прочитать это своё стихотворение как шестисложник, и, знаете, получилось.
Правда, изначальной задумки написать его шестисложником у меня не было. Это был эксперимент несколько иного рода. Дело в том, что в известной Вам статье господин Фукс рассмотрел вопрос о совмещении стихотворных размеров, то есть, о возможности написать стихотворение, которое можно было бы без перекосов ударения и прочих сбоев ритма прочитать двумя различными способами, расставляя ударения в соответствии либо с одной, либо с другой метрической схемой. Фукс утверждал, что ямб и хорей практически несовместимы, поскольку потребовалось бы сплошь использовать односложные слова. Если бы это кому-то удалось сделать, то стих воспринимался бы , как односложник, а в схемы ямба и хорея укладывался бы чисто формально. В принципе, любое стихотворение можно проскандировать, как "Шай-бу! Шай-бу!". Различные трёхсложные метры, по мнению автора статьи, тоже практически несовместимы из-за непреодлимых трудностей, связанных с размещением ударений на соседних слогах. В этом случае также потребовалось бы слишком много односложных слов. А вот совместить двусложный метр с трёхсложным в принципе возможно, но столь сложно, что "ни в одном поэтическом сборнике вы такого стихотворения не встретите". Вот и появилась идея написать и опубликовать. Ведь авторская страничка на сайте - чем не сборник? Да и когда я свои стихи издавал, то решил включить и это стихотворение. Так что теперь сборник стихов, содержащий такое стихотворение, существует и в печатном виде.
Господин Фукс в своей статье молчаливо предполагал, что любое слово русского языка имеет лишь одно строго определённое ударение. В большинстве случаев это действительно так. Всем известно со школы, что, например, говорить "магазИн, столЯр" - правильно, а "магАзин, стОляр" - неправильно. Однако в последнее время многие слова стали допускать двойственное ударение, и оба варианта отмечаются в словарях. В каких-то случаях один является рекомендуемым, а другой - допустимым; в иных же - оба одинаково правомерны. Вот например, звёзды яркИ или Ярки? Оба варианта правильны. Вообще расширение свободы ударения стало одним из направлений развития современного русского языка. Уж не знаю, хорошо это или плохо, но так есть. И вот для совмещения стихотворных размеров это обстоятельство даёт дополнительные возможности. Вот и в этом стихотворении, совмещающем в себе ямб и амфибрахий, слово "полуночный" читается с ударением на втором слоге при чтении ямбом, и на третьем при чтении амфибрахием. Попробуйте! А по поводу шестисложника... Ну пусть будет шестисложник. Возможно даже, что для кого-то именно такое прочтение окажется наиболее психологически предпочтительным. Тогда выходит, что сразу три разных метра это стихотворение совмещает. Но по-моему, всё-таки шестисложник здесь образуется благодаря пропускам ударений. Ямб в этом стихотворении достаточно сильно пиррихизирован, а амфибрахий - трибрахизован. Да и шесть - число составное, а два и три - его делители. Так что второй шестисложник здесь, во всяком случае, не является самостоятельным метром.
А вот семь - число простое. Поэтому, если не принимать во внимание возможность прочтения логаэдом, то любой семисложный размер всегда самостоятельный.
Прочитал несколько Ваших стихотворений, написанных семисложными размерами. Эксперименты весьма интересные. Продолжать их безусловно стоит. Ведь Вы, Виктор,- первопроходец в этом направлении, и Ваши работы расширяют стихотворные возможности русского языка и, стало быть, являются своего рода научными. Иной раз один пример гораздо ценнее запутанной и малопонятной теории, а иногда и опровергает эту самую теорию. Взять хотя бы случай со статьёй Д. Б. Фукса. Поэтому неплохо было бы создать по нескольку стихотворений каждого типа семисложника (одно могут счесть артефактом). Лучше, если будут представлены стихи с разными количествоми стоп в строке и с различными схемами рифмовки.
Но всё-таки, как мне думается, сверхмногосложностопные стихотворные размеры никогда не займут то место, какое занимают классические метры, хотя сами по себе в некоторых случаях такие необычные стихи могут быть весьма интересными. Видимо, сами свойства языка не позволяют таким стихам широко распространиться. Хотя из этого вовсе не следует, что нельзя создать гениального стихотворения, написанного таким размером. И этот шедевр будет стоить затраченных усилий. Пока же (нельзя этого не заметить) все без исключения семисложностопные стихи обладают двумя общими особенностями, носящими по-видимому, объективный характер, и мало зависящими от автора. Восприятие стройности ритма психологически ограничено примерно пятью слогами. Если ударения расставлены реже, то приходится либо слоги считать на пальцах, либо... Либо вполне спокойно будут восприниматься переборы и недотяжки. И пропуск или присутствие лишнего слога не создаст явного ощущения сбоя ритма. Кстати, об этом писал ещё Г. А. Шенгели в своей книге "Техника стиха". Правда у Вас я не обнаружил ни одного такого несоответствия, хотя каждый раз считал слоги. Но в связи с этим свойством восприятия возникает первая особенность - ощущение некоторой монотонности. Возможный способ борьбы с ним - писать такие стихи, в которых каждая стопа была бы отделена чёткой паузой (цезурой). Эта пауза наряду с ударением в стопе дополнительно усилит ритм. Вот у меня единственное стихотворение, изначально написанное шестисложником (семи пока не удаётся), сплошь цезурированное, и по-другому, наверное, не получилось бы. Вторая особенность, связанная с повышенной длиной стопы заключается в том, что волей-неволей приходится использовать большей частью длинные слова. А если каждую стопу выделять паузой, то все слова, кроме находящихся в последней стопе строки, будут семисложными либо пяти-шестисложными с предлогами или частицами. Для седьмого семисложника, а возможно, что и для шестого, эта трудность окажется непреодолимой.
Зато какой получится шедевр! И я желаю Вам его создать!
С уважением. Алексей.

Алексей Петрович Утенков   04.06.2016 15:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей Петрович, за подробный ответ и понимание!
Возможно, будет создано всё, что возможно.)))
И вы продолжайте опыты!
С уважением,

Виктор Дванольодинвосем   04.06.2016 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.