Рулевой с Гасителя

Идет февраль. Солдатский месяц. В эти  морозные дни всегда горят гвоздики на снегу… у памятников погибшим.

Каждый раз, бывая в Волгограде на центральной Набережной, я с чувством  благоговения подхожу к необычному мемориалу, открытому 6-го ноября 1977 года в честь волжских речников и пожарных, которые героически  защищали город в годы  Гражданской и Великой Отечественной войн.

Облицованный гранитными плитами бассейн. В центре на постаменте установлен легендарный пожарно – спасательный катер «Гаситель».   За ним -  13-ти метровая стела с соответствующими надписями. Со стороны города  в  её нижней  части  находится якорь с цепью. Наверху стелы – звезда.
 
Длинная и славная биография у катера, построенного в Сормово в 1903 году… Самоотверженным трудом его команды  восхищались К. Е. Ворошилов, А. М. Горький, побывавшие в свое время  на судне. 

Вспоминаю  встречу с удивительным человеком. Давнишнюю, но очень – очень дорогую.


...Тихий городок Краснослободск  в Волгоградской области, улица Красноармейская, 25. Меня гостеприимно встречает  душистая сень склонившейся над калиткой  акации. Здесь в скромном домике живет Петр Иванович Шкарупин, один из членов экипажа  вошедшего в историю  «Гасителя».

… Ветеран  взволнованно  рассказывает о своей жизни, о призвании, о стольких годах, отданных труду на самом лучшем для него пароходе. Показывает награды: орден Ленина, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—45 гг.», «За оборону Сталинграда», юбилейные.

Держу в руках холодные, бесценные кусочки металла, и передо мной встают, совсем зримо,  воспоминания прикованного к постели тяжелым недугом, но не сломленного человека.

…На судно Петр  Шкарупин пришел в далеком 1933-м. Первое время был пожарным бойцом, но мечтал о должности рулевого.  Поэтому окончил  специальные курсы при судоремзаводе и с бьющимся от радости  сердцем вошел потом в рубку парохода…

...Река. Она тихо и мудро входила в его жизнь с самого раннего детства. Отец — бакенщик. И не было для маленького Пети большего счастья, чем сидеть в лодке и наблюдать, как он работает. Подрос, стал помогать, а потом и сменил отца, когда тот ушел на пенсию. До армии трудился на реке, любил смотреть на водную гладь, на отражавшиеся в ней по вечерам луну и звезды, на проплывающие суда… и так ему хотелось встать у руля. Летело время. Отслужил действительную, и через несколько лет судьба привела юношу на «Гаситель», который стал его вторым домом.

…«Гаситель». Экипаж этого парохода и в мирное, и в военное время был «и в огне, и в воде». Петр Иванович говорит о тех тревожных днях. События  возвращают  ему  прошлое, тревожат  его чуткую память…

В начале сороковых годов загорелась центральная почта в Сталинграде. Городская пожарная команда сама справиться с происшествием не могла. И «Гаситель» полным ходом помчался ей на помощь. Подошел к берегу, а расстояние до пожара метров двести. Рукава шлангов проложили по улице в две линии. Горел нижний этаж, но пламенем было объято все здание. Чтобы дать возможность пожарным подойти ближе, на них направляли потоки воды. Рулевой тоже взял в руки ствол брандспойта. Через несколько часов мужественной борьбы людей с огнем  пожар был ликвидирован.

А вот еще  эпизод из довоенной биографии судна. Загорелась баржа на рейде, груженная продуктами. Пожар был очень сильным. Языки пламени почти достигали судна-спасателя. Поначалу речники сбивали огонь брандспойтами. Затем получили приказ частично затопить баржу: в трюм должна попасть вода и залить огонь внутри. «Гаситель» носом стал подталкивать баржу к берегу и вскоре посадил ее на мель. Уничтожили остатки пламени, откачали воду из трюма. Продукты были спасены.

Война… Сталинградская эпопея началась  для «Гасителя» 27 июля 1942 года. В районе Ерзовки (выше города по течению  Волги) враг поджег  нефтекараван. Рискуя жизнью, команда  отвела  баржи с нефтью  в Шадринский затон.  На протяжении всей Сталинградской битвы суда Волжской военной флотилии и корабли  Нижне – Волжского пароходства снабжались топливом из этих барж… Не забыть 8-ое августа  42- го  года. «Гаситель» боролся с огнём, возникшим в результате   массированной бомбежки железнодорожной станции Сарепта. Горели постройки. Рвались немецкие бомбы… Могли вспыхнуть составы с боеприпасами.  Подойдя к берегу, «Гаситель» выбросил  пожарные рукава   и стал тушить огонь.  Катер получил сильные повреждения в кормовой части. В корпус хлынула вода. Срочно нужно было закрыть пробоины деревянными штырями... Мужественный экипаж трудился, стоя по грудь в воде, а потом команда машинного отделения откачивала воду. Когда уже все было сделано, Петр Иванович зашел к себе в каюту. Случайно взгляд  упал на висевшую на стенке одежду: вся она была изрешечена осколками снарядов, залетевших через иллюминатор. В корпусе судна было обнаружено  28 пробоин.   Смертельной опасности подвергался каждый, в этот раз погибли механик и кочегар...

Приходилось тушить вагоны, причалы на пристани, доставлять боеприпасы, продукты из Красной Слободы на передовую, а оттуда -  эвакуировать раненых. Петр Иванович вспоминает, что не раз от взрывов снарядов разбивались стекла в рубке. Но, спасая горящие объекты, рулевой крепко держал штурвал, а когда возникала необходимость, становился пожарным бойцом. Работали в огне и в дыму... Нельзя было теряться в сложной, боевой обстановке. Выполняли свой долг по – геройски... «Хоть и были  мы почерневшими от копоти, в обгоревшей одежде, с  покрасневшими от дыма и бессонницы глазами… Но всегда главным считали – нужно  как можно скорее потушить пожар. О себе не думали, — говорит П. И. Шкарупин. — Ремонтировали сами, не возвращаясь в затон. Постоянно откачивали воду, поступавшую из пробоин».

В конце октября 1942 года, ночью, «Гаситель» вошел в Краснослободский затон. Утром вдруг обнаружили, что  он обмелел. Спустили пар, попытались выйти на буксире у колесного пароходика «Ласточка». Не получилось. Тогда сняли важные детали и покинули судно. Уходила команда со слезами на глазах. Стояли молча, с непокрытыми головами. Поклонились на прощанье и долго-долго смотрели на родной пароход. Не верили, что когда-нибудь придется еще встретиться с ним. Затон обстреливался, да и старых пробоин в судне было достаточно.

В 1943 году, весной, Шкарупин попал на Балтийский флот, рулевым на корабль «Сильный». Во время одного из боевых рейсов в ноябре 44-го случилась авария: льдом заклинило винты. Спустили трап на льдину. Первым по нему сошел рулевой, за ним еще несколько матросов. Начали пешнями колоть лед.

Закончив работу, матросы поднялись на борт. Петр Иванович задержался. Капитан крикнул: «Освободили винты?». Матросы ответили: «Да!» Раздалась команда: «Вперед!». Машины заработали. Рулевого отнесло назад. Он сполз в воду и висел, руками держась за края льдины.

Остановили машины, спустили шлюпку. И когда спасательная команда добралась до Шкарупина, он был уже почти без сознания. Задание выполнили, но мужественный человек лишился ног. Пролежал в Ленинграде в госпитале около полугода. Врачи долго боролись с болезнью, но на ноги Петр Иванович больше не поднялся.

Вернулся домой после победы. Долго отдыхать не пришлось. В 1947 году зашел как-то к нему Федор Степанович Козлов, командир отряда ВОХР Сталинградского участка, попросил, если сможет, придти на «Гаситель».   

Оказывается, после войны катер  был поднят, отремонтирован и продолжил работу. Так девять лет на костылях отстоял на своем посту Петр Иванович Шкарупин. Рулевым, последние два года был помощником капитана.

Рассказывая о себе, а больше  - о  тех, с кем трудился рука об руку, этот человек с глубокой благодарностью и теплотой смотрит на женщину, которая вот уже тридцать восемь лет рядом с ним. В горе и в радости. Когда работал, незримо присутствовала на вахте. И потом, в тяжелое для него время, всегда могла понять, ободрить. Не только словами, даже взглядом, выражением глаз... Это жена, Анна Петровна.

... Я попросила, чтобы Петр Иванович надел форму. Сразу как помолодел он, каким радостным блеском засветились его глаза. И сколько было в них жизни!

ПОСЛЕСЛОВИЕ. В 1966-ом году старый, заслуженный корабль был списан и затоплен у левого берега Волги, напротив Волгограда. В 1974-ом году -  поднят.

Во время боев за Волжскую крепость  погибло 335 судов.
Памятники мертвым делаются ради живых. Вот почему за подъёмом «Гасителя» со дна Волги следил весь Волгоград. На его бортах обнаружили  более трех тысяч пробоин. На судоремонтном заводе  в Краснослободске старый катер  восстановили. Ветераны -  речники, ушедшие на пенсию, отдали много дней и месяцев  этому большому и нужному делу – созданию памятника волжским судам и волгарям, мир отстоявшим в огне боёв.


ФОТОКОЛЛАЖ:  Петр Иванович Шкарупин, картина «Гаситель на рейде». Нарисовал её художник - любитель Павел Бессуднов, который был в одной смене со Шкарупиным. Пароход изображен на фоне разрушенного Сталинграда. А на мостике, если вглядеться, можно различить и Петра Ивановича, помощника капитана. Эту картину Бессуднов подарил Шкарупину, когда тот уходил с «Гасителя» навсегда.
Памятник волжским речникам.


Рецензии
Да, Галочка, сколько же замечательных людей
отдавших все свои силы на благо спасения нашей Родины!
Спасибо за прекрасный рассказ об этом простом и замечательном
человеке - Петре Ивановиче Шкарупине! Вечная им память!
С уважением и самыми светлыми пожеланиями.

Валентина Столярова 2   24.04.2024 09:34     Заявить о нарушении
Валечка... спасибо! Это было так давно! Сейчас вспомнилось всё... Моя юность. Я только начинала работать в газете... Потрясающая... трогательная - с первой до последней минуты - командировка... Встреча с удивительным человеком. Петр Иванович Шкарупин - живая легенда!

Светлая вечная ему память!

С теплом и пожеланием здоровья... оптимистичного настроения. Цветущая Весна... Валечка! Так хочется жить!!!

Галина Клинкова   26.04.2024 11:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.