Казус Маруси

Произведение напечатано в сборнике
"Среди однотипных коралловых будней",
Майма, Горно-Алтайская Республика, 2015    


Детство-детство, школьные годы... Державы столько лет не существуют, сколько прошло с того памятного урока, о котором Маруся, теперь уже не только мама, бабушка, но  и прабабушка вещает своим правнукам в назидание: не быть самоуверенными, а контролировать ситуацию, какой бы пустяковой она не казалась на первый взгляд. Рассказ свой она начинает, усадив слушателей в кружок, разгладив складки своей необъятной юбки  на коленях узловатыми от непрерывной работы руками и поглаживая вечно саднящее от непроходимой ноющей боли то ли от перепадов температуры, то ли от разницы давления, то ли от давления прожитых лет, правого колена.
 - Это случилось в далёком незапамятном году, так давно, что ещё не было профессии космонавт, а первый искусственный спутник был единственным творением человеческих рук, летающим по орбите. Вот тогда я, маленькая серая мышка, пошла в первый класс. Учиться мне нравилось как всякой, не посещающей детский сад и живущей с родителями и младшей сестрёнкой на выселках. Мечтала о счастливом покорении мира, представляла, как мною будут восхищаться все-все, и, в первую очередь, мои родители, которые были для меня эталоном во всём. И, как всякая школьница, не совсем прилежно относилась к своим прямым обязанностям — домашним заданиям. Считала их пустячными. За что однажды чуть не поплатилась расположением учительницы, и сделала вывод: всегда необходимо держать ситуацию под контролем, чтобы не попасть впросак. 
В тот день ничего не предвещало трагедии.  Всё было как всегда. Звонок на урок. Первоклассники чинно уселись за парты. Учебники — закрыты и лежат на краю парт.
 - Дети, сейчас вы будете читать наизусть стихотворение, которое было задано на дом.
И только после этих слов я вспомнила, как вчера моя любимая, самая умная, самая красивая учительница, на которую я так хотела быть похожей, задала на дом первый раз такое задание: выучить наизусть и рассказать в классе выразительно стихотворение.
  Боже, какой позор, а я дома даже учебник не открыла, понадеялась, что читаю быстро и выразительно. Слышала разговор взрослых в магазине: «А Маруся читает как моя пятиклассница, не смотря на то, что только первый год в школу ходит». Вот и решила, что  нет необходимости дома открывать учебник.
Началась само-экзекуция: «Что я наделала, а вернее — не сделала! Как же мне теперь вернуть доверие учительницы!» Но вскоре нашла выход из, на первый взгляд, казалось бы безвыходного положения. Поскольку дети выходили к доске для чтения наизусть  в алфавитном порядке, а моя фамилия была в нижней части списка, уже после ответа второго ученика я мысленно повторила за отвечающим первую строчку. Теперь оставалось только  надеяться на то, что все двадцать выше стоящих по списку одноклассников не столь самоуверенны и выучили наставление советского поэта школьникам. Мне повезло. Пока очередь дошла до меня, я уже не только восемь строк знала назубок, но и поняла, как их надо рассказать, чтобы покорить слушателей.
 - А сейчас рассказать домашнее задание пойдёт к доске Маруся.
 - Самуил Яковлевич Маршак «Школьнику на память».

Любит лётчик самолёт!
Пулемётчик — пулемёт!
Как стекло светло и чисто
блещет мастера станок!
У бойца-кавалериста
серебром горит клинок!

Содержи и ты в порядке
парту, книжки и тетрадки!!!

 - Молодец, Маруся! Очень хорошо выучила и выразительно рассказала стихотворение. Садись. Пять!
- А мне так стыдно было от мысли, что пришлось пойти на обман. Успокаивало лишь одно: вера учительницы в меня не разрушена. Но с того памятного урока я для себя усвоила главный урок жизни: впредь не быть самонадеянной, контролировать ситуацию, чтобы не повторился подобный  казус.


29.12.2013


Рецензии