А наша убогость не в слаби телесной

А наша убогость - не в слаби телесной,
Не в том, что не мечены славы цепями.
А в нашем терпении бессловесном -
Молчим и молчим.. И веками молчали.
Кричали отдельные.. Бились о стены -
О те, что ни сердцем, ни лбом не пробиты.
И водку глушили, и резали вены,
И просто порою бывали забиты.
А мы тихим стадом под дудку пастушью
Идем и идем безголосою сушью.
И снова молчим, спрятав боль и печали,
Молчим и молчим... Как веками молчали.


Рецензии
Согласна с горькой мыслью, облечённой в прекрасную поэтическую форму данного стихотворения.

Есть интересная работа Бориса Синюкова, посвященная исследованию феномена русской души (в т.ч. о вековом генетическом взращивании в людях холопства, апатии, бессловесности). Кое-что процитирую (свидетельства иностранцев о наших нравах и выводы автора):

/Д. Флетчер (1588): «О состоянии низшего класса и простого народа. Во-первых, о свободе их, в какой мере они ею пользуются, можно судить по тому, что они не причислены ни к какому разряду, и не имеют ни голоса, ни места на соборе или в высшем земском собрании, где утверждаются законы и публичные постановления, клонящиеся обыкновенно к угнетению простолюдинов, ибо остальные два класса, то есть дворянство и духовенство, которые имеют голос в таких собраниях (хотя далеко не пользуются свободою, необходимою в общих совещаниях для блага всего государства, согласно со значением и правами каждого по его званию), довольствуются тем, чтобы все бремя лежало на простолюдинах, и что могут облегчить сами себя, сваливая все на них. Далее, до какого рабского состояния они унижены не только в отношении к царю, но и к боярам и вообще дворянам (которые и сами суть не что иное, как рабы, особливо с некоторого времени), это можно видеть из собственного сознания их в просьбах и других бумагах, подаваемых кому-либо из дворянства или высших правительственных лиц: здесь они сами себя называют и подписываются холопами, так точно, как, в свою очередь, дворяне признают себя холопами царя. Во-вторых, что касается до земель, движимого имущества и другой собственности простого народа, то все это принадлежит ему только по названию и на самом деле нисколько не ограждено от хищничества и грабежа как высших властей, так даже и простых дворян, чиновников и солдат. Случается видеть многие деревни и города, в полмили, или целую милю длины, совершенно пустые, народ весь разбежался по другим местам от дурного с ним обращения и насилий. ... Чрезвычайные притеснения, которым подвергаются бедные простолюдины, лишают их вовсе бодрости заниматься своими промыслами, ибо, чем кто из них зажиточнее, тем в большей находится опасности не только лишиться своего имущества, но и самой жизни. Если же у кого и есть какая собственность, то старается он скрыть ее, сколько может, иногда отдавая в монастырь, а, иногда зарывая в землю и в лесу, как обычно делают при нашествии неприятельском. Этот страх простирается в них до того, что весьма часто можно заметить, как они пугаются, когда кто из бояр или дворян узнает о товаре, который они намерены продать. Вот почему народ (хотя вообще способный переносить всякие труды) предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем более, кроме дневного пропитания. Оттого же происходит, что произведения, свойственные России (воск, сало, кожи, лен, конопель и прочее), добываются и вывозятся за границу в количестве гораздо меньшем против прежнего. Ибо народ, будучи стеснен и лишаем всего, что приобретает, теряет всякую охоту к работе. Закон, обязывающий каждого оставаться в том состоянии и звании, в каком жили его предки, весьма хорошо придуман для того, чтобы содержать подданных в рабстве, и так сообразен, что, чем меньше он способствует к укоренению какой-либо добродетели или какого-либо особенного и замечательного качества в дворянах или простом народе, что никто не может ожидать награды или повышения, к которым бы мог стремиться, или же заботиться об улучшении своего состояния, а, напротив, подвергнет себя тем большей опасности, чем более будет отличаться превосходными или благородными качествами». Г. Котошихин (1664): «А если торговый человек и крестьянин построится добрым самым обычаем, и на него положат на всякий год податей больше». Во-первых, заметьте перечень нашего «экспорта». Да за одну саблю посчитайте, историки, сколько надо «конопели» возов отдать? Помните о русском оружии этих времен? Во-вторых, заметьте про стимулы к труду, на которые автор цитаты специально обращает внимание. В третьих, обратите внимание на «закон, обязывающий каждого оставаться в том состоянии и звании», на «невозможность ожидать награду, к которым мог бы стремиться», и на то, «чем больше будет отличаться превосходными и благородными качествами» тем ему будет хуже. Это прямое генетическое взращивание самых отвратительных человеческих качеств. .../ (с) (Источник: Борис Синюков "Загадочная русская душа..." http://www.stihi.ru/go/www.borsin1.narod.ru/p1.htm)

Вот и получалось, что и силой, и умом, и талантами Бог нас не обделял. Да приложить эти таланты стимула не было: выше головы не прыгнешь - кем был, тем и останешься. А может, и наказание снищешь - не высовывайся. "Инициатива наказуема" - это ведь наша поговорка. Вряд ли у кого из народов такие в ходу...

Вот и оставалось, как в твоем стихотворении, Людочка:

/И водку глушили, и резали вены/ (с)

/И снова молчим, спрятав боль и печали,
Молчим и молчим... Как веками молчали./ (с) -

Лучше высказываться по существу - конструктивно в мирном русле, чем потом все русла сметать "бунтом бессмысленным и беспощадным"...

Анна Витальевна Коростелева 2   10.06.2019 11:16     Заявить о нарушении
Да,эта вечная разгадка "загадки русской души"так и не найдена,хотя выдающиеся мыслители ломали свои "заковыристые головы",объясняя долготерпение народа противоречивостью этой самой "души",её"негосударственностью",аполитичностью,анархичностью и инертностью и ленью,(Бердяев),чем объясняется покорность в приятии всех тягот своего существования.Что-то позорно - рабское есть ,в том,что народ, чуждый приятия капитализма как строя,народ - искатель, "мечтатель",плохо поддающийся политической дрессировке,вдруг пришёл к тому,что все силы свои он отдал на построение того, с чем всегда боролся : если христианская идея есть как основа самосознания,то чем объяснить беспощадность бунта как кровавой стихии, и как зерно "рабства", взращиваемое и культивируемое веками,вдруг даёт такие страшные всходы, как бунты и революции.
Есть над чем подумать."Ты и убогая,ты и обильная,ты и могучая ,ты и бессильная".
Спасибо тебе,Анечка, за интересную ссылку о "загадочной русской душе", которую нельзя идеализировать равно как принижать.
Обнимаю тебя и благодарю за интересное общение.

Людмила Баневич -Гаврилюк   10.06.2019 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.