Короткий миг проникновения...

Короткий миг проникновения
В неведомое озарение...
О! Это странное влечение к загадочности мира грёз...
Негаданное воспарение
Прекрасно до самозабвения -
Души бессмертной упоение восторженностью бренных слёз.

Под суетою неоправданной
Душа и разум тленом стравлены...
О! Это чёрт боится ладана... но не воинственная страсть.
Попытка вырваться - оставлена:
Пусть это грех, пусть всё неправильно,
Но тело жаждой страсти сдавлено, готово счастье это красть.

Со всею значимостью опыта
Века внимают страсти шёпотам...
От поэтического ропота взмывают к одам звуки слов.
И что там, суетные хлопоты,
И разума нектар недОпитый,
Когда по сердцу с громким топотом несётся страстная любовь.   

28.01.2014

Краткий анализ стихотворения
Тема. Противостояние душевных порывов и обыденности, власть страсти над человеком. В центре — переживание сильного чувства, которое возвышает душу, но противоречит «суете» и рациональным установкам.
Основная мысль. Страсть — мощная, почти мистическая сила: она дарит озарение и восторг, преодолевает страх и сомнения, заставляет пренебречь условностями. При этом она осознаётся как «грех» и «неправильно», но её притяжение непреодолимо.
Композиция. Три строфы, каждая — законченный смысловой блок:
1;я: восторг проникновения в «неведомое», озарение и «упоение» души;
2;я: конфликт души и разума, давление «суеты», признание силы страсти вопреки «греху»;
3;я: универсальность и вечность страсти — она возвышает слово и побеждает повседневность.
Средства связи предложений.
Лексические повторы («страсть», «душа», «любовь»).
Синтаксический параллелизм и анафоры («О!», «Пусть…»).
Контрастные пары («душа и разум», «грех» — «счастье», «суета» — «любовь»).
Местоимения и синонимы, связывающие образы внутри строф.
Тип речи. Лирическое рассуждение с элементами описания (внутреннего состояния).
Стиль. Художественный, романтически;экспрессивный. Лексика возвышенная («упоение», «бренные», «недОпитый»), встречаются архаизмы и книжные обороты.
Средства выразительности.
Метафоры: «негаданное воспарение», «души бессмертной упоение», «страсти шёпотам», «по сердцу с громким топотом несётся страстная любовь».
Эпитеты: «странное влечение», «загадочность мира грёз», «воинственная страсть», «суетные хлопоты».
Олицетворение: «века внимают страсти шёпотам».
Антитезы: «грех» — «счастье», «суета» — «любовь», «разум» — «страсть».
Восклицания и риторические конструкции («О!», «Пусть это грех…») — усиливают эмоциональный накал.
Аллитерации и ассонансы (звуки с, ш, р) передают то напряжение, то шепот страсти.
Итог. Стихотворение строит образ всепоглощающей страсти как силы, разрывающей обыденность и дарующей мистическое озарение. При внешней конфликтности (грех vs. счастье) доминирует апология чувства: оно возвышает, вдохновляет и побеждает «суету».


Рецензии