Февралины зимы...
Развернули погоды куль.
Снег, как будто упал перловкой
В пустоту лужевых кастрюль.
Что за блюдо готовит время?
Чей заказ приняла зима?
Слишком властно диктует темень
Свету дня обходить дома.
Сон тревожен в ночи беспутной:
Месяц звёзды увёл в бега.
Неохотно ступает утро
На рассветные берега.
Верба почки уже раскрыла...
А весна-то пока в пути.
Эх... когда же такое было?
Словно зиму мир упустил.
Март вот-вот постучится в гости.
Что, зима? Проморгала власть?
Но о марте, как о прохвосте,
Время сплетнями сыплет всласть.
Он ведь может и в самом деле,
Наигравшись с теплом весны,
Разразиться шальной метелью...
И своей не признать вины.
16.02.2014
Краткий анализ стихотворения
Тема
Переход от зимы к весне, противоречивость пограничного времени года: признаки пробуждения природы уже видны («Верба почки уже раскрыла…»), но зима ещё удерживает свои позиции.
Основная идея
Природа находится в неустойчивом равновесии: весна приближается, но зима не сдаётся, и будущее остаётся неопределённым («Он ведь может и в самом деле… разразиться шальной метелью…»). Автор передаёт ощущение ожидания и лёгкой тревоги перед переменами.
Стиль речи
Художественный (поэтический).
Тип речи
Лирическое размышление с элементами повествования и описания.
Композиция
Стихотворение состоит из 6 строф, выстраивающих последовательную картину:
1;я строфа — образ зимы, разворачивающей «погоды куль», метафорическое описание снега;
2;я строфа — вопрос о замыслах времени и зимы, усиление мотива власти тьмы;
3;я строфа — тревожный сон, уход звёзд, медленное утро;
4;я строфа — первые признаки весны (верба), осознание, что весна ещё в пути;
5;я строфа — приближение марта, ироничный вопрос к зиме;
6;я строфа — предупреждение о капризности марта, его способности нарушить равновесие.
Средства выразительности (примеры):
метафоры: «развернули погоды куль», «время сплетнями сыплет всласть»;
сравнения: «снег, как будто упал перловкой»;
олицетворения: «месяц звёзды увёл в бега», «утро неохотно ступает», «зима проморгала власть»;
эпитеты: «тревожен сон», «беспутная ночь», «шальная метель»;
риторические вопросы: «Что за блюдо готовит время?», «Что, зима? Проморгала власть?».
Средства связи между предложениями и строфами:
лексические повторы («зима», «весна», «время»);
местоимения («что», «чей», «он»);
синтаксический параллелизм и вопросно;ответная форма (например, во 2;й и 5;й строфах);
ассонанс и аллитерация создают мелодичность и подчёркивают настроение (звуки «с», «ш», «р» в описаниях метели и тишины).
Итог: стихотворение передаёт тонкое ощущение пограничного времени года, где сосуществуют следы зимы и намёки на весну. Автор использует богатую образность и игру интонаций, чтобы показать неоднозначность природного цикла и человеческую реакцию на него.
Свидетельство о публикации №114021611523
Мне так и не суметь.
Олег Смирнов 3 17.02.2014 07:07 Заявить о нарушении
я рада, что ты у меня первый)
Во! как звучит!
Смеюсь.
Я, всё таки ловка в "неловких выражениях",НУ, пусть уж остаётся.Тем более, что я действительно рада
Ольга Сергеевна Василенко Красни 19.02.2014 00:06 Заявить о нарушении