Закон Прощения

Предисловие:
       В канун Великого Поста ко дню Прощенного воскресения с радостью от Феофила.

«… вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» [1Пет 2:6]


       Самая простая истина христианской веры: нельзя любить кого-то, нужно любить всех, даже своих врагов. Нужно уметь быть со всеми  ради спасения всех. В силу чего именно прощение является необходимым условием христианской веры.

      Прощение есть простое сознание необходимости примирения человека с человеком во имя непреходящего долга любви, завещанного Христом заповедью, повторенной трижды: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас» [Ин. 13:34; 15:12; 15:17]. Не простивший ближнего, не примирившийся с ним не может обращаться к Богу со словами молитвы: «и прости нам долги наши, яко и мы прощаем должниками нашим». Не умеющий прощать другим сам осуждает себя на непрощение. Высочайший смысл человеческого прощения состоит в примирении с Богом, упразднившим ветхозаветное право «Око за око, и зуб за зуб», заповедью любви: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» [Рим.13:8]. И потому «.. не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» [Лк. 6:37]. Дух отмщения противоречит христианской вере, и не может быть принципом отношений между людьми. Грех всегда есть нечто противное Богу. Согрешающий действует против Бога. Поэтому справедливость восстанавливается иным порядком, но без личного воздаяния, которое без Бога всегда будет мщением. Потому и говорится: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам…"» [Рим 12:19].

      В Новом Завете прощение утверждается как Закон человеческой жизни.

      Закон прощения: “Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: “до семи”, но до седмижды семидесяти раз” (т.е. 7 x 70 или 7 x 7 x 10 = 490)[Мф. 18:21-22].
   
       Закон прощения не был бы законом, если бы можно было сказать, что прощение как основополагающий принцип человеческой жизни может быть ограничено каким-либо конечным числом. Прощение действительно на всем протяжении человеческой жизни. Поэтому, если здесь и могут быть границы, то это границы самой жизни. Но сколько длится человеческая жизнь, возрождаемся ли все мы после смерти для новой жизни? В Библии мы находим лишь более или менее прозрачные намеки. Наиболее интересны и многозначительны следующие фрагменты:
 
      «Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного». [2Цар. 14:14]. «На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти» [Прит. 12:28]. «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» [Евр. 9:27]. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» [1Кор. 15:51].

        Обратите внимание на то, что сам Закон [Мф. 18:21-22] выражен при помощи числовых символов. Никаких иных средств здесь нет.

        Символ – чаще всего чувственно воспринимаемый знак или образ, посредством которого выражается и передается нечто чувственно не воспринимаемое. Назначение символа соединять видимое и невидимое, землю и небо. В том же смысле и икона, например, есть изображение-символ или символическое изображение, в котором видимое раскрывает или открывает нашему духовному оку нечто невидимое. Слова, «икона» и «символ» находятся в семантической близости. И то, и другое выражают невидимое или сокрытое в видимом, точно так же как и в каком-либо ином чувственно воспринимаемом образе. Что же выражает числовой символ?

      Число “семь” в Священном Писании имеет значение совершенства, исполнения (завершения), т.е. полноты всего или просто – все. Так и известное выражение «сделаешь это – заплатишь в семеро» означает: «сделаешь это – все отдашь». Вот и слова о праведнике, сказаны достаточно определенно в том же смысле: «Семь раз упадет праведник и встанет», т.е. «всякий раз, когда упадет праведник, он встанет и продолжит свой путь». Наконец, «семья» = Семь-Я, т.е. все как одно лицо. 
      “Десять” – число мирового закона (10 заповедей);
      “Семьдесят” – полнота, достаточность (исчерпанность).

      А теперь примените все эти значения к ответу Христа на вопрос о том, сколько раз мы должны прощать человеку, согрешающему против нас. Ответ напрашивается сам собой: «прощать должно все и всегда, во всей полноте нашей любви к ближнему». Символически (т.е. прикровенно) это может быть выражено так:  если кто-либо “семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в  день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему” [Лк. 17:4].

       Если понимать данный Христом ответ буквально, тогда легко сочитать сколько раз должно прощать, а именно – 490 раз. Но, нисколько не сомневаюсь, что и буквальный смысл имеет то же самое превосходное значение.  «Упражняющийся» в прощении и достигший 490 раза может быть уверен, что и 491 раз (когда уже можно не прощать) он простит. Почему? Потому, что прощение станет для него чем-то привычным, его, как говорят в таком случае, природой. И он станет другим человеком. Сомневающийся пусть испытает на себе.

      Таково поучение о Прощении, засвидетельствованное Тем, Кто установил нам этот совершенный Закон.

Г.Х.
15:30 / чч:мм


Рецензии