Принцесса Грамматика

В одном чудесном царстве принцесса родилась.
Та милая принцесса Грамматикой звалась.
Жила в высоком замке на берегу пруда.
Была она красива, надменна и горда.
Слова ей подчинялись. Входя в её чертог,
Почтительно склонялись: «Всегда у Ваших ног!».
 И чтобы их не путать и чётко различить,
На три отдельных группы пришлось их разделить.
Командует Грамматика: «По вашим именам
Смотреть на окончания повелеваю вам!
И будете склоняться теперь, как я велю,
А неповиновения я в жизни не терплю!
И если окончания у вас на «а» и «я»,
Вы - первое склонение, запомните, друзья!»
Построились в колонну мужской и женский род
И слушают принцессу, слегка разинув рот.
Здесь Катя,  Маша, Петя, стена, земля, трава.
Их множество, поверьте, отличные слова. 
«Склонение второе, - командует опять, -
Слова без окончания сюда теперь позвать!»
Построились в колонну топор и табурет,
За ними снег и ветер, пенал, портфель, берет.
Принцесса огляделась – мужской здесь только род,
Добавить захотелось ещё и средний род.
«Ну, вот, теперь порядок, слова на «е» и «о»:
Окно, волненье, море, перо, веретено.
Склоняться одинаково вы будете теперь!» -
Воскликнула принцесса и глянула на дверь.
Остался без присмотра любимый женский род,
Ему склоненье третье отлично подойдёт.
Слова без окончания, слова на мягкий знак.
«Вы все – склоненье третье! – повелеваю так!»
Построились в колонну тетрадь, морковь и мышь,
Здесь мать и дочь, и лень, и тень, а также  ночь и тишь.
Довольная Грамматика присела отдохнуть.

Ты правила склонения, дружочек, не забудь!

2.В царство Грамматики Даша попала,
Перед принцессой почтительно  стала:
« Слова так похожи, ну как их склонять,
Ведь их невозможно порой отличать!
Очень прошу Вас мне объяснить,
Как их склонять и как отличить!
Тут уж принцесса всплеснула руками:
«Это ужасно! Что делать мне с вами?
Как тут путать «конь» и «лень»!
Это ж ясно всем, как день!
Конь – мужской, понятно, род,
Лень – совсем наоборот.
Тут склонения различные,
Сомневаться неприлично вам!

Снова Даша в затруднении
И к Грамматике с волнением:
- Но есть слова шипящие,
Ну, как их отличишь?
Когда писать без мягкого.
Звучат ведь одинаково
И нож и рожь,
И   плач, и печь,
И ключ, и течь, и тишь!
«А ты скорей поставь вопрос
И для себя реши:
Нож – чей? – мужской, –
И ключ – мужской -
Без мягкого пиши.
Зато уж ночь и мышь, и тишь,
Понятно, - женский род.
Здесь мягкий знак  и нужен лишь,
Чтоб не было хлопот.
Пусть по правилам склоняются,
Ведь склоненья отличаются.

Чтобы всё запоминать,
Даша начала склонять:
Именительный – кто? что? - нож, мышь.
Родительный – нет кого? чего? - ножа и мыши,
Дательный – дать кому? чему? - ножу и мыши.
Винительный – что я вижу? - нож и мышь.
Тут не сразу и решишь!
Творительный – кем? чем? - ножом и мышью,
Правильно пишу и слышу.
Вот теперь падеж предложный –
На ком? На чём?
На  ноже, на мыши тоже.
Тут принцесса ей сказала:
«Вот теперь ты всё узнала,
Посиди на печи, булки ешь и калачи,
Пей из чашки сладкий чай,
Но склоненья различай!»      


Рецензии
Замечательно принцесса Грамматика всё разъяснила!
У меня в музыкальной школе была учительница по музыкальной грамоте. Она тоже всё так интересно разъясняла и запомнилось навсегда.
Кстати, почему "грамматика" пишется с двумя "М", а грамота - с одним? Сейчас пришло в голову ))
С теплом и уважением,
Ада

Ада Цодикова   10.04.2025 19:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.