Зигзаг Мельпомены

Фото: Мельпомена. Взято из сети Интернет
Попав в конце прошлого года в плен Мельпоме;ны – музы трагедии и, шире, театрального искусства, мне захотелось узнать, а как собственно выглядит эта любезная многим особа. Заглянув в Мифологический словарь, я узнал, что она изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Выяснив это серьезное предупреждение, я понял, что написание критической статьи – неотвратимо. Ну, подумайте. Не буду же я на самом деле нарушать волю богов.
Так появился на свет новый Герой – Теа - ТРОЛЛЬ (вспомните сказочное скандинавское семейство Муми – троллей, которые, кстати тоже некоторое время жили в театре). Теа - ТРОЛЛЬ не профессиональный критик, не знаток театра, щелкающий  «как орехи» режиссерские «сверхидеи» и актерское «публичное одиночество», но добродушный увалень искренне любящий театральное действо, воспринимающий его цельно и восторженно улавливающий позитив.
Обновленный Театр Эстрады стараниями своего художественного руководителя, Заслуженного и просто великолепного Юрия Гальцева теперь обрел новую и очень интересную на мой взгляд форму. Он ушел от излишней театральной формализации (хотя и раньше ей особенно не страдал) и приобрел четы в отличном, превосходном смысле этого слова – балагана. Того самого, которыми были когда то и шекспировский «Глобус» и мольеровский «Камеди Франсе». Не знаю, но мне кажется, что актеры далеких времен были чем-то похожи на современных эстрадовцев не «забронзовевших» в традициях и регалиях «академичности», но свободных лицедеев, шутов, трагиков и комиков, преданных слуг Мельпомены, служащим на подмостак не за деньги и награды, а хатем, чтобы не нарушить ту самую «волю богов».
Почему то в это хочется верить. Ведь в современной «Эстраде им. Райкина», постановщики и актеры не просто хотят рассмешить зрителя, но выселяться сами и в этом веселье вовлекают в это действо зрителей.
Мольеровский «Мнимый больной» в Театре эстрады, отличный образчик такого театра – действа.
Как будто стряхнув пыль веков, «Мнимый больной» воплощает для современного зрителя освобождающий смех. Веселье, необходимое в любую эпоху. И пусть в мире не уменьшается человеческая глупость, жадность, криводушие. Но над всем этим согласно законам жанра торжествует Его Величество Смех
Досье
Совсем недавно, 15 января мир отметил очередную годовщину со дня рождения гения французской комедии, драматурга и актера, реформатора и бунтаря Жана Батиста Мольера (Moliere), настоящим именем которого было Жан Батист Поклен, Poquelin). Родился он в 1622 году, а ушел из жизни всего-то через 50 лет в 1673.
Но сколько всего вместилось в эту жизнь… Хотя, сегодня мы говорим не о биографии и заслугах Мольера.
Но как бы по иронии судьбы, впервые
Досье
«Мнимый больной» был поставлен в феврале 1673 года, Жан Батист, несмотря на давнюю тяжелую болезнь (скорее всего, у него был туберкулез) исполнял главную роль.
На четвертом представлении он потерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в ночь с 17 на 18 февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии.
Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась за помощью к королю, и лишь тогда было разрешено произвести религиозное погребение.
Постановщик спектакля Нина Чусова не стремиться к тому, чтобы кто то из Героев пьесы вызвал любовь, сопереживание, сочувствие. Главный персонаж комедии господин Арган (Вячеслав Манучаров), с детства уверенный в том, что «все в жизни вредно для здоровья» вырос – самым больным человеком. Он мнительно простодушен, но не вызывает сочувствия, не просит сопереживания. Он богат и походя «решает проблемы» с женой Белиной (Татьяна Калашникова), дочерьми Анжеликой (Алёна Кухоткина) и Луизон (Анастасия Ткаченко), братом Бернальдом (Сергей Сафонов) и служанкой Туанеттой (Лариса Климова), которая хотя и предана хозяину и его семье, но тоже «себе на уме».
Но его «руководящая воля» разбивается о пронырливую, шарлатанскую сущность доктора Пургона (Юрий Гальцев). Лечить он не умеет «по определению», но отлично «ведет интригу»,  выуживает из ниспосланного небом простака щедрые подношения. А заодно удачно пристраивает своего племянника, такого же доктора недотепу Тома Диафаруса (Юрий Михайлик).   
Под стать и жена, мечтающая избавиться от мнительного супруга и строящая планы обобрать его вместе со своим любовником-нотариусом (вторая маска великолепного Юрия Гальцева).
Дочки от первого брака так же рискуют остаться не у дел. Но и они в спектакле намеренно не вызывают    сопереживания
Старшая Анжелика, выбрала себе женихом гиперпохотливого малорослика Клеанта (Кирилл Петров). Да и младшая Луизон, девочка, которая ничего не готова делать за «просто так», даже ради родительской чрезвычайной надобности.
Такая вот получается «сценическая диспозиция»… Как из нее выйти?
И снова, как у Николая Васильевича Гоголя Его Величество Смех доказывает, что вполне подходит на роль Главного Героя.
Смешные авторские мизансцены и диалоги, сменяются в спектакле совершенно феерическими интермедиями, в которых заняты все актеры (и еще не упомянутый нами, великолепный, брутальный «усач» Игорь Ярошевич).
Досье
Пьесы Мольера выдержали на сцене одной только Комеди Франсез более 30 тысяч представлений. Французская Академия, пренебрегавшая «комедиантом» при жизни, в 1769 объявила конкурс на «Похвалу Мольеру» и установила у себя его бюст.
Но главный итог его творчества, чистый, обезоруживающий, звонкий смех. Смех, всегда делающий наш мир чуть лучше
Замысел интермедий Мольера вырастает в спектакле Театра Эстрады в самодостаточное представление, доводящее события спектакля, замыслы и поступки героев, до гротескного абсурда, которое, в результате, просто не может не быть осмеяно.
Но ведь даже «враг рода человеческого – сатана» боится смеха и удаляется, чтобы не стать смешным.
Смеха боятся проходимцы и жулики, казнокрады и взяточники, выжиги и халтурщики.
Смех, достояние справедливых и честных, отдых и отрада трудолюбивых и смелых,  радость влюбленных и счастливых….
Друзья – давайте же смяться.
Теа - ТРОЛЛЬ


Рецензии