2010г, 1. Христоцентричность

      
Читаю  Малое Добротолюбие : Бог входит в сердце, в земли сердечные и становится Центром. Центром в человеке. Я поняла, что Христоцентричность – это не только равняться на Идеал Христа и стремиться к этому образу, но и обретение Христа в сердце. Обретение Христа в сердце – есть Христоцентричность экзегетическая, духовная.
Здесь же читаю о пути Богородицы с Иисусовой молитвой. Только не с Иисусом Она беседовала, а с Отцом Небесным, просила простить людей, пребывала в постоянном богообщении. И был дан Спаситель роду человеческому.
Так читаю и о всех молитвенниках. Просят молитвенники Бога о спасении человечества! Что это? Сам Бог дает такую мысль человеку? Я вдруг увидела путь молитвенников от Ветхого Завета до наших дней – просить Бога о спасении рода человеческого. Значит, это зов души о спасении?
По иному вдруг открывается суть слов – Богородица, первая Небожительница – Смертный человек, воскресла в бессмертие, тело стало нетленным, способным жить в Божиих Небесах.
Первая Смертная, ставшая бессмертной Небожительницей. Но Она и на Земле всегда находится. Жительница Неба и Земли! Первая! Первый открывает Путь шествовать вслед, если хочешь быть таким же. Путь Богородицы с Богом на Земле, чтобы вознесенной быть на Небо в теле, и быть небожителем и, одновременно, жителем Земли, в новом нетленном теле. Нужно пройти путь Богородицы, чтобы душа зачала и родила Сына Бога в Духе, жить с Ним весь свой земной путь. Вот почему в храмах Богородица с Младенцем на руках у сердца!
Уверовал в Единого Бога Творца, в Сына Его Единосущного, в бессмертие души – иди вслед Деве Марии – зачинай и рождай Бога-Духа, живи с Ним. Иди Его Путем – и обретешь Любовь, будешь, как и Он предстоять престолу Бога-Отца, зреть лице Бога-Творца.
Христос, и мы вслед за Ним входим в утерянный рай. Но, почему же вновь возрождается фарисейство? Христос пришел и упразднил изучение буквы Закона, но повел опытным путем пройти Закон вместе с Ним. Опытно пройти – не знаниями, а сердцем. На учеников, последователей Христа сходил Святый  Дух Божий, и они шли путем Христа, вместе с Ним.
Христоцентричность Православия не только в том, что православные имеют Идеал Христа, на Которого равняются, стараются быть похожими на Него, исполняя Заповеди. Но это и внутренняя, сердечная христоцентричность - обрести Христа в центре себя, в сердце своем , стремление облечься во Христа, ждать прихода  Христа в сердце.
Важнейший вывод для меня открылся через святоотеческие творения, конечный результат – внутренняя  Христоцентричность:
1. Апостолы утверждали Церковь с учением Христоцентричности.
2. Последователи строят свои внутренние храмы христоцентричные (духоносцы).
Две ступени эволюции веры. Но есть еще возвращение в рай. Что это, Боже? Ведь это должно быть не после смерти, т.к. рай существовал на Земле? Объясни, Боже! Возвращение только во внутренний, сердечный рай или он должен проявиться в устроении Земной жизни?
Видимо становится, как вставшие на Путь Божий, начинают проявлять себя по-разному. Одни горят сердечным огнем, читают творения святых отцов, Святые Писания, стремятся выполнять все указания. Другие начинают сомневаться, опасаться, им уже не интересно слушать о Духе Святом, опытный путь их больше не влечет, но все более затягивает богословская игра словом. Стремятся к учителю, который разбирает Псалмы, значение каждого слова, что оно означало в те времена, как писалось, значение написания букв. Это – будущие богословы…
Появляется непереносимость бесед о Духе Святом, говорят, что такие беседы могут дать отвращение к вере, что человек должен идти сам, как может. Т.е. отрицает путь подвижнического понуждения себя на отсечение страстей, наблюдения за собой, отрицание исследований Писаний чрез вопрошение Бога и слушание ответа в тишине сердечной, имея учителя подвижника. Им приятно идти путем теоретическим, разбором Псалмов, разъяснением, что выражает в них псалмопевец, как он шел к Богу. А как самому идти этим путем – уже не интересует. Отрицают поэзию, говоря, что не собираются писать стихи.  Но ведь это невозможно. Если дойдешь до этой ступени – то вместе с душой начинает петь язык. Я поняла, что значит – мертвая буква Закона, т.е. без Духа Святого, без опытного обретения Христа в сердце. Войдет Дух Святой в сердце и Закон будет записан в сердце, и исполняем будет, т.к. Христос помогает. А только изучение научное, богословское – фарисейская закваска. Вот почему Господь сказал, что язычники первыми придут к Богу: они идут опытным путем – поверили пошли с Духом Святым, Им водимые. А богословы идут с написанным словом, без приобретения духодвижных сил. А без духодвижных сил – вера мертва и добродетели мертвы.
(Рим.8,15)
"Приступившие к благодати опытно познают движения Духа Святого и свое уразумевают духовное устроение, уразумевши же и познавши это, взывают, говоря: неприяхом духа работы в боязнь, но Духа сыноположения, о Нем же вопием: Авва, Отче!"
из книги о монастырях "Свет миру" о житие Антония Великого и Пахомия Великого:
"Они причислены к лику святых".
И объяснение:
Лик - это не только образ, лицо. Здесь лик имеет другое значение. Ликование, ликовать. Ликование выражается пением.
"...Ведь как наружно может выражаться ликование? По-разному, конечно, но весьма часто тот, кто ликует, склонен петь или выражать свое ликование восторженными возгласами. Здесь и кроется смысл другого значения слова лик - оно в церковно-славянском языке означает еще и то, что по-другому называется хор. По представлению Церкви святые, соединившись воедино, славят Господа, воспевая Его в торжественных гимнах. Те, кто своей земной жизнью сумели угодить богу, входят в этот хор, в этот лик"
Иными словами - это песнопевцы в хоре Небесном, в лике Небесном.


Рецензии
Раиса, добрый вечер! Не мог Вас поблагодарить днем. Спасибо за то, что прекрасно разобрались в стихотворении "Русский дух". Вы пока единственная, кто АБСОЛЮТНО правильно в нем ориентируетесь. Все именно так! Только тем товарищам было всё равно. Какой-то наезд на патриарха, я не понял. Человек не ориентируется в духовном пространстве...в общем, я понял, им трудно объяснить. Но Вы старались и спасибо Вам за это!

С теплом души!

Николай Гачин   23.07.2015 22:38     Заявить о нарушении
Добрый день, Раиса!
Прочел Ваше эссе. Христоцентричность - это то, что противостоит эгоцентричности, тому бездуховному процессу в сердце человека, который кроме своих интересов не видит интересов других людей и живых существ. Я понимаю это так...И, вот, когда в познании этого мира мы начинаем понимать, что ЛЮБОВЬ должна быть на первом месте, то и происходит замещение в сердце, то есть вытеснение из него эгоцентричности, а приходит Христоцентричность.

В начале 90-х мне после некоторого опыта пришла такая духовная формула: ВСЕ - ОТ БОГА, ВСЕ - ДЛЯ БОГА, ВСЕ - РАДИ БОГА!!!
Наверное, каждому приходит что-то свое, но духовная цель указана Вами верно - Христос в сердце, как Спаситель от грехов мира, чтобы мы могли ориентироваться на ЛЮБОВЬ Бога-Отца.

С теплом души!

Николай Гачин   24.07.2015 16:02   Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за общение. Да, так хочется донести до понимания людей, что Дух, это не просто звук, но это сущность.Вот понимают же тролли, барабашки, водяной, домовой, лесной леший и прочая нечисть, демоны. А вот Дух Святой Божий для понимания почему-то недоступен. Есть разовое одоление человеком духами зла - и он понимает что что-то нашло на него, как затмило. Есть такие же посещения и силы Божией, Духа Святого - это радость непонятная, умиление и другие. Но при постоянном вторжении и вселении нечистых духов, говорят, что человек одержим. Хорошо видно на "кликушах". Но есть и вселение Духа Святого Божьего, конечно, со Словом Сыном Богом. Говорят про такого - духоносец, богоносец, т.е. имеющий в себе непрерывное ношение сущности Божией в себе. Это только опытно обретается, словом не объяснить.
Вот это я желаю донести до читателя. А внешне это проявляется, как человек агрессивный, чаще всего несущий другим людям зло, или человек мирный, добродушный, с щедрою душою, к такому человеку тянутся, чтобы приласкал, ободрил, дал совет и помощь.
Успехов Вам творческих. Но о патриархе; много у него недоброжелателей.И сочетание - Православная Церковь, но без патриарха, можно только предположить, что это Зарубежная Русская Православная Церковь (ЗРПЦ), либо Древлеправославная. Либо невежественное незнание, как Вы и предположили.
С признательностью.

Раиса Лебедева 2   25.07.2015 08:15   Заявить о нарушении
Добрый день, Раиса!
Вы совершенно правильно заметили одну вещь на этом сайте, а именно тот момент, когда говоришь о Свете, то тут же активизируются некие силы, которые начинают тебя обвинять в нарушении прав и свобод людей самим выбирать, что им лучше. Наверное, палку перегибать не надо, но поговорив с такими людьми понимаешь, что они отрицают все, что связано с духовным путем, а именно религию и все, что с ней связано. Таким образом отрицается вся многовековая культура христианского православия в нашей стране.

Это целая тенденция, здесь работают некие силы, которые я для краткости назвал Темные. Может я неоригинален, но факт - есть факт. Лично я вошел с такими в противоречие не потому что я изначально конфликтен, а потому что обвиняют в несусветной глупости. А, как Вы правильно заметили, если презрительно или негативно относятся к Церкви, то это удар и по мне тоже, как к представителю этой Живой Церкви Бога.

И здесь я вволю насмотрелся на подтасовки фактов, на извращение понятий, просто духовную безграмотность, граничащую с глупостью. В общем, все то, что названо двойными стандартами. Надо разъяснять читателям, что есть что! Надо показывать удивительный мир духовных поисков и талантливых откровений. Надо знакомить людей с тем наследием духовного прошлого, что имеет наш народ в нашей христианской культуре.

Нравственность - наш духовный стержень, на котором растет древо жизни народа РУССКОГО!!! Здесь я с Вами полностью согласен.

С уважением и теплом души!!!

Николай Гачин   25.07.2015 12:52   Заявить о нарушении
Добрый день, Николай! Во всем согласна с Вами. Силы Тьмы существуют от момента изгнания Люцифера и части ангелов,поддержавших падшего носителя Света.Все эти силы разложил по своим нишам и достоинствам в "Розе мире", читала давно, не помню автора, кажется, Андреев. Эти силы рассматривают внимательно и святые угодники Божие, предостерегая неопытных верующих от уловления силами тьмы. Обратите внимание - папу Римского никто в экуменизме не обвиняет; обвиняют патриарха Кирилла, потому что он желает донести учение Церкви Христовой. И выступить на площадке экуменических форумов - прекрасная возможность,грех не воспользоваться. И в древние времена святые отцы вступали в полемику с оппонентами, доказывая им заблуждение.
С наступающим праздником Крещения Руси Вас поздравляю.
Не смотря ни на что, караван идет. Праздник официально государственный! Уже пять лет.
С признательностью.

Раиса Лебедева 2   26.07.2015 06:34   Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Раиса!
Караван идет - это точно...Дело объединения поместных церквей в Единую Церковь Божию запущено. Мы видим это в полностью провиденциальном акте слияния РПЦ и Зарубежной церкви. Иерархи, приведшие к этому событию две ветви одной Церкви, отошли ко Господу один за одним, будто в этом и была их главная миссия!

Я помню, что на Украине была попытка узаконить Украинскую автокефальную церковь, возглавляемую Филаретом, при содействии тогдашнего президента Украины Ющенко в присутствии многих патриархов православных поместных церквей. НО Ющенко даже не ответили!!! Это говорит о многом... Попытки расколоть РПЦ еще на ряд поместных церквей не удались!

Как же убого выглядят попытки некоторых "кликуш" здесь на стихире вбить клин между христианами и мирянами. Это из той же серии...Очень пытаются темные силы...
Но СВЕТА изначально БОЛЬШЕ, а потому НАДО ВЫСТОЯТЬ!!!

С благодарностью к Вашим усилиям по сохранению Света, с уважением и теплом души!!!

Николай Гачин   26.07.2015 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.