Размышления на вернисаже

Пролетают столетия, и больше – эпохи,
И больше – бездны, открываемые гением,
Как сразу во все времена
Вход.

Картины висят на стенах.
Народ толпится.
Ох, уж этот народ.


Смотрят вскользь, но спешат изречь –
Канон, удача, мазок, редкость, обыкновенность,
«Содрал», «по заказу», «ремесленничество» -
«Пустяк».

Так легко, легче легкого –
Про таланты и бездарности,
Так легко,
Так…


А между тем Владимирскую Божью Матерь
Вселенская скорбь клонит долу,
И Дитя, к Ней ластясь,
                от безысходности пробудить Ее
Не может.
(Бессильный, обреченный поклон под порывом ветра
Нежного, таинственно-прелестного,
Как звезда,
Цветка…)


А между тем Донская Чудотворница
Сияет космосом синевы –
Открытое окно в уму непостижимые просторы.
(Глубина, та самая бездна,
Откровенье без страха,
Красота запредельного –
                прямо здесь,
На земле…)


А между тем Лик будто и впрямь нерукотворен,
Проступает из сердцевины  животворящего древа
Янтарной смолою красок,
                как древо –
Теплых…
(Не может быть, чтобы Его написала смертная рука, -
Если только ею не водила другая рука, бессмертная, -
И, чуть отстраненно, смотрят в глаза –
                глаза
Христа…)


Явленье вневременной красоты,
Безмерно далекое от суеты.
1991г.


Рецензии
Здорово...
Каждому бы - и вовремя! - такого экскурсовода, как вы...

Надежда Грищук   23.10.2014 21:25     Заявить о нарушении
Надя, спасибо за отклик и сопереживание поднятой в стихе теме.
И – мое личное мнение - все приходит в свое время. Это и есть вовремя. )))

Стих старый, я его вспомнила и вытащила из папки в связи с тем, что ездила на днях в Третьяковку посмотреть на древнерусские иконы. В церкви при галерее выставлена чудотворная Владимирская. Свечи перед ней зажигать нельзя, но помолиться можно. Владимирской всегда молились во время переживаемых бедствий. Я подумала, что перед выборами в Киеве это может оказаться не лишним.

Ну а потом я побрела по залам… Иконы – это такой особенный мир… Последнее время меня очень привлекают псковские, но тут есть одна особенность. Псковские иконы надо смотреть в подлиннике. Мастера применяли особые краски, сделанные на основе местных минералов, и красочный слой имеет особенность слегка светиться. Репродукции не дают такого эффекта. Представляете – кони Святых Бориса и Глеба ступают по светящейся траве серебристо-изумрудного цвета. Сказка. )))

Ирина Воропаева   27.10.2014 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.