45 Воссоединение
~~~~~ ~~~~~
~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~
~~~~~ ~~~~~
~~~~~ ~~~~~
~~~~~ ~~~~~
Молочный ручей. Встреча на острове гуся и гусыни, галки и соловья, солнца и светлячка.
Вот где обитает праздник!
1 УТРЕННИЙ ЦВЕТОК
То журавль, то лягушка. Растерянность.
2 ЖУЖЖАНИЕ ПЧЕЛЫ
Разве болото не больше неба?!
Среди белых лилий и кваканья лягушек - тишина.
3 УЛЕЙ
Велик Луг, а небо больше!
Сентябрьская печаль. Выход!
4 АЛТАРЬ
Есть Путь! Радость.
5 ГОЛУБОЙ НЕБОСВОД
Славьте, славьте Путь! А я буду славить того, кто в Пути!
6 СВОЕВРЕМЕННАЯ ПЕСНЯ
Растет болото. Квакают лягушки. Курлычут журавли.
Кричит Орел! Слава!
№ 45 ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПОИСК ВЫРУЧОЛОМА
Эта сказочка способна соединить для вас тьму и свет, как объединяют ночь и день росистые рассветы.
Жил-был отец по имени Иван, а у него был сын, и тоже Иван.
Позвал как-то отец сына да и говорит:
- Мой сын, настала нам пора прощаться. Болен я сильно. Не сегодня, так завтра отправлюсь к предкам. И вот должен я тебе перед смертью сказать: есть у тебя родной брат, да еще близнец. А живет он в красном тереме в славном городе Выручоломе.
- И где же этот город находится? - спрашивает Иван. - Где пролегает путь к Выручолому, в котором живет мой брат-близнец?
- Этого я тебе сказать не могу. Знаю одно: «Кто спрашивает, тот не теряется…»
Только отец изрек эту пословицу, как его душа отлучилась от бренного тела.
Похоронил Иван отца, и стало ему как-то грустно, одиноко. Знай, думает: «Как бы мне с моим братом-близнецом повидаться, как отыскать дорогу к Выручолому?»
Настало лето. Кукушечка в роще все «ку-ку» да «ку-ку». Иван к ней с вопросом:
«Кукушечка-ворожечка,
Скажи мне правдоньку,
Куда я пойду:
В ту ли сторононьку,
Или в ту,
Или в землю святую?»
Только он это пропел, как пташка замолчала, будто и не куковала.
«Нет, нет, - сказал себе как-то Иван. - Хватит уже печалиться. Не живу, только дни тру. Отправлюсь-таки на поиски своего брата».
Взял юноша все деньги, какие у него только были, в суму положил хлеб, сало и пошел.
Вела его тропиночка по долинам, по горам, пока не завела в густой дремучий лес. Глядит наш бедаха: под огромным дубом-стародубом возле жертвенного огня волхв сидит.
Подошел Иван ближе, поклонился седобородому старцу до самой земли и сказал:
«Мудрый жрец, прими человека убогого,
Покажи мне к счастью дорогу,
И яви ты милость многу,
Добрый час пора явить,
Давнюю грусть наградить,
Пришло время перестать
Сердце терзать;
Хочу веселым
Я жизнь озирать
И радо ее принимать».
- Садись, Иванушка, к огню, - сказал на то жрец. - Будем мы с тобой подле него руки греть, общий урожай делить.
Подсел Иван к костру.
- А не укажете ли вы мне… - начал было юноша, но волхв его перебил:
- Все, все знаю, Иванушка, и про печаль твою давнюю, и знаю, кого ты ищешь.
- Так, значит, могу я расчитывать на вашу помощь?! - радостно воскликнул Иван.
- Почему бы и нет? - сказал жрец. «Кто по мосточку мудрого ступает, тот в болоте не искупается». Но не спеши радоваться. «Быстро только сорочка на мертвого шьется».
- В чем же дело? - нетерпеливо спросил Иван.
- Душа твоя, милок, начинает пробуждаться, а вот тело с душой не хочет считаться. И потому у тебя все «ни в лад, ни в склад, ни в пример». Говори: готов ли ты оставить берег и отправиться в долгий и трудный путь? готов ли ты выполнить несколько моих заданий?
- Еще как готов! - твердо молвил искатель.
- Тогда начнем распечатывать тебе глаза и уши. Ведь верно говорится: «Глаза без души слепы, уши без сердца глухи». И не добраться тебе до Выручолома, пока око твое не будет видеть далеко, а сердце глубоко. - После минуты молчания он продолжил: - Вот тебе первое задание: найди четыре источника, свяжи их и приведи ко мне.
- Раз так, пусть так.
Идет Иван по дороге, а сам думает: «Может, этот волхв не в своем уме, раз дал мне такое задание? Разве такое возможно - источники связать?»
Побродил так Иван, побродил, и что? Нашел-таки четыре ключа, набрал из каждого по кружке воды, слил все в одну флягу и отнес волхву. А тот и говорит:
- Я тебе что сказал? Ключи связать, а ты только воду смешал. Иди снова, и свяжи-таки четыре источника.
Что ты ему скажешь - пошел. Еще и пошел без всякого желания возвращаться. Но случилось ему зайти в один двор. А там хозяйка как раз корову доила. Доит, еще и приговаривает: «Из четырех доек да в одно дойво, чтобы росло дитя счастливо». И тут Ивана как обухом кто по лбу ударил: «Вот и отгадка! Четыре дойки, а одним вымям связаны!.. Дойка - тот самый источник…»
Он тогда скорей на базар, купил не прицениваясь корову и привел ее к волхву. Тот и говорит:
- Молодец, Иван, молодец! Связал-таки ты четыре источника! - И далее: - Итак, даю тебе второе задание. Рядом с лесом есть зеленая поляна. Бегает там по кругу белый красавец-конь. Поймай жеребца и приведи ко мне. Но помни: конь этот на бегу превращается попеременно то в старую клячу, то в молоденького жеребенка, то снова стает жеребцом…
- Раз так, пусть так.
…Целый день пробегал Иван за тем конем… вот-вот клячу за хвост схватит, а она - вишь ты! - уже в жеребенка превратилась. А тот жеребенок не гляди, что молоденький, так поскачет - не угонишься! А уж за жеребцом гоняться, лишне, наверное, и говорить.
Ближе к вечеру, почти обессиленный, упал Иван в центре поляны, закрыл глаза, сердце его бедное - тудух! тудух! тудух!.. Вдруг ощутил - что-то ему теплом в ухо дышит. Глядь: подле него жеребец стоит! Взял Иван коня за гриву и отвел к волхву. Тот и говорит:
- Молодец, Иван, молодец! Привел-таки ты жеребца, - и дальше: - Значит, даю тебе третье задание. Пойди в город Гура, где лютует злая Мара, помоги жителям города победить проклятую бабу.
- Чо я должен сделать? - спросил Иван.
- На высокой горе, возле самого ущелья, стоит каменный идол, а под ним, говорят, книга мудрости лежит, где и записано, как победить Мару. Согласно древнему преданию, эту Книгу можна достать, только если сдуть того идола в пропасть. Обрати внимание: не сдвинуть, не повалить, а именно сдуть…
- Раз так, пусть так.
Вот пришел Иван к той горе. И действительно - на самом краю стоит болван, а вокруг него собрались люди и дуют со всех сил. Стал дуть и наш Иван… пошатывается идол, а упасть никак не хочет. Кажется, еще чуточку ветра, и он полетит в ущелье, дак нет - стоит!
Скоро, ох скоро запыхался Иван, голова у него закружилась. Отошел в сторонку, сел передохнуть. А вокруг него людей тьма… лежат один подле другого, стонут, руки к небу тянут…; поодаль мужчины огромную яму роют, чтобы хоронить умерших. Непреодолимая жалость охватила сердце Ивана, а в голове мысль мелькнула: «Как там и что, а я все же этого идола завалю!..»
Поднялся он на ноги, подбежал к болвану, толкнул его плечом: и раз, и два… а на третий раз камень поддался, полетел со свистом в пропасть…
Поступок Ивана очень разозлил жителей города Гура, ведь он нарушил завет предков. Его схватили и тоже хотели бросить в ущелье, но кто-то из жрецов сказал: «Подождем немного. Достанем сначала Книгу».
Откопали Книгу, давай читать… и первым, что они прочитали, были слова: «Кто нарушит закон ради святого дела, тот невиновен перед законом». Тут уже и карать не за что. Отпустили Ивана с благодарностью, еще и с подарками.
Радостно встретил его волхв:
- Молодец, Иван, молодец, сдул-таки ты болвана! - И далее: - Значит, даю тебе четвертое задание. Иди и принеси мне радость.
- Раз так, пусть так, - сказал Иван и пошел.
Через какое-то время ему на пути встретилась корчма, что стояла возле дороги. Ну и решил зайти. Зашел. Людей в той корчме - как на ярмарке в праздник! Мед-вино пьют, весело гуляют. А уж какие песни веселые поют!
Из одного угла слышно:
«Ой по повній,
По повнесенькій,
А щоб були всі на личку
Червонесенькі!»
Из другого:
«Ой піду я до коршми,
Нап’юся парухи:
Видасться мні світ, як банька,
А люде – як мухи».
«Уж тут, - подумал Иван, - я этой радости и наберу. Сколько душе угодно наберу!..»
«Ой хто п’є, тому наливайте,
Хто не п’є, тому не давайте…»
Пьет, пьет наш Иван, еще и как пьет.
«Ой випив, випив, сам себе похвалив,
Що я доброго роду - п’ю горілку як воду…»
И такой же он радости набрался, что никогда таким веселым не был.
Думает Иван: «Еще одну чарочку осушу, немного потанцую и пойду к волхву…» Куда там! «Пойду…» Свалился пьяным-пьян под лавку и заснул.
Проснулся он на следующий день лишь под обед. И так уже ему нудно да плохо. В голове шумит, между плечама болит, возле сердца печет, под ребрами колет, руки трясутся… И уже ему не весело, как вчера, а скорее горько и тошно. Решил Иван опять приложиться к чарке, чтобы вернуть прежнюю радость. И что? Вернул. Быстро вернул. А к волхву пойти опять не смог. Целую неделю выбирался Иван из того пиршества.
«Горілочка смаковита,
Яка ж бо ти даровита:
Я за тебе срібло-злото,
А ти мене й у болото».
Думает Иван: «Все деньги я пропил, а радости - ни на копейку не набрал». И зарекся больше не пить. За каких-то пару дней разум его просветлел, неотягощенное сердце беспричинно защебетало песню радости. «Время к волхву поспешить…»
Добродушно встретил его жрец:
- Молодец, Иван, молодец! Вижу я радость, что идет из твоего сердца! - И дальше: - Значит, перед тем, как пойти тебе на встречу со своим братом, ты должен выполнить мое последнее задание.
- Какое именно?
- Пока ты ходил за радостью, я сжигал в костре старые гадючие шкуры. Теперь пришла твоя очередь сжечь свою старую кожу.
- И как вы думаете, это можно сделать? - оторопело спросил Иван.
- А ты подумай…
Думал, думал юноша, а потом и надумал: «Прыгну в огонь, а там что Бог даст!..» Взял да и прыгнул… Но никакого вреда огонь ему не причинил. Наоборот! Вышел целый-целехонький, еще и помолодел немного.
- Вот и сжег ты свою старую шкуру, - усмехнулся волхв. - Ведь верно говорится: возле сухого дерева и сырое горит. - И далее: - Созрел ты, Иванчик, буйным цветом расцвело деревце твоей души. Вот уже и боги славят твою истинность. Не теряй больше времени, Иван, поспеши на встречу со своим братом.
- Куда же мне идти? Где этот Выручолом?
- А я думал, ты уже знаешь.
- Нет.
- В таком случае, вот тебе волшебный клубок, он тебя и выведет к Выручолому.
…Привел тот клубок Ивана в большущий сад, что рос себе на воле дико и буйно. Полдня бродил юноша по тому саду, но ни города Выручолома, ни брата своего так и не нашел. Пришлось вернуться назад…
Странно, весьма странно встретил его волхв! Одетый по-праздничному, с бубном в руке вышел он поприветствовать путешественника.
- Розовое сияние по миру разлилось, минувшее с будущим слилось! - трижды выкрикнул седобородый, а потом еще и запел:
«Мир миром,
Пироги с сыром,
Вареники в масле,
Вы братики красные,
Поцелуйтесь!» -
а потом упал перед Иваном на колени, коснулся челом его ног и произнес:
- Приветствую вас, братья. Рады ли вы своей встрече? Поприветствуете ли вы меня, деда Выручолома?
Ничего не сказал Иван, только ласково улыбнулся и опустился перед учителем на колени.
Свидетельство о публикации №114020903699