***

В одной из версий, не вошедших в книгу, граф Монте-Кристо был очень хорош собою и носил изящное длиннополое белое пальто из дорогой твидовой ткани, в котором подолгу любил стоять на улице, рассматривая прохожих. И периодически, когда осознание очевидности того, насколько он умнее и красивее всей этой серой массы простых смертных не давало ему более возможности молчать, он произносил в их адрес устало-снисходительным голосом одну, ставшую впоследствии знаменитой, фразу. Впрочем, быть может, он вполне имел на это некоторое право.

Насколько известно, у Дюма было описано несколько образов этого героя, с разными характером, темпераментом, событиями в жизни и пр. И Дюма никак не мог выбрать, какой же из них более всего подходит для его книги. Тот Монте-Кристо, что ходил в белом пальто, был, несомненно не в меру пафосен, горделив и высокомерен. Одна только эта его пресловутая фраза про белое пальто чего стОит. Но, вместе с тем, в его характере были и очень светлые стороны. Кроме того, граф был известным филантропом, членом многих благотворительных обществ, основателем сети ночлежек для бездомных и больниц для бедных.

Эта часть рукописи, к сожалению, не сохранилась.
По одной из версий, Дюма сжег эти черновики в один из приступов чёрной ипохондрии, не сумев совладать с мрачными мыслями о бренности бытия :(
Но есть и другие версии об этом событии, повеселее. Например, что во время очередного пьяного кутежа, Дюма поехал к парижским куртизанкам и там декламировал им отрывки из рукописи. Будучи в состоянии нетрезвом, он оставил их в Мулен-Руже, а наутро, не помня точно даже, где он вчера был, решил, что поиски бесполезны. А куртизанки, не отличавшиеся, к сожалению любовью к литературе, не сумели должным образом оценить достоинства оставленного у них текста и израсходовали рукопись в утилитарных целях, как обычную бумагу. Так как у Дюма оставался один вариант книги с графом, одетым в черное, то он и отнёс его в издательство, не став утруждать себя лишней работой по восстановлению утраченной части рукописи.

Однако как же эта фраза про белое пальто стала такой популярной и вообще не была забыта? Возможно объяснение можно найти в том, что парижские куртизанки всё же запомнили её, когда пьяный Дюма с воодушевлением зачитывал им отрывки из черновика. И потом стали часто повторять её, также, как и граф, стоя на улице, но в ожидании клиентов.


Рецензии