Сестра

Знаю о ней только по рассказам матери. Но скольким же я ей обязана! Всей    своей жизнью. Когда я родилась, её было немногим больше 16-ти лет.

Дело было в Западной Белоруссии.,1941год.
Наша семья спряталась от бомбёжки в картофельной яме (больше негде было). Провели там несколько дней и ночей. В деревню Декшняны, в которую мы успели эвакуироваться из Радошковичей перед приходом немцев, возвращаться было нельзя - её обстреливали из гранатомётов.
В ночь на 8-е июля маме стало плохо - надвигались роды. Бабушку с моим двухлетнем братиком, Лёвой, отправили ночевать в деревню. А Лиля осталась с мамой. Она предусмотрительно принесла воды и, застелив земляной пол соломой, накрыла сверху чистой рогожкой. Когда же начались роды - позвала пожилую женщину из соседнего укрытия и вместе с ней помогала маме.
Приняв ребёнка (т.е. меня), женщина обмыла младенца и роженицу тёплой водой, которую Лиля нагрела на костре, а позванный ей же деревенский скотник Плескачёв, перевязал пуповину. Вот и вся гигиена!
  А утром 8 июля Лиля уже понесла меня показывать бабушке и Лёве.  Встречающиеся по пути жители, с удивлением спрашивали её: «Лиля, от куда у тебя ребёнок?». Лиля отвечала с гордостью: « Ночью мама родила сестрёнку»
. Вскоре наша семья перебралась в Заславль - там можно ещё было найти кое-какое жильё. Именно с Заславля началась борьба моих родных с фашистами. Сначала это было подполье, затем партизанский отряд. Все взрослые наших двух семей - нашей и маминого брата дяди Шуры активно участвовали в этой нелёгкой и опасной борьбе. Эти события описаны мной в маленькой документальной повести «В огненном кольце». Моя мама, Лиля, жена дяди - Шура, вначале были просто связными партизанского отряда «Штурм». Мама ещё активно участвовала в подпольной и партизанской печати. Затем Лиля со своей школьной подругой, Раей Жигалко, ушли в отряд и стали разведчицами. Теперь с нами она встречалась редко - когда её задание было рядом с нашей деревней. Забегала на минутку и что-нибудь приносила нам из еды. Но скоро и в Заславле нам оставаться стало опасно, и нас переправили в деревню, которая была недалеко от расположения партизан. Фашисты часто наведывались в партизанские села, и мстили мирным жителям, зная, что они поддерживают партизан. Они жгли дома, и даже людей, убивали ни в чем не повинных детишек и стариков. Обычно партизаны уходили в глубь леса, забирая с собой и часть жителей. Но это было опасно и обременительно. И вот однажды командование отряда решило не отступать, а дать бой карательному отряду. Деревню партизаны отстояли, но потери были велики. В этом бою погибла и наша Лиля.
               
               Справка. (копия)
Штаб партизанской бригады
«Щтурмавая»
О9.О9.44г. Выдана настоящая тов.Вакатовой М.И. в том,
что её дочь Чернова Лилия Ивановна действительно находилась в партизанском отряде»Штурм», бригады «Штумовая» с 4 октября 1943 года и до 15 июня 1944 года.
15 июня 1944 г. дочь тов.Вакатовой М.И. Чернова Л.И. в боях с неменко-фашистскими захватчиками погибла в районе м. Мстижа Плещенского района.
Что и удостоверяется.
Начальник штаба бригады
майор Кандыбкин.

Вот и всё , что осталось от моей дорогой сестры.


Рецензии