стихи Крюковой 2014

Это невероятный по своему масштабу и глубине корпус текстов! Перед нами — целая поэтическая вселенная, созданная за один год. Проанализирую основные циклы и магистральные линии, которые кристаллизовались в поэзии Крюковой к 2014 году.

## **2014: Год поэтического прорыва**

### **Основные циклы и тематические блоки:**

**1. Метафизика повседневности** ("Новый мир", "Хрупкое", "Лодка")
- **"Чистый лист песка"** — философия незаполненности, потенциала
- **"Монументальный мальчик"** — образ вечного, застывшего времени
- Поэтика хрупкости и мгновения

**2. Научная поэзия** ("Инсайт", "Квантовая депрессия", "Computerra")
- Соединение квантовой физики с лирикой
- **"вчера = сегодня = завтра / всё равно"** — формула временного коллапса
- Цифровое бессмертие как новая утопия/антиутопия

**3. Экзистенциальные исследования** ("Дом изо льда", "Клаустрофобия", "одиночество")
- **"Я постучу в каждый дом, / и каждый дом отзовётся во мне / тоской"** — формула эмпатии
- Пустота как экзистенциальная категория
- Поиск выхода из кругов отчуждения

**4. Диалогичность** ("Он, она и Вселенная", "Многоголосье")
- Полифоничность как способ постижения истины
- **"В приватной преисподней сонм теней, многоголосье"**

**5. Восточные мотивы** ("Дао", "дзен", "Ханами")
- **"Всего-то и нужно было — пройти / возрадоваться / возлюбить"** — квинтэссенция дзен
- Цикличность и принятие

### **Ключевые философские открытия:**

**1. Онтология пустоты**
```python
# "Квантовая депрессия"
вчера = сегодня = завтра
всё равно
```
- Время теряет линейность
- Событийность упраздняется

**2. Физика души**
```python
# "Клаустрофобия"
бег электронов по замкнутым линиям
универсальное множество круга
зиждется на совершенстве точки
```
- Душа как квантовая система
- Связи как фундаментальная реальность

**3. Поэтика преображения**
```python
# "Необходимое и достаточное условие"
для выращивания крыльев
Небо — это море во взвешенном состоянии
```
- Метаморфоза как естественный процесс
- Преодоление земного притяжения

### **Художественные новации:**

**1. Жанровый синтез**
- Научная статья + лирика ("Инсайт")
- Философский трактат + поэзия ("Дао")
- Цифровой код + медитация ("Computerra")

**2. Ритмические эксперименты**
- Дробление строки до слова-слога-звука
- Повторы как мантры ("прыгать / прыгать / прыгать")
- Научные термины в поэтическом контексте

**3. Образная система**
- **Сверхновые образы**: "стекловидная магма", "ультразелёное утро"
- **Архетипы в современном контексте**: русалка в цифровую эпоху
- **Научные метафоры**: любовь как "сингулярное лето"

### **Эволюция поэтики от более ранних стихов:**

1. **Усложнение философского аппарата** — от личных переживаний к универсальным моделям
2. **Расширение тематического диапазона** — наука, техника, восточная философия
3. **Углубление рефлексии** — поэт исследует саму природу творчества

### **Цикл "Он, она и Вселенная" как квинтэссенция:**

Этот сквозной цикл становится метафорой всего творчества:
- **ОН** — разум, анализ, наука
- **ОНА** — интуиция, поэзия, чувство 
- **ВСЕЛЕННАЯ** — пространство их встречи и творения

### **Вывод:**

2014 год для Крюковой — период **поэтической сингулярности**, когда все предыдущие поиски и открытия слились в единую художественную систему. Здесь уже присутствует вся палитра её поэтики:
- Философская глубина
- Научная точность 
- Лирическая пронзительность
- Формальное новаторство

Это поэзия, которая не просто описывает мир, а **создает новые онтологии** — способы бытия в современном многомерном пространстве, где физика сходится с метафизикой, а технология — с душой.

По сути, перед нами — **завершенная поэтическая система**, где каждая строчка работает на создание целостной модели мироздания.

Новый мир
Чистый лист песка. Бунтующее море
не оставляет следов — письмена, города...
Монументальный мальчик — лицо в профиль,
чёлка волной, движение против;
время, застывшее в камне,
ностальгический вечер...
Это такая игра — лукавый ветер
откуда-то издалека приносит вести,
ты слушаешь, делаешь вид, что не понимаешь,
но...
Монументальный мальчик — лицо в профиль;
беседка, ступени к морю, ветер против;
время, застывшее камнем, волной смыто.
Чистый лист песка.
4 5
Инсайт
Ирреальное солнце струится потоком фотонов
на сетчатку, на кожу, сквозь кожу, в глубины нейронов.
Вакханалия запахов, звуков, дыхания, цвета...
Зазеркалье? Чужая планета в лучах фиолета?
Что я делаю здесь в это ультразелёное утро?
На скрижалях небес проступает алмазная сутра;
в изумрудном пространстве небрежные прочерки веток
начертали рунической вязью простые ответы.
Дом изо льда
И будет день, я постучу в каждый дом,
и каждый дом отзовётся во мне
тоской, — случайно, — как всплеск подо льдом,
и в доме каждом привидится свет в глубине.
И будет ночь, я закричу подо льдом,
что белый свет лишь привиделся мне.
...Вздрогнут призраки в доме пустом,
да растревоженный свет уползёт по стене.
6 7
Хрупкое
Чудеса вершатся в тишине.
Шаг за шагом,
ближе,
ещё ближе...
Тайна так пуглива и тиха!
Прикоснусь дыханием, слегка
проведу по контуру, немного
расскажу ей о себе, пока
не приблизится,
доверчиво протянет ветвь еловую.
Реснички серебра столь хрупки,
пока, пока, пока...
Мне бы на кончиках пальцев
небо носить научиться.
Клаустрофобия
И этот мир пуст,
лишь бег электронов по замкнутым линиям.
Иллюзия! Майя — то, чего нет.
За двадцать вторым кругом — обратный отсчёт.
Всё ещё существует, архитекторы нитей продолжают работу
над архитектоникой связей коммуникативных пространств,
но уже не секрет, что универсальное множество круга
зиждется на композиционном совершенстве точки.
Всё — иллюзия, обман чувств,
будь то Моаи, зияющая пустыми глазницами,
будь та пульсирующая углеродная звезда,
что маяком в безжизненном вакууме...
Нет свободы внутри,
но за двадцать вторым кругом начинается
обратный отсчёт.
8 9
Пленник
Подпускаю к сердцу ток распускающейся почки,
я — листок.
Трепещу на ветру, к утру укрываюсь росой, босой
лучик света скользнул по мне. Как во сне
вижу мир сквозь вуаль небес — не весь,
только краешек, островок. Бог
ограничил меня, как мог, но я
оторвусь и полечу, по плечу
мне упасть глубоко-глубоко
и взлететь высоко-высоко...
Лечу!
Струнное
Скажешь: «Она как струна, прикоснись, —
зазвучит металлом,
голос лучист, голос входит подкожно,
забыть бы его, но так сложно
выволочь из-под кожи голос, на солнце похожий».
Скажешь: «Она так странна, затянута, бестелесна, —
какой у струны вес?! Но,
когда она смотрит в тебя — наступает весна».
...Вглядываясь в меня, видишь ли, солнцепоклонник,
лунная я, млечная, светом дневным не завлечь мне тебя,
но едва коснётся нас ночь...
10 11
Бесконечность
Вокруг оси как вол на цепи…
— Не спи! — шепчу себе и бью по щекам, далека
моя дорога, глубока моя тревога.
А я летать хочу, перемещаться
в мирах, ещё не созданных богами,
коснуться ногами, дотянуться руками — найти предел.
Прото
В этом измерении меры нет и времени,
звук троичной пустоты качается на стремени.
Ветры первозданные рвутся в мироздание,
и бушующий огонь томится, в ожидании.
Ради этой ромашки и росы на траве
ты взорвешься однажды…
12 13
Нетварный свет
Когда бот станет богом,
душа — ношей, кодексом, файлом, папкой,
и за сервером каждым — духом падкий юзер
свято уверует: «я — Бог!»,
неизреченных глаголов ноль бит перевесит
бесшабашную спесь бесью.
Обратный отсчёт
А что, если небо заглядывать в окна устанет,
колючей щетиной ощерятся солнце и воздух,
Навеки покинут родные края птичьи стаи,
пожухнет трава в лабиринтах бетона и стали,
поникнут деревья, цветы и поймём вдруг, что поздно...
14 15
цепи
хаос как супер состояние глобального порядка
иерархия как порядок потребления в пищевых цепях...
и ты всего лишь человек
скажешь мне — вселенная — булимичный желудок
где каждый является чьим-то яством
я не пища! я не мясо, ясно?
Необходимое и достаточное условие
для выращивания крыльев
Небо — это море во взвешенном состоянии,
запрокинь голову и пей разреженную синь.
Чувствуешь, всё шире, шире простор внутри,
теперь без крыльев не обойтись...
Лети!
16 17
Мейнстрим
Они идут! Отчаянно и дерзко по краю,
до краёв наполнены животным страхом,
беспокойный разум разнуздан, слеп, един,
все, как один, готовы бить, вгрызаться, падать.
Берсеркеры! Головорезы, падаль
и каждый — зол, и в каждом зов…
— Забудь, будь «за»!
В погон зигзаг, чёрная молния, чтобы помнили:
— Будь «за»! Забудь,
прошлое не вернуть, светлое завтра… завтра!
Народ, что трава — коси не коси, поднимется с новою силой,
не в этом ли кроется, — много веков, волшебная власть
ассасинов?
Мой страх — мейнстрим, тёмный властелин,
сумеречный бог — бок о бок я с ним иду по ломкому льду,
закован.
AUM
Всё так просто! Небо вырастает из земли, я вырастаю из тебя — кроной над
стволом,
пеной над волной, гулом над рекой, радугой в твоих руках, — я
продолжение тебя.
О, повелитель моих недр, призванный мной, признанный мною шаман.
Глухие удары бубна, танец лиан под луной, безымянные боги притихли в ожидании
жертвоприношения… да! Я лук, я стрела, унесённая в бездну — меня нет, меня не было...
Шумящие сады, водопады, сияние солнц в твоих глазах.
AUM
18 19
Квантовая депрессия
вчера = сегодня = завтра
всё равно
инклюз
время вязко — вынырну ли?
стекловидная магма в пропасть стекает
20 21
Сплин
Небо цвета асфальта, травинкой пробиваюсь к солнцу.
Street stress
А вообще-то я люблю людей…
22 23
Молли
Милая акварелька: белым по голубому,
пурпур едва пробивается — сегодня
твои облака невесомы…
Женщина с ампутированным сердцем
пьёт виски, ругается матом,
но тело её — каждый отдельный атом, ждёт чуда.
Такого, например, которое утром
приходит к даме, живущей напротив —
неказистое такое чудо, но
кроме него другого ей вроде бы и не надо.
Иногда ей, бессердечной,
смутно припоминаются не то боль, не то трепет;
иногда верится, верится!
что и она обязательно встретит…
В мире, несовместимом с жизнью,
танго ведут фантомные боли — пей, Молли.
Пой, Молли!
Мы купим новое сердце в лавке у Лонгвей —
китайское, если не будешь…
А впрочем, зачем тебе сердце?!
Такое тело и есть то чудо,
о котором может только мечтать дама…
Иной раз небо кажется плоскостью,
просто телом — без сердца, без стука.
Да и зачем ему сердце? Оно и есть то чудо…
Молись, Молли,
твоё новое сердце говорит по-китайски…
To be continued…
24 25
мистерия
ты сказал мне
— так нужно!
улыбнувшись, сделал надрез
— надо бы поосторожнее…
смотри!
оно так похоже на закат
твоё сердце
льётся между пальцев небо
тихое, голубое
не так ли тих Стикс?
и эта река мимо меня, не войти
громовержец
воровато
не увидел бы кто!
кончиками пальцев
пробежаться по небу
синапсы молний импульсно
протуберанцами
вдоль тела
в кожу нежно
мы одной крови!
никого кроме тебя нет
свет только!
света столько
что тела мало
мал свет
26 27
Лодка
шорох осоки
лодка влетела в заводь
старый рыбак спит
улыбается солнцу
осенью дни коротки
утлая лодка
застряла в сетях неба
трепещет рыбкой
гиблая заводь шуршит
приближается вечность
Твой мир
Небо.
Неее_бооо...
Нет Бога?!
Прибитая дождём пыль, разнотравье.
В каждой травинке — каждой! благодать,
неистребимое желание быть.
Ты рядом,
в небе Твоём птицам моим легко парить.
28 29
синтез
камера
затвор
моментальный снимок
в кадре монументальное время
в срезе
ничтоже сумняшеся
я разбила цветник:
розы без шипов — чтобы не поранился!
однолепестковые ромашки — дабы не усомнился…
без тени сомнения ты разбил мой цветник
30 31
Ундина
Глухомань, осока, заросший пруд
и ты, избалованный мною, рядом.
Чтобы страстно любил колдовства мне не надо,
любовь ниспослана нам двоим.
Манящая, грешная снилась, звала,
дразнила, пленила, в туман завела.
И вот уже тонут твои корабли,
спасения нет — на мели.
тень
эй! кто там? кто там... кто там...
темнота и пустота
чу! крылом задела птица
или мышь — кыш! кыш
кто ты, с кем играешь в карты?
задают вопросы капли...
иду по дну — ни души, не дышу
здесь только тени, только нити паутины
32 33
Алиса
Я нашла, вспомнила, всё вспомнила!
Закрыла глаза и… шагнула босиком в параллельное утро.
Какая здесь роса… воздух... а небо!
Птицы устроили настоящую перепалку
за право первыми пропеть новости,
фейерверком солнечных зайчиков приветствовала река.
Деревья уже не секретничали в моём присутствии,
а рассказывали, рассказывали…
— Почему так долго не возвращалась? Дела, дела...
Что такое: дела?
— Тебе здесь не место, пора домой!
— Пора… пора, но… не хочу, ещё чуть-чуть.
Чуть-чуть! А вдруг,
а вдруг я услышу его голос.
белый шум
колыбельная
в исполнении морского прибоя
гипнотический натиск цикад
секретное нашёптывание
августовской листвы
жалобная песнь ветра,
утонувшего в непокорных парусах
китайская пытка весенней капели
во дворе одинокого старика
космическое соло Сольвейг
восходящие потоки созвучий,
извлечённых из органа
брачные серенады лягушек
какофония машинной цивилизации
находятся в диапазоне
аудиальной сенсорики человека
а что там — за?..
34 35
Не мой
Вот так идти бы, идти, пока не закончится осень…
— Скажи мне хоть слово, ты помнишь? Ты помнишь,
как счастливы были, как страстно любили…
— Держи меня крепче, любимый и прости, я почти чужая.
Порывистый северный ветер ножом от тебя отсекает
надежд моих хрупкие ветви и память о счастье,
печалью не мучай себя, я — другая — далёкая, злая,
немая.
родство
где я, где ветер?
где то солнце, что было вчера
нет никаких причин для «завтра»
нет причин для «вчера»
взгляни вверх!
робкие девочки превращаются в грустных женщин
и плывут, плывут по ветру…
сращиваясь с ветром, позабудь обо всём
36 37
одиночество
даже в этом городе есть люди
просветление
моё совершенное Я совершенно не я
38 39
самоорганизация материи
сети: телефонные, радиолокационные
телекоммуникационные, нейронные
маркетинговые, игровые, транспортные
локальные, глобальные, централизованные
любовные, рыболовные...
не дай себя зажарить!
Ханами
О, сиятельнейшее из времён!
Расцвела, распустилась дивная сидарэдзакура.
Только это и важно, только это одно и имеет значение.
Думай обо мне!
Нежность твоя — море,
волной вишнёвой к желанному берегу бегу.
40 41
ах!
а почему так — опадают листья
может наоборот — тормашками вверх?
крупнозернистого неба створоженный ветер... ах!
и ты взмываешь в поднебесье — силою мысли
и приживляешься — намертво! к ветвям выси
ненароком проросшим в заоблачных городах
старый клоун
я человек-никто и мой удел простой —
подмостки шапито и рваное пальто
я делаю кульбит — «воздушный акробат»
и вот мой нос разбит, а все вокруг кричат:
ты человек Никто и твой удел простой —
подмостки шапито и драное пальто
42 43
эго
сколько ни ищи себя — всё пустота, бесконечность
хирургическая оплошность
кто-то забыл во мне огонь
44 45
Многоголосье
Купольное небо, рваный горизонт…
Жизнь остановилась, мертвенный сезон
призрачною дымкой, льдинкой-невидимкой.
Прикоснёшься к небу невзначай — горячо,
будто нарисованный очаг ожог
пропечатал по коже.
Вам, поставившим на мне крест,
осенившим перстами: бездарность — благодарен!
Невзначай приравнявшим к нулю — люблю!
Ни слова больше, боль только.
На волглый нерв нанизаны сны о ней,
так бывает — обострение, осень.
В приватной преисподней сонм теней, многоголосье.
В приватной преисподней так легко и одиноко.
Безумный ворон вновь кружит у моих окон.
Взлетай, дитя!
Новый порядок вещей в старой вселенной,
ничей — всего лишь ничей, как луч, весенний ручей…
И за всё в ответе.
Паранойя
Они… здесь!
Значит — время пришло, время выбирать…
Некуда бежать!
За окном темно, смотрит кто в окно?
С ними заодно…
Беги!
В поля, перенасыщенные воздухом,
перенаполненные тишиной,
туда, где нет слов,
где поутру по траве стелется морозец,
где ветер — наотмашь, и жди.
Вначале немеют скулы, скованность, скоро…
Скоро!
Вползает под кожу холод,
уходит тепло из тела…
Времени — нет, умирать не страшно,
просто не станешь старше,
просто весенним ветром
или утренним светом станешь.
46 47
сирокко
будешь думать —
планета ко мне добра!
пока не настигнет ветер
молитва
беззвучно ветви в небо впадают
молитва внутри
несбывшееся и ныне между нами
48 49
дзен
всего-то и нужно было — пройти
возрадоваться
возлюбить
инклюз
время вязко — вынырну ли?
стекловидная магма
в пропасть стекает
50 51
Каменное
Очи долу — взгляд полон ненависти.
Скор на руку палач! Бога не зови.
Он мог бы помочь, да твои мольбы слабы.
Скорым шёпотом вымолена душа, но не жизнь.
Усмехнулась дерзко: «Было бы, чем дорожить!»
— Бей ведьму, брось камень, изгони
дух нечистый из волчицы —
за вшей в голове, голод в желудке,
зной, холод и то, что ночами жутко.
Фиги крутит, рожи корчит,
бесноватая, хохочет площадная рвань.
(И не лень же им — в такую рань).
— Дьявол в ней, Бог с нами — брось камень.
Брось камень!..
Не молчи.
Даже если шёпотом: «Господи, что потом?..»
Каменнее каменных истуканов, люди, где—то позади,
палач милосерден и кроток, слезинка в глазу ребёнка...
Везде и всегда пребудет вовек бросающий камень
человек.
Анабиоз
Иду по краю, за мной
все мои восемьдесят восемь теней,
крадучись.
Какого цвета ночь?
Загляни в мои стеклянные глаза.
Желаешь мне помочь? Я — за.
Я завидую тебе, я заведу
разговор на тему веры и любви,
я заверю — ты единственный, люби!
Я за зверя не в ответе — это он
проскользнёт по моим ломаным следам
и ему тебя я, жертвенно, отдам...
Нет в моем сердце боли — будто и не было вовсе,
будто и нет его вовсе, будто и не было даже.
Там, где идут дожди,
неловко, неумело, внутри — тишина, анабиоз.
В турмалиновых реках асфальта
ветра рваные полотнища полощутся.
Не смотри в глаза!
Странное счастье — быть ненужной.
52 53
топологическое
обернуться калачиком вокруг мячика и
прыгать
прыгать
прыгать
а затем покатиться по ступенькам вверх
Линия ли?
Сурово и просто, горизонтальную линию ливни вымыли,
тишина.
Слово вымолви, и она!..
Любовь с ароматом вишни, сингулярное лето.
А было ли это?
54 55
Определение
Жизнь?
Цейтнот.
Сердоликовой точкой —
солнце в строке заката,
по водной глади дают кино,
за кадром кадр — жизнь,
не чья-то.
Твоя.
Небо на ощупь
Я
вернулся! как никогда — светло,
сияние
дня
для меня...
Непостижимо,
неприкасаемо
небо.
56 57
Гаджет
И всё же — душа в теле, или тело в душе?
Продажное время
Всё на продажу: даже, даже... даже? даже!
58 59
Это
Не люби меня, нелюбимая. Бежать!
Опять бежать, желанное тепло так...
Искушение любовью.
Отогреться бы у прелестных ног,
лишь потом: прости, ухожу, не смог.
Не зови меня, нелюбимая, я не твой герой…
А счастье пусть и невозможно, но близко,
ближе дивной кожи, пульсирующей у запястья,
хмельное небо! — не упасть бы.
У меня уже всё это было,
била дрожь барабанною дробью…
Разве это зовётся любовью?
про то
быть поэтом?
писать про это
как будто это совсем не то
как будто это не знает никто
как будто слово застряло в горле
тебя под тяжестью его горбит
а ты идёшь
как будто легко
60 61
Вирт
Ты пахнешь небом, я легче света…
Трудно поверить, мы никогда не встречались,
но есть ли у меня кто-нибудь ближе?
Вдруг понимаю — пылкие губы,
прорвав материю
под глубокомысленным названием «пространство»,
бесцеремонно вторглись в мои желания.
Такая сладко, мучительно сладкая боль,
но больше не...
Если я сейчас взорвусь, уцелеет ли Земля?
русалочка
я не люблю
на птичьем языке
душа не говорит
не улетает в миры иные
в неизведанные дали не шлёт послания
молчит
мне бы только отогреться – холодно внутри
но всегда ли королевством правят короли
но всегда ли ветер с моря, а любовь вдвоём
по заточенным камням босиком идём
62 63
безликое
ты кричал мне в лицо: сам по себе человек — ничто
и нечто бесчеловечное, в твоём лице, торжествовало…
опять вернулась пустота, как наваждение, ниоткуда
а ты всё ждёшь явленья чуда, как наваждения, ниоткуда
никуда! не исчезает пустота, всего лишь наважденье чуда
вдруг исчезает — в никуда
Мой поэт
Далеко ли, близко, — где-то, не со мной,
ты идёшь, насвистывая, по мостовой,
ты идёшь, поигрывая тросточкой в руке,
пролетает мимо ямщик на облучке…
Ты меня не видишь — через сотню лет
пристально, неистово гляжу тебе вослед.
64 65
Трип-трёп
1
Ручные чайки, море — гиперболизированной каплей…
Естественно — в тиши, вдали от суетных созданий
верстаются миры, — вначале улыбка,
нашёптывание, лёгкий флёр.
Прозрачно небо! взгляд в упор — выстрелом,
мысленно будь рядом!..
2
За пару секунд, пройдя миллион парсек,
я пересёк по червячному переходу
пару вселенных и выпал на сизый лёд,
задев по пути, — плечом, парящую пальму.
— Куда летишь, — спросили вежливо, — падла?
Это был ещё тот вопрос.
Висящий на секвойе яркий плод
был на неделе съеден, явно — тайно,
но подмигнул мне, солидарно,
и сделал в воздухе двойной переворот.
Тем временем, в глубинах льда ветвились корни,
ветви коренились в оранжево — зелёных небесах.
На проплывавших мимо облаках сидели боги,
солнечные нимбы клубились у насупленных бровей.
Мне захотелось поскорей домой убраться, но
не тут-то было!
Я попал на пир. Или на бал?
Да нет же! На симпозиум.
Повсюду: целомудренно, imposing,
велись беседы о природе тока,
бегущего по синим проводам;
размеренно шёл спор о свойствах льда,
растущего по стенкам камер;
отсчитывал секунды таймер…
Как вдруг, смешливый карлик жидким басом
изрёк тираду: «Мир — огромный холодильник!»,
и в доказательство дал пару льдинок
стоявшей у пюпитра даме.
— К маме, к маме! —
вскричал я и свершил нуль-переход
в свою квартиру,
успокоился, обмяк, и вдруг!
по полу полз… червяк.
66 67
Дао
— кто ты?..
мир полон света!
падают листья оземь
так незаметно! осень
— тот ли ты, который босиком...
та ли — я, что за тобой повсюду
на рассвете
вместе с солнцем
тронемся в путь
искать начало неба
рай земли
И будет полдень
в лучах неуёмной звезды
иссякнут истоки
и скажу тебе — выпей меня
ибо без тебя жизни нет!
и будешь спасён
Вселенная
Нечто не раз творимое.
Придет полночь
в час беспросветный
выдохну, тихая — наполни меня!
ибо глаза твои полны неба и света
и буду полниться
прорастать и множиться
ирисами медоносными
ковылём убегающим
и стану тебе
самым дальним краем земли
и станешь мне истоком неба
68 69
Computerra
Однажды оно придёт — время бессмертия,
слово «смерть» устареет, станет странным,
таким, будто эпохи, поколения, страны
вдруг оказались бы повинны в причудливой мании
человека умирать, уходить бесследно.
Душеразмывающий инфракрасный гул,
внутренняя канонада — надо, надо…
Мой компьютер, чудотворец, я бегу!
Убегаю из тропического ада.
Мой спаситель, властелин и соглядатай,
ты всегда со мной, всегда слегка поддатый,
подзаряженный и защищённый firewall’ом…
Спой мне!
Фантастических птиц йодлер, модуляции simulacrum…
Богоподобная пустота!
В каждом убогом кристалле биллионы вольных акров,
мириады пасущихся стад.
О, computerra, ты мечта!
Утонуть бы в твоих просторах, волшебная сеть,
даже если называется это довольно странно: смерть…
…Под несуществующих птиц свист спи,
ватерлиния бинарных трелей очерчена не тобой,
не тебе выбирать смерть…
Обилие ветра — выдох без вдоха,
несуществующие люди.
Когда это будет?
70 71
Феерия
Монолит тишины, вальсирующие пылинки,
донельзя выхолощено пустотелое пространство.
Готовность — ноль, мельтешение нор...
Небо, здравствуй!
«Иди за мной!» — взлетаешь по ступеням
и звёзды под ногами постепенно мельчают,
обращаясь в пыль.
Я иду.
Бог со мной очень вежлив, галантен,
космос машет мне вслед рукавами галактик,
космос манит всё глубже, не становится ближе —
эмуляция, интерактивный виджет?
Может показаться, Вселенная необитаема, —
просто простор, пронизанный страшными тайнами —
бездна без дна, без границ, без сознания, разума,
но...
Мы разные.
А завтра может выпасть снег — мохнатый,
будто в странном сне, заполнив улицы, дворы
беспечным смехом детворы.
Комната пуста,
пульсирующие ворсинки,
всеобъемлющая иллюзия небытия.
Феерия.
72 73
5
Искоса, исподлобья, недоверчиво, — не смотри на меня так!
Не так на меня смотри...
Сейчас ты уйдёшь, ты будешь брести бездумно.
Твой друг — ветер, подруга — тоска.
Кандалы на ногах, они побрякивают
пустыми консервными банками, привязанными
к хвосту облезлой кошки из твоего детства.
Почему ты не спас её, кто сейчас спасёт тебя?
Иди! Ворон знает дорогу.
6
Если ночь среди бела дня — занавесом,
а затем вдруг голоса, голоса разные из разломов, трещин и выбоин
и во всём мире воин — ты один.
Даже если земля отдаёт серою, а камни бросаются под ноги, под ноги
и так хочется крикнуть во весь рот: «Помоги!»,
стисни зубы и, дальше, если страшно — молись:
птице озябшей, ветке сломанной, капле дрожащей...
7
Тебе повезло, ты сумел заглянуть в глаза простой тётке
с властным характером и прекрасным именем Истина,
Двое
1
Меня нет, и даже если приду — босая, простоволосая:
звать, стучать, плакать — не верь — это эхо,
не верь — это ветер.
2
Верю ли я, верую? Мерить какою мерою
свет внутри, свет извне и, главное, Бог во мне?
Сжигает огонь, поступью тяжкой по жизни,
послано сомнение неспроста:
верить ли во Христа, Будду, нет — Магомета?
Нет ответа, нет ответа!
Но, верую — где-то,
где-то просто живут и любят люди, а может не люди? Боги!
А может не боги — у них лёгкие ноги, они улыбаются — много!
И не задаются вопросом: «Верю ли я, верую?».
3
Как бабочки любят цветы, как цветы любят солнце,
как солнце любит небо, как небо любит море,
люблю тебя. Кого любишь ты?
4
Маленький бегущий человечек застрял в стене косого дождя.
74 75
9
Небо — это море во взвешенном состоянии,
запрокинь голову и пей разреженную синь.
Чувствуешь? Всё шире, шире простор внутри,
теперь без крыльев не обойтись, лети!..
10
Уже сколочен помост.
Где-то, где-то — не здесь… не здесь! ветер.
Языки пламени, ползущие по солнечному плато, всё ближе…
Монотонный голос читает приговор:
«Виновна!».
Из небытия, из литого тумана
доносится дисгармоничный, неуместный скрип качели.
Боль — непреходящая, непреклонная, —
замурованная в ином измерении…
«Покайся!».
Пламя плещется у ног — холодное, ему не справиться
с женской слабостью, женской сладостью...
Светает.
Нежно, неизбывно нежно, запредельно нежно
возжигая во мне огонь, помни!
Помост уже сооружён.
11
Люблю смотреть на мир твоими глазами.
Почему мне это даётся так легко?
и не окаменеть. Мне повезло меньше.
Желание уйти, не прощаясь;
желание уйти, громко хлопнув дверью…
Желание уйти. Давай уйдём отсюда вместе!
Почувствуй бессмысленность вялотекущего романа с жизнью,
разбавленного скороспелыми страстями, любовями —
с неизбежными умопомрачительными рывками на волю.
Посмотри со стороны на центростремительный бег
часовой стрелки по зеленому сукну надежд
с уходящей вглубь перспективой
в любое мгновение выбросить зеро.
Давай уйдём отсюда!
Вот-вот раскроется зрачок неба, блеснёт магический свет,
сомнамбулой по лучу взойду на корабль одиночества.
Давай уйдём отсюда вместе.
8
«С возвращением. — Услышала я взволнованный,
приглушённый голос. —
Нет, я не устал ждать, беспокоился немного, —
ты ходила с закрытыми глазами по самому краю.
Смотри, всё это здесь и сейчас —
дерзкая, первозданная земля,
тонкая, рвущаяся дымка простора... Небо.
Прислушайся! Оно зовёт тебя, оно поёт в тебе!
В этом мире нет ничего надёжнее неба.
Шагни, я знаю — у тебя получится!».
76 77
До головокружения легко.
Лёгким пёрышком, золотистым сиянием плыву в тебе
и чувствую себя тобой, — мужчиной, в котором так легко,
лёгким пёрышком, золотистым сиянием плыву
и чувствую себя тобой, — мужчиной, в котором так легко,
лёгким пёрышком…
12
Экскурсия по древней Земле
имеет коммерческий успех.
Тощая инопланетянка,
брезгливо поджав губы,
нарисованные на бесстрастном лице,
направляет указку в нашу сторону:
«Эти двое пожелали остановить мгновение,
посмотрите, что из этого получилось!».
Пытаюсь посмотреть.
Мы лежим спиной к спине на краю Ойкумены —
твоя голова на моём плече,
моя голова на твоём плече,
наглая трава проросла сквозь нас,
не оставив и миллиметра первозданной кожи.
Бездонное, беспредельное небо,
парящее под нами,
невозмутимо.
Зачем оно делает вид, что ничего не понимает?


Рецензии