В тоске монашеского захолустья

(С подачи Тани Вагнер!)
http://www.stihi.ru/avtor/4utka22

* * *
В тоске монашеского захолустья,
где поминальный колокол звонит,
в истоках Неба и у жизни устья –
не жизнь ли отнял монастырский быт?..

Монашкой не рождённые младенцы,
монахом не взращённые сыны.
Ничьё полощет ветер полотенце,
не находя ничьей вины.

(2014)


Рецензии
Тема, которая меня тоже время от времени к себе приглашает. Особенно тема отданных в монастырь детей( но это больше к буддизму).Хотя в начале люди в буддистские монастыри могли во взрослости придти только после 40, т.е. и детей родив, и поработав, и государству послужив. Конфуцианство - это был первый шаг, а там - принести государству пользу - первое дело.
Но если о детях, с раннего возраста отданных в служение. Больше всего непоняткой является эта решаемость за детей их судьбы. Во всех традициях есть этот момент и он меня волнует, потому как с одной стороны - о самом рождении нас вроде тоже не спрашивали ( хотя и этот вопрос спорный), а с другой - почему меня не спросили, хочу ли я таким образом прожить свою жизнь и где собственно свобода выбора, тем более - выбора служения.

Нерожденные сыны - это новая тема, которая вдруг открылась из материала, с которым Вы меня познакомили ( укорочение жизни буддизма на 500 лет из-за нерожденных монашенками детей). Но тема, которая во мне не открылась открытиями, пока только обозначилась.
а вот эта строка "Ничьё полощет ветер полотенце" - сразу увиделось небо,голубое - без белых пятен облаков...вот там-то и нет ничьей вины - говорит мне ваш поэтический голос...но дело даже не в вине ( я и не ищу виноватых), а вот увидеть наоборот благо этой ситуации - пока не удается.

вопрос "не жизнь ли отнял монастырский быт?.." для меня пока все-таки звучит по другому - монастырская жизнь отнимает быт... а вот как научиться воспринимать быт бытием? может, именно монастырское житие и учит этому... не более, чем предположение... но радость этого бытия мне где-то внутренне знакома...
Спасибо Вам.

Берта Липанович   15.02.2014 09:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Берта!..

Большое спасибо за такой интересный отклик!..

Каждый день по дороге на работу (Черновицкое отделение Института проблем
материаловедения НАН Украины) прохожу мимо женского монастыря
(http://yadi.sk/d/Ar8dqc18BELve, кадры 162-168).

Иногда вижу молоденьких монашек – тощих, засушенных, бледных, в чёрном с головы
до пят! И у меня постоянно возникает желание "боронить землю русскую" и этих
девочек от утончённого (но и изощрённого) издевательства над ними, лишающего их,
по меньшей мере, радости материнства.

> но радость этого бытия мне где-то внутренне знакома...

Мне тоже очень нравится бывать в Киево-Печерской лавре. Каждый раз, попадая в
Киев, доезжаю до станции метро "Арсенальная", прохожу через парк воинской Славы
(там очень красивый вид на Днепр и Киев), миную платные входы и через бесплатный
захожу на территорию Лавры. …только для того, чтобы спуститься в Ближние и
Дальние пещеры, в которых находятся мощи киево-печерских святых и праведников.
Причём я не ограничиваюсь одним кругом (их два типа – экскурсионный и для
молитвенного поклонения), а наматываю столько кругов, сколько душа пожелает.
Могу подтвердить – специфическое духовное остаточное излучение или вибрации,
пронизывающие пространство пещер, абсолютно реальны!.. Там хорошо!.. Там есть
эта радость, о которой Вы упомянули!.. И думаю, не в последнюю очередь потому,
что духовное восхождение старцев не сопровождалось "вивисекцией" ни в чём не
повинных тел в детородной фазе. Они не погрешили против Истины, в отличие от
погрешивших!..

Женское монашество можно определить, как проституцию со знаком минус. И в
публичном доме, и в монастыре ключевым фактором являются половые отношения. В
первом случае они активно развиваются, во втором – активно подавляются. И в
обоих случаях имеются сутенёры на дорогих иномарках и хорошо отлаженные
бизнес-схемы и расценки.

"Ничьё полощет ветер полотенце" – наверно, самая звонкая строка у меня за
последние n лет. Между прочим, таит в себе "ужастик" и является своеобразным
"порталом" для визуализации. (В отличие от фантазий, визуализации имеют большее
или меньшее отношение к реальности, в том числе, к физической). Итак, старый
монах умер, по нём звонит колокол, братия читает молитвы, ясный денёк (абсолютно
точно!), и никто не замечает, как "ничьё полощет ветер полотенце". Ничьё!..

Я чуть не впал в сатори, когда впустил этот образ в себя. Пережил бытие в чистом
виде, и должен сказать, что для такого переживания нужно иметь весьма крепкие
нервы, о, Берта!.. Это точно вне категорий благо-зло.

Спасибо Вам за рассказ о встрече с Достоевским!.. Я уже два дня хихикаю,
вспоминая о нём. Ничего не помню из "Братьев Карамазовых", кроме того, что читал
и очень понравилось, и что книга благотворна при выходе из тяжелых депрессивных
состояний. В 26 посвятил 2 строчки Алексею Карамазову: "Смиренным иноком в миру/
он начал трудную игру"... Те двое за стенкой – дураки. Могли бы и звукоизолироваться.

С уважением, В.С.

Василий Слынько   15.02.2014 15:07   Заявить о нарушении
Спасибо за рассказ. Вообще люблю рассказы, чтобы просто история рассказана была в жанре "а вот было дело такое..."
В Киеве на меня произвела сильное впечатление Китайская Пустынь.
Теперь вы меня ухохотали - своим "звукоизолироваться".Буду теперь громкоговорящим предлагать звукоизолироваться.

Берта Липанович   15.02.2014 22:49   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Берта!..

Если будет время, посмотрите, пожалуйста, приведённые цитаты из Интернета.
Не мог не откликнуться, услышав о Китаевской Пустыни!.. Я там ещё не был, но
знаю, что в ней жил и трудился выдающийся старец ФеОфил (Россоха). Вот его фото
и жизнеописание: http://www.liveinternet.ru/users/marinamudraya/post185174192

В Китаевскую пустынь (http://poiskslov.com/word/пустынь) старца ФеОфила (Россоху)
(1929-1996) перевели из Киево-Печерской Лавры, по видимому, в связи с его огромной
популярностью среди верующих, которая показалась кому-то "чрезмерной".

Он был выдающимся целителем. Цитата из жизнеописания: "...Когда мы с Таней к бабке
пришли, она сказала, что порча, насмерть сделано. А батюшка мне говорит: «Да-да,
делают, и еще как делают. Не волнуйтесь. Господь сильнее. Все будет хорошо».

Люди приходили к Богу через горе, болезни и страдания. И старец помогал им идти по
этому нелегкому пути, облегчая их беды и скорби, помогал придти к вере и покаянию.
Он лечил их искалеченные души, очищал от скверны, устранял нравственные причины
болезни. И Господь, по молитве праведника, Духом Святым совершал исцеления
страждущих".

Еще цитата: "Старец схиархимандрит Феофил возродил традицию киевского старчества,
прерванную в годы воинствующего атеизма. Он был скитоначальником Китаевской Свято-
Троицкой пустыни, где некогда подвизались старец (девица) Досифей, святой Христа
ради юродивый иеромонах Филофей и другие.

Великие современники, преподобный Кукша Одесский и старец Феофил, встречались
несколько раз, и прозорливый старец Кукша предсказал старцу Феофилу гонения и
нелегкую жизнь. Сорок лет совершал старец Феофил монашеский и священнический
подвиг, исполненный труда, гонений и скорбей. Но где бы ни служил великий старец,
к нему стекались православные. "Это светильник - великая звезда нашего Православия.
Это великий человек", - говорили его современники".

* * *
ВЫСКАЗЫВАНИЯ СТАРЦА ФЕОФИЛА

Наши страсти — это наши великие болезни. Когда наша природа желает, боится или иным
каким-нибудь об разом приходит в возбуждение, она тогда страдает, терпит, волнуется
и выходит из того спокойствия, в котором и заключается ее здоровье. Но из всех
страстей самая большая — это ненависть, особенно когда она сопровождается
смертоносными признаками мщения.

О, что это за недуг! Это возгоревшая желчь, которая изнутри возбуждает дух,
стесненный тысячами волнений, а извне обнаруживается на лице, искаженном от печали.
Это великая тяжесть уныния, которая падает на сердце, волнует и подавляет его. Это
внутренняя возбужденность души, вызывающая самые страшные движения, это мрачный
туман в уме, подымающий волнения пагубных помыслов. Яд в крови, отравляющий всякое
удовольствие, поджигающий и распаляющий жестокость. Это злодейская страсть.

Мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, долготерпения и
умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо
помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности —
свои великие немощи и грехи, а также безконечное к нам самим милосердие Божие,
которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и смирение наше. Да
уже одно чувство благодарности к Богу за его безчисленные к нам милости обязывает
нас быть снисходительными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и
крови с нами и имеют одинаковые немощи, страсти, преткновения.

Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Он, многомилостивый, хочет и от нас
милости, милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших. Он же готов
всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в
покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет
оно таково. «Сыне, даждь ми твое сердце».

...Если бы об этом помнили киевские "борцы за демократию"!..

С уважением, В.С.

Василий Слынько   16.02.2014 01:40   Заявить о нарушении
спасибо большое за эти материалы. прочитала.
еще раз почувствовала - какое чудесное место и как хорошо, что я была там.


Берта Липанович   16.02.2014 15:13   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Берта!..

Я был знаком с женщиной, которую старец ФеОфил, по её словам, принял
незадолго до смерти в 1996-м. Она рассказывала, что дело было зимой, и
она по каким-то просёлкам (возможно, через замёрзший Днепр), по колено
в снегу добиралась до Китаевской пУстыни.

К помещению, где находилась келья старца, стояла огромная очередь из
желающих получить исцеление или благословение. В тот день старец уже
никого не принимал. Он уже плохо ходил, но (по словам моей знакомой)
выглянул в проём двери и указал в конец очереди, на неё. О чём они
говорили, мне неизвестно.

Люди, близкие к старцу (о чём я узнал из Интернета) утверждают, что он
никогда никого не благословлял на целительство – в те годы был бум на
экстрасенсов. Тем не менее, такое благословение (вероятнее всего) было
получено. Кроме того, я своими глазами видел лицензию Министерства
здравоохранения Украины на соответствующую практику.

Чтобы получить её, претендент должен был в присутствии медиков
поставить правильный диагноз 10-ти из 10-ти пациентов в одной или
нескольких киевских больницах – не прикасаясь к ним и не заглядывая в
их медицинские карточки. Что называется "увидеть наскрозь", как Марфу
в известном выражении.

Лично я не сомневаюсь в том, что диапазон человеческих восприятий не
ограничивается 5-ю или 6-ю чувствами в их нынешнем виде. Будучи частью
Вселенной, мы несём в себе очень многие скрытые способности, например,
возможность видеть в инфракрасном, ультрафиолетовом или рентгеновском
диапазонах без помощи приборов. С духовной точки зрения, это мало что
меняет. Можно уметь левитировать или телепортироваться на большие
расстояния (без визы!), и при этом оставаться, мягко говоря,
нехорошим человеком.

Я несколько раз был на приёме у этой женщины. Как и старец ФеОфил она,
фактически, производит "вычитку", то есть читает специальные молитвы,
предназначенные для очищения человека от нравственных причин его
болезней – физических, витальных, ментальных или эмоциональных. Потому
что (в большинстве случаев) тело отягощается болезнями только после
отягощения души грехами. Так вода в чайнике – вскипает только после
поджига горелки. Вычитка эффективна лишь в устах человека, имеющего
право на неё и обладающего достаточно большой духовной мощью.

Нравственные причины болезней можно воспринимать двояко – личностно и
безличностно. В 1-м случае речь идёт о посторонних паразитарных
сущностях ("духах, демонах, бесах") в волевой, ментальной или
эмоциональной сферах человека. Во 2-м – те же "сущности" могут быть
исчерпывающим образом описаны с помощью медицинской терминологии, в
виде не персонифицированных симптомов. Как и в случае с корпускулярно-
волновым дуализмом света (свет, как поток фотонов и как электромагнитные
волны в "пруду" электромагнитного эфира) оба подхода допустимы. Но безлич-
ностный, научный подход препочтительнее с психологической точки зрения.

Извините, пожалуйста, за многословие!..
Стараюсь быть лаконичным внутри отдельных высказываний!..

С уважением, В.С.

Василий Слынько   16.02.2014 19:39   Заявить о нарушении
очень интересно. как раз то, что надо было услышать. удивительная синхронность вопросов и ответов... вопросов, которые не были заданы, и ответов, которые и проявляют сам вопрос.
спасибо большущее.

Берта Липанович   18.02.2014 14:44   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Берта, за рассказ о ресторане!.. С уважением, В.С.

Василий Слынько   18.02.2014 19:16   Заявить о нарушении
Василий, тут пришло на ум, что может не случайно Вы так много интересного рассказывали о монастыре и К.П. Лавре. И о целительстве.
А что там вчера -сегодня происходит? из инета ну ничего понять невозможно, так противоречиво и эмоции зашкаливают. Хотя это и понятно.
Вообще-то я как бы не удержалась в роли ну совсем постороннего наблюдателя за событиями, которые у вас. Чувства дрогнули болью.
уж очень как-то там у вас ...ну понимаете одним словом.

Берта Липанович   19.02.2014 14:14   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Берта!

Большое спасибо за отклик!.. Сами с ужасом наблюдаем за происходящим. Совершается попытка насильственного захвата власти с участием внешних сил.
Лично я надеюсь на то, что в Киеве ливийский сценарий не пройдёт. Киев –
святой город и "матерь городов русских". Не одни зубы о него сломались.
Может быть, и в этот раз выйдет такая же стоматология. Выше нос!..
Бога победить невозможно.

С уважением, В.С.

Василий Слынько   19.02.2014 14:44   Заявить о нарушении
ну не сказать, чтобы очень успокоили... да собственно и глупо было ожидать. но ваш оптимизм и бодрость - хорошим балансирующим началом стал.
Бога победить нельзя - это точно. Хотя люди очень любят фигни всякой наворотить, а потом печать поставить -разрешить. Бог.
типа это в его ведомстве все и значит он одобряет такую движуху, раз допустил.
у вам там колокола молчат? почему-то сегодня весь день думала о колоколах.

Берта Липанович   20.02.2014 02:19   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Берта!

На бляхах солдатских ремней вермахта тоже была надпись "Gott mit uns
(с нами Бог)" http://reibert.info/attachments/1-jpg.919174/ Но я ни за
что не поверю, что (в терминах христианства) Антихрист равен Христу, а
зло – добру. Поэтому постоянно спорю с адвайтистами, "не-двойственниками"
о невозможности адвайты в мире, сотканном из противоположностей.

Слово "Бог" одно из наиболее употребительных и наименее понятных, потому
что в Нём есть познаваемое и непознаваемое (которое в принципе нельзя
"схватить за бороду"). Тут есть над чем подумать. Спасибо Вам, что
напомнили об этой интересной теме!..

Колокола из металла в Черновцах молчат, но люди встревожены, и настроение
совсем не рабочее. Эта тревога, по-видимому, и создает гораздо более
высокочастотный "колокольный звон" не акустической природы. Происходит
явная мерзость под прикрытием разговоров о демократии и свободе. Если
власти и дальше будут бездействовать, то ничего хорошего из этого не
выйдет. Но я надеюсь на лучшее, Берта!..

С уважением, В.С.

Василий Слынько   20.02.2014 14:54   Заявить о нарушении