Февралины зимы...

Февралины зимы неловко
Развернули погоды куль.
Снег, как будто упал перловкой
В пустоту лужевых кастрюль.

Что за блюдо готовит время?
Чей заказ приняла зима?
Слишком властно диктует темень
Свету дня обходить дома.

Сон тревожен в ночи беспутной:
Месяц звёзды увёл в бега.
Неохотно ступает утро
На рассветные берега.

Верба почки уже раскрыла...
А весна-то пока в пути.
Эх... когда же такое было?
Словно зиму мир упустил.

Март вот-вот постучится в  гости.
Что, зима? Проморгала власть?
Но о марте, как  о прохвосте,
Время сплетнями сыплет всласть.

Он ведь может и в самом деле,
Наигравшись с теплом весны,
Разразиться шальной метелью...
И своей не признать вины. 

                16.02.2014

Краткий анализ стихотворения
Тема
Переход от зимы к весне, противоречивость пограничного времени года: признаки пробуждения природы уже видны («Верба почки уже раскрыла…»), но зима ещё удерживает свои позиции.
Основная идея
Природа находится в неустойчивом равновесии: весна приближается, но зима не сдаётся, и будущее остаётся неопределённым («Он ведь может и в самом деле… разразиться шальной метелью…»). Автор передаёт ощущение ожидания и лёгкой тревоги перед переменами.
Стиль речи
Художественный (поэтический).
Тип речи
Лирическое размышление с элементами повествования и описания.
Композиция
Стихотворение состоит из 6 строф, выстраивающих последовательную картину:
1;я строфа — образ зимы, разворачивающей «погоды куль», метафорическое описание снега;
2;я строфа — вопрос о замыслах времени и зимы, усиление мотива власти тьмы;
3;я строфа — тревожный сон, уход звёзд, медленное утро;
4;я строфа — первые признаки весны (верба), осознание, что весна ещё в пути;
5;я строфа — приближение марта, ироничный вопрос к зиме;
6;я строфа — предупреждение о капризности марта, его способности нарушить равновесие.
Средства выразительности (примеры):
метафоры: «развернули погоды куль», «время сплетнями сыплет всласть»;
сравнения: «снег, как будто упал перловкой»;
олицетворения: «месяц звёзды увёл в бега», «утро неохотно ступает», «зима проморгала власть»;
эпитеты: «тревожен сон», «беспутная ночь», «шальная метель»;
риторические вопросы: «Что за блюдо готовит время?», «Что, зима? Проморгала власть?».
Средства связи между предложениями и строфами:
лексические повторы («зима», «весна», «время»);
местоимения («что», «чей», «он»);
синтаксический параллелизм и вопросно;ответная форма (например, во 2;й и 5;й строфах);
ассонанс и аллитерация создают мелодичность и подчёркивают настроение (звуки «с», «ш», «р» в описаниях метели и тишины).
Итог: стихотворение передаёт тонкое ощущение пограничного времени года, где сосуществуют следы зимы и намёки на весну. Автор использует богатую образность и игру интонаций, чтобы показать неоднозначность природного цикла и человеческую реакцию на него.


Рецензии
Оленька ТАКИЕ сравнения ...++++++++++++++++++++++

Мне так и не суметь.

Олег Смирнов 3   17.02.2014 07:07     Заявить о нарушении
ой, как я рада)Знаешь... написала(сама себе придумала, почему бы в феврале не "февралины", в январе, стало быть, "янфарины", а в декабре, соответственно "декабрины" - вполне именины), и думала, что сейчас придёт читатель и скажет А НЕТ ТАКОГ СЛОВА. ну не было так будет, а почему бы и нет, язык наш до сих пор словообразующ...он живой, почему бы и не использовать это его качество.Не так и много живых и развивающихся до сих пор языков)
я рада, что ты у меня первый)
Во! как звучит!
Смеюсь.
Я, всё таки ловка в "неловких выражениях",НУ, пусть уж остаётся.Тем более, что я действительно рада

Ольга Сергеевна Василенко Красни   19.02.2014 00:06   Заявить о нарушении