O Башмаке Эмпедокла - 4

Дарья Лебедева

Обувь – это серьезно

Куприянов В.
Башмак Эмпедокла
М.: Б.С.Г.-Пресс, 2013. – 272 с. 3000 экз. (п)
ISBN 978-5-93381-307-1

В Средние века при королевском дворе было принято держать шута – он и рассмешит, и рубанет между шутками правду-матку, и нет-нет да напомнит владыке о том, что и король смертен, и может ошибаться, и не без греха. Роман Вячеслава Куприянова «Башмак Эмпедокла» – вроде того шута с бубенцами среди всей нашей очень серьезной, величаво ступающей по земле русской литературы. Давайте каламбурить, карнавалить и раблезианствовать, настаивает автор, а то и правда кто-нибудь возомнит себя богом, как тот Эмпедокл, да и бросится в жерло вулкана. И останутся от него одни башмаки.
Главный герой, вокруг которого крутится повествование, – безмерно великий русский поэт Померещенский, личность столь же фантастическая и легендарная, как древнегреческий философ Эмпедокл, параллели с судьбой которого настойчиво не сходят со страниц романа. Действительно, столь идеально сферического в вакууме творца, наслаждающегося своей манией величия, без тени сомнения в собственной гениальности, сложно даже вообразить. Это не человек, а живой миф и культ, пестуемый как самим героем, так и создаваемый другими вокруг него. Куприянов, не уставая паясничать, исследует природу самовлюбленности, чувства собственной важности, чванливости, напыщенности и осознания своей безмерной значимости. И смеется над всем этим так, что у читателя начинает болеть живот. Книга – эдакий длинный каламбур длиной в двести страниц: «Наконец, третий, с ударением на последнем слоге, вошел в историю словесности, выпустив том надписей на подтяжках, растягивая которые можно до бесконечности добывать из формы новое содержание». Ирония, смех сквозь слезы, игра словами в духе «Суера-Выера» Юрия Коваля, абсурд и точнейшие жизненные наблюдения обрушиваются на читателя плотным потоком, не вдохнуть. Мозг постоянно в напряжении, и смешно, правда ведь смешно.
Только вот, пока читаешь, вместо смеха внутри скапливается ужас. Где-то в глубине этого бесконечного каламбура спрятано пугающе точное понимание человеческой сути, амбивалентной в своем величии и ничтожестве. Померещенский, эдакий Гаргантюа литературного мира, преувеличенный до уродства, оказывается даже не положительным или отрицательным персонажем, а просто абстракцией, а у рассказчика, пустившегося по следам примерещившегося ему поэта, стучит в голове «прозвучавшее в моем отечестве заявление: нам больше не понадобятся замечательные люди! Зачем тогда люди вообще?» Этим вопросом заканчивается книга, до того казавшаяся забавной интеллектуальной игрой. Хм, приходится все-таки задуматься, стоит ли так серьезно относиться к тому, что принято считать серьезным. Не стоит ли действительно почаще переворачивать мир с ног на голову и обратно? Недаром одна из важных «героинь» книги – обувь. Обувь тут словно душа – как чудно, если она подходит и ее не замечаешь, как мучаешься, если она мала или натирает. Как важно все низкое и земное наравне с высоким и духовным: «Скрипач плывет в открытом море и играет на скрипке. Это почти два несоединимых искусства – одновременно плыть и музицировать, - это уже из «Узоров на бамбуковой циновке», коротких зарисовок, стилизованных под китайские притчи, также включенных в книгу. – Поэтому, когда в море услышишь скрипку, значит, что это очень хороший пловец». Так вот, Вячеслав Куприянов – прекрасный пловец.

@Башмак Эмпедоклa

Книжное обозрение №


Рецензии
ЧУДО СКРИПКИ

Скрипач плывет в открытом море и играет на скрипке. Это почти два несоединимых искусства – одновременно плыть и музицировать. Не каждому это удается. Хороший скрипач играет небесным птицам, когда он выныривает, и рыбам морским, когда уходит под воду. Плохой скрипач, выныривая, вместо того чтобы играть птицам, вытряхивает воду из тела скрипки, а когда его накрывает волной, вместо того чтобы играть рыбам, жалеет, что у него в руках скрипка, а не виолончель, на виолончели плыть было бы легче. Получается, что плохой скрипач еще и плохой пловец.
Поэтому, когда в море услышишь скрипку, значит, что это очень хороший пловец.

(В книге "Башмак Эмпедокла")

Куприянов Вячеслав   14.02.2014 15:01     Заявить о нарушении