Круг. Квадрат. Крест. Черный. Красный. Никакой

Полная версия эссе с иллюстрациями на: http://elenarein.livejournal.com/



СВЕТОВЫЕ СТИХИ


Мне нравятся стихи, в которых нет повествования — это для меня высший уровень искусства, когда только звуки, запахи, чувства. Я называю их Световыми Стихами. Они для сердца, из сердца, когда как повествование — для ума. Так мне очень долго не нравился Пушкин, пока я в нем не обнаружила этого светового.


ПРИМЕР


“Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной… “(Осип Мандельштам)


“День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.” (Иван Бунин)

“Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный, теплый и веселый...
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед.”  (А. Ахматова)

“Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем” (А.Пушкин)

Вот сравните с:

“Зачем, Елена, так пугливо,
С такой ревнивой быстротой,
Ты всюду следуешь за мной
И надзираешь торопливо
Мой каждый шаг? . . . . я твой”  (А.Пушкин )

Красиво, изящно, умно, но! — света нет.


НИЧЕГО ЛИШНЕГО


Такие световые стихи отличаются тем, что в них нет ничего лишнего.
Если из этих стихов удалить слова — в них останется музыка. Удалить музыку — останется лад, удалить лад — ноты, удалить ноты — ощущение света.

Световые стихи можно сжимать, они от этого не исчезают, лишь проявляется другой пласт. Под-слой. И так, пока не дойдешь до основы, абстрактного(без лишних деталей), а еще вернее супремативного (сведенного к самому основному, к нулю деталей, к ядру) абсурда.

Но и из этого абсурда как из кубиков можно создавать новое. Как из атомов можно создать что угодно. Атом, на первый взгляд, мало интересен, ибо не несет в себе привычного нам “узнаваемого”. Но мы-то знаем — атом важен! Хоть и блины из него не спечешь.. Или?


АТОМ


“Супрематизм — бесконечное углубление.”Что там в конце? Тьма? Нуль? Простота? Атом?

Малевич(супрематист-основатель): «Я получил тот элемент, через который выражаю те или другие мои <…> бывания в разных ощущениях»

Супрематизм это не изображение реальности, это изображение атомов реальности, ее основы.

Черный квадрат на белом фоне — «есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия»(Малевич)


АТОМ СУЩЕСТВУЕТ!


Современному человеку (да и древнему греку), знающим об Атоме, а теперь и о содержимом атома, т.е более мелких единиц существования, ребенку, которому так естественно складывать замки из кубиков, супрематизм, как и Малевич, понятен и естественен.

Атомом можно не восхищаться (если вы не знаете, что такое Эврика!), но открытием его, идеей — вполне!

ИДЕЯ И СВЕТ


“Супрематизм — это высшая ступень Искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума.”

Вот оно — мое световое стихотворение — нет, не чистая музыка, — нота из которой можно сложить любую музыку, стихотворение, ощущение, чувство.


ДИЗАЙН


Так и случилось. Квадраты, треугольники, кресты и круги оказались теми игрушками, в которые стали играть художники, основавшие первую академию дизайна — БАХУС(Германия). Вспомните Кандинского, Клее и весь современный дизайн.


ТЕАТР


Знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича впервые возник в декорациях к  футуристической опере «Победе над солнцем», как победа творчества над природой: чёрный квадрат вместо солнечного круга.

Интересный факт: пьесу (Победа над солнцем) заказали Маяковскому и Крученых, написал Крученых, Малевич работал в постановке театральным художником, создал интересные костюмы и сценографию для спектакля.

«Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены».

Театральная работа Малевича явилась основой "сценической архитектуры" — трехмерной кинетической взаимодействующей целостности. Именно сценической структурой пользуются все современные театральные художники для выстраивания театральных декораций на сцене.


ИГРА В БИСЕР


Вспомните Гессе! Супрематизм — это основа игры в бисер!

В художественном заведении, где я училась, преподавали композицию - обучение расположению изображаемого на листе. Учили этому академические профессора академических художников-студентов, используя те самые “атомы” Малевича. Атомы(простые разноцветные фигуры) должны были собираться в картину, так, чтобы ничто не падало, не висело, не вываливалось, чтоб была гармония на листе.


ОСНОВА. НАЧАЛО. СМЕРТЬ


Малевич:  «супрематизм, настолько абсолютен... что он один может выразить сущность мистических ощущений. Он полностью стоит рядом со смертью и её побеждает». Вот она, "пустыни небытия".(Малевич)

Малевича так и хоронили — укрытым черным квадратом. Гроб в виде креста (так хотел Малевич) гробовщик сбивать отказался, сославшись на трудность выполнения работы. Гробовщик не был Левшой и не смог подковать блоху...

Интересный факт: "Паралимпийские игры в Сочи украсят плакаты «в стиле Малевича»
Спокойные и мужественные фигуры спортсменов, изображенные на плакатах В них заключены основные идеи и ценности Паралимпийских игр – мужество преодолевать препятствия, решительность идти к поставленной цели и равенство."


БЛИЖЕ К НАРОДУ ИЛИ СМЕЙТЕСЬ, ГОСПОДА


Когда политики говорят об искусстве — слушайте внимательно! Если вам удалось посмеяться, то все хорошо в Данном королевстве!

Путин и Глазунов “перетерли за искусство”. Придворный художник Илья Глазунов просил запретить “безобразия” и защитить не выдерживающий конкуренции реализм: “Что же, сегодня государственным искусством становится "Черный квадрат" Малевича, все эти безобразия, как и в театре?”

На что Царь всея государства проявил несказанные знания и широту души: ”Что касается "Черного квадрата", то он был, как известно, посвящен Ленину, Владимиру Ильичу. Но это не единственная его работа, у него есть и другие, и там есть, на что посмотреть, уверяю Вас". А затем снял рубашку с плеча и кинул придворному: “Я не хочу никаких оценок давать, но тем не менее, конечно, реализм мне лично ближе. И я думаю, что большинству наших граждан ближе”.

Так вот, про Ленина — похоже случайно вскрытая политическая тайна — потому как никому не известная, но в королевстве, похоже, “все путем”!


СОЛНЦЕ

Солнце, Луна, Земля, Месяц — тоже очень простой формы, но разве они не чудо?
Народ, как вы насчет луны и солнца?


Рецензии
Лена, кубик круг и крест поэзии и языка - слог.
Я об этом как-то сказал в:
http://www.stihi.ru/2011/10/27/2308
http://www.stihi.ru/2012/02/04/6034
Эти тексты о гармонии слога. Есть ещё одна составляющая, подобная колористике - фоносемантика. Чувство соответствия внешнему миру слога.
Всем нам стоит об этом подумать. М.б. создать совет имени Кручёных.

Владимир Емельяненко   15.02.2014 17:57     Заявить о нарушении
Владимир, наконец добралась до ваших кручёностей :)
Мне все это интересно - прочту, переварю(простите) и что нибудь напишу :)

Елена Нижний Рейн   18.02.2014 19:10   Заявить о нарушении
С критикой, Лена, с критикой. Самой острой.
Жду!

Владимир Емельяненко   18.02.2014 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.