Круг. Квадрат. Крест. Черный. Красный. Никакой
СВЕТОВЫЕ СТИХИ
Мне нравятся стихи, в которых нет повествования — это для меня высший уровень искусства, когда только звуки, запахи, чувства. Я называю их Световыми Стихами. Они для сердца, из сердца, когда как повествование — для ума. Так мне очень долго не нравился Пушкин, пока я в нем не обнаружила этого светового.
ПРИМЕР
“Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной… “(Осип Мандельштам)
“День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.” (Иван Бунин)
“Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный, теплый и веселый...
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед.” (А. Ахматова)
“Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем” (А.Пушкин)
Вот сравните с:
“Зачем, Елена, так пугливо,
С такой ревнивой быстротой,
Ты всюду следуешь за мной
И надзираешь торопливо
Мой каждый шаг? . . . . я твой” (А.Пушкин )
Красиво, изящно, умно, но! — света нет.
НИЧЕГО ЛИШНЕГО
Такие световые стихи отличаются тем, что в них нет ничего лишнего.
Если из этих стихов удалить слова — в них останется музыка. Удалить музыку — останется лад, удалить лад — ноты, удалить ноты — ощущение света.
Световые стихи можно сжимать, они от этого не исчезают, лишь проявляется другой пласт. Под-слой. И так, пока не дойдешь до основы, абстрактного(без лишних деталей), а еще вернее супремативного (сведенного к самому основному, к нулю деталей, к ядру) абсурда.
Но и из этого абсурда как из кубиков можно создавать новое. Как из атомов можно создать что угодно. Атом, на первый взгляд, мало интересен, ибо не несет в себе привычного нам “узнаваемого”. Но мы-то знаем — атом важен! Хоть и блины из него не спечешь.. Или?
АТОМ
“Супрематизм — бесконечное углубление.”Что там в конце? Тьма? Нуль? Простота? Атом?
Малевич(супрематист-основатель): «Я получил тот элемент, через который выражаю те или другие мои <…> бывания в разных ощущениях»
Супрематизм это не изображение реальности, это изображение атомов реальности, ее основы.
Черный квадрат на белом фоне — «есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия»(Малевич)
АТОМ СУЩЕСТВУЕТ!
Современному человеку (да и древнему греку), знающим об Атоме, а теперь и о содержимом атома, т.е более мелких единиц существования, ребенку, которому так естественно складывать замки из кубиков, супрематизм, как и Малевич, понятен и естественен.
Атомом можно не восхищаться (если вы не знаете, что такое Эврика!), но открытием его, идеей — вполне!
ИДЕЯ И СВЕТ
“Супрематизм — это высшая ступень Искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума.”
Вот оно — мое световое стихотворение — нет, не чистая музыка, — нота из которой можно сложить любую музыку, стихотворение, ощущение, чувство.
ДИЗАЙН
Так и случилось. Квадраты, треугольники, кресты и круги оказались теми игрушками, в которые стали играть художники, основавшие первую академию дизайна — БАХУС(Германия). Вспомните Кандинского, Клее и весь современный дизайн.
ТЕАТР
Знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича впервые возник в декорациях к футуристической опере «Победе над солнцем», как победа творчества над природой: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Интересный факт: пьесу (Победа над солнцем) заказали Маяковскому и Крученых, написал Крученых, Малевич работал в постановке театральным художником, создал интересные костюмы и сценографию для спектакля.
«Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены».
Театральная работа Малевича явилась основой "сценической архитектуры" — трехмерной кинетической взаимодействующей целостности. Именно сценической структурой пользуются все современные театральные художники для выстраивания театральных декораций на сцене.
ИГРА В БИСЕР
Вспомните Гессе! Супрематизм — это основа игры в бисер!
В художественном заведении, где я училась, преподавали композицию - обучение расположению изображаемого на листе. Учили этому академические профессора академических художников-студентов, используя те самые “атомы” Малевича. Атомы(простые разноцветные фигуры) должны были собираться в картину, так, чтобы ничто не падало, не висело, не вываливалось, чтоб была гармония на листе.
ОСНОВА. НАЧАЛО. СМЕРТЬ
Малевич: «супрематизм, настолько абсолютен... что он один может выразить сущность мистических ощущений. Он полностью стоит рядом со смертью и её побеждает». Вот она, "пустыни небытия".(Малевич)
Малевича так и хоронили — укрытым черным квадратом. Гроб в виде креста (так хотел Малевич) гробовщик сбивать отказался, сославшись на трудность выполнения работы. Гробовщик не был Левшой и не смог подковать блоху...
Интересный факт: "Паралимпийские игры в Сочи украсят плакаты «в стиле Малевича»
Спокойные и мужественные фигуры спортсменов, изображенные на плакатах В них заключены основные идеи и ценности Паралимпийских игр – мужество преодолевать препятствия, решительность идти к поставленной цели и равенство."
БЛИЖЕ К НАРОДУ ИЛИ СМЕЙТЕСЬ, ГОСПОДА
Когда политики говорят об искусстве — слушайте внимательно! Если вам удалось посмеяться, то все хорошо в Данном королевстве!
Путин и Глазунов “перетерли за искусство”. Придворный художник Илья Глазунов просил запретить “безобразия” и защитить не выдерживающий конкуренции реализм: “Что же, сегодня государственным искусством становится "Черный квадрат" Малевича, все эти безобразия, как и в театре?”
На что Царь всея государства проявил несказанные знания и широту души: ”Что касается "Черного квадрата", то он был, как известно, посвящен Ленину, Владимиру Ильичу. Но это не единственная его работа, у него есть и другие, и там есть, на что посмотреть, уверяю Вас". А затем снял рубашку с плеча и кинул придворному: “Я не хочу никаких оценок давать, но тем не менее, конечно, реализм мне лично ближе. И я думаю, что большинству наших граждан ближе”.
Так вот, про Ленина — похоже случайно вскрытая политическая тайна — потому как никому не известная, но в королевстве, похоже, “все путем”!
СОЛНЦЕ
Солнце, Луна, Земля, Месяц — тоже очень простой формы, но разве они не чудо?
Народ, как вы насчет луны и солнца?
Свидетельство о публикации №114012109259
Я об этом как-то сказал в:
http://www.stihi.ru/2011/10/27/2308
http://www.stihi.ru/2012/02/04/6034
Эти тексты о гармонии слога. Есть ещё одна составляющая, подобная колористике - фоносемантика. Чувство соответствия внешнему миру слога.
Всем нам стоит об этом подумать. М.б. создать совет имени Кручёных.
Владимир Емельяненко 15.02.2014 17:57 Заявить о нарушении
Мне все это интересно - прочту, переварю(простите) и что нибудь напишу :)
Елена Нижний Рейн 18.02.2014 19:10 Заявить о нарушении
Жду!
Владимир Емельяненко 18.02.2014 21:23 Заявить о нарушении