Итоги одного года. Часть первая. Начало пути - 3

Педагогический дневник

*****

24 октября 2000 года
      
       Заканчивается первая четверть. Мои ученики, в общем и целом, заметно освоились в новых условиях среднего звена. Постепенно исчезают проблемы с дисциплиной. Со своей стороны, следуя принципу преемственности, более ответственно и гибко подхожу к подготовке и проведению каждого урока, чаще включаю игровые моменты.

27 октября 2000 года

        Сегодня написали контрольную работу за первую четверть. Результаты - без неожиданностей. Спасибо учителям начальных классов Гурьевой Лидии Михайловне (5-а) и Бажиной Галине Ивановне за хороший уровень общей подготовки детей. Повторительный этап изучения математики в пятом классе заканчивается. Как всё будет при изучении материала нового? Время покажет. Мне тоже, но как учителю, предстоит многое вспомнить и многому научиться. Пока важно уже то, что наше общение приносит взаимное удовлетворение от качественно проделываемой работы и радость творчества.   


14 ноября 2000 года


         Уже несколько дней учимся во второй четверти. Кратковременный, но активный отдых детей позволил им с новым энтузиазмом взяться за учёбу: даже щёки порозовели от свежего воздуха и подвижных игр. Вчера завели "Тетрадь взаимных требований", с целью упорядочения внутриклассной жизни (вопросы дисциплины и другое). В ней в простой и доступной форме будут записываться основные правила поведения и организации учебной деятельности на уроке и дома: от того, что должен иметь ученик в портфеле и на своём рабочем столе (парте), до того, как необходимо вести себя в непредвиденной ситуации (ранение, пожар и другое). Не перекрывая материал курса основ безопасности жизнедеятельности, работаем над установлением межпредметных связей, планируя осуществить максимальный уклон на изучение простейших техник контроля своего психического состояния и методик его нормализации. В принципе, этой тетрадью уже с 5-го класса мы начинаем заниматься решением проблемы научной организации труда, всегда помня о том, что главная задача школы — научить учиться. К тому же ни для кого не секрет, что добиться высокой эффективности процесса обучения и воспитания школьников без ущерба для здоровья можно только тогда, когда он правильно организован. К сожалению, обычно мы ограничиваемся общими просьбами, рекомендациями и замечаниями, вполне понятными и очевидными для нас и не являющимися таковыми для учащихся. Отсутствует всеобщий, системный подход, нет согласования требований между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Очень необходимы поэтому требовательность и внимательный контроль. Наличие элементов действенного управления (а ведь и учитель в своем классе - полноправный управленец). В настоящий момент многие элементы этого управления или слаборазвиты, или совсем выпадают из общего контекста системы предполагаемых действий. Можно понять, если так происходит по незнанию. Позиция формальных и равнодушных педагогов ещё более опасна в отстранённых рассуждениях типа: «Пусть ты не сделал того, о чём я тебя просил. Но ведь я сказал тебе сделать это... Моя миссия выполнена, а дальше – справляйся сам!».  Ещё раз убеждаюсь в том, что все действия учителя лучше пусть будут минимальны по объёму и просты по форме, но искренни, обдуманы и завершены. Меньше непрофессионализма! Исключается всякая фальшь! Также, как и ложь, дети её остро чувствуют.


Рецензии