Прага. Немного о еврейском квартале

Здравствуйте,
Я хотел бы взять немного вашего времени и рассказать о еврейском квартале Праги.

Почему не *поговорить за Прагу* с еврейским акцентом? Ну во-первых, я далеко не еврей, хотя пара человек с которыми мы имели бизнесы, в это усиленно верит, а во-вторых, в Праге евреев-то и осталось на пальцах пересчитать  без особых усилий:  старый и уже не глиняный, а бронзовый, чертяка Голем возле Испанской синагоги – это вам надо по Парижской пройти и на перекрестке между бутиками Alfred Dunhil и PRADA повернуть вправо, и там почти сразу за углом он и топчется, окруженный и облепленный  туристами, а на шее второго знаменитого на весь мир пражского еврея - Франту Кафку тащит.

Этого самого Кафки отдельный бюст - как неожиданно! – находится на Кафковой же площади, на углу дома, в котором он некоторое время проживал и даже пописывал… Великий чешско-немецко-еврейский писатель… это я не за интернационализм агитирую, а про путаницу в литературном национализме, которую этот самый Кафка сотворил: будучи евреем, прожил всю почти  жизнь в Праге, а писал на немецком – теперь  его каждый из трех народов себе присвоить и норовит при случае.  Так вот, чтоб  к Кафке дойти, это вам вернуться надо на Старогородскую  (забитую туристами и прочими скоромохами, палатками с сосисками и пивом) площадь необходимо, и вдоль церкви Святого Николая потрудиться сделать пару шагов. Церковь, кстати, люстра хрустальная в виде короны украшает – отжалейте уж пару минут и загляните сквозь двери, между прочим, люстра последним российским императором Николаем Вторым подаренная. А еще  она  (не люстра, а церковь конечно) в свое время  православным сдавалась в аренду: с конца 19 века аж до Первой Мировой, потому и люстра от православного царя преподнесена была церкви своего небесного покровителя Св.Николая. Сейчас здание Чехословацкой гуситской церкви принадлежит,  хотя на Рождество и Пасху, еще не так давно, они ее, по старой традиции, сдавали православным для празднования и те крестные ходы вокруг нее водили хороводами, то по колено в снегу, то с яйцами да куличами…
Да, возвращаясь к еврейскому вопросу и городу соответственно, еврейский квартал еще знаете почему Йозефов называется? Нет, не из-за большого количества Йосиков-длинных носиков на метр квадратный, а потому , что император Австро-Венгрии Йозеф II в середине 18-го века дал евреям гражданские права. Тут можно приостановиться, потому как по этим правам евреи могли наконец селиться не только в специально отведенных районах-гетто, но почти в любом месте империи. Таким образом это стало началом конца еврейского квартала, в котором после большой ассанации – расчистки трущоб и новой застройки целого района в стиле ПарижУ – и осталось-то от евреев лишь 6 (шесть) синагог, Ратуша и старое еврейское кладбище.   

Старейшее надгробие на Старом еврейском кладбище датируется 1439 годом. Тогда, что иудеи, что христиане, ну кроме королей с мраморными гробницами, хоронили покойников просто завернутыми в холост. А ввиду того, что в еврейском квартале места для расширения кладбища не было, то попросту поверх старых могил, со временем, насыпался слой земли и делали новые захоронения. Кладбище все надгробными камнями плотно усыпано потому, что захоронения-то делали новые, а памятники оставляли на месте – около 12.000 надгробных плит там сейчас находится, а захоронений , по разным подсчетам, от 30 до 100.000.
На Ратуше Еврейского города часы интересные, истинно еврейские, в обратную сторону идут, то бишь справа налево, также как и пишут они испокон веков. А еще, герб еврейского города там на стене присутствует - золотой шлем-шишак в звезде Давида - это было императором Фердинандом II (кстати, жесточайшим католиком, воспитанным иезуитами) пожаловано за активное участие в обороне Праги от шведов во времена 30-тилетней войны 1618-1648 гг., начало которой, опять же, в Праге положено было дефинистрацией - это по латыни, а по-русски  бросание из окон. И чехам и Чехии еще ой как беспощадной ре-католизацией аукнулась  эта привычка разбрасывания королевских наместников из широко распахнутых окон.

…и, не бейте ногами за то, что в который раз отошел от темы, таки возвращаемся  - Звезда или, правильнее, щит Давида . Вы будете смеяться, но этот символ пришёл в Европу с Востока, где был распространен в арабской письменности, и активно использовался христианами и даже королями в качестве амулета и на различных печатях.. Впервые этот символ (гексаграмма) был использован как именно еврейский в 1354 году, когда чешский король и император  Священной Римской империи Карл IV даровал Пражским евреям привилегию иметь свой собственный флаг - пурпурное полотнище с шестиконечной звездой.  Они немножко с ним поговорили, туда-сюда, помогли со сборами на войну, и «флаг царя Давида» появился уже и на официальной печати общины, т.е. фактически именно с пожалованного королем символа пражской еврейской общины пошло официальное использование шестиконечной звезды для обозначения еврейства…такие дела.

Намного позднее, на Сионистском конгрессе в 1897 году Звезда Давида стала символом сионистского движения и в 1948 попала на флаг Израиля, вот вам и роль Карла IV и его средневековой Праги в истории формирования современных символов еврейского государства…

Ну и нельзя не упомянуть про  Староновую синагогу,  старейшее здание Еврейского квартала - конец 13-го века – службы, кстати, проходят до сих пор!
Говорят, что камни для её фундамента принесли ангелы прямо из Иерусалима, покопавшись в руинах священного Храма Царя Соломона. Одолжили эти камушки (вот тут не совсем понятно, ангелы что ли одолжили?) при условии, что по пришествии Мессии,- а тогда необходимо будет заново отстроить  Храм Царя Соломона,- камушки из Праги-то и вернут. Здесь важно сказать с прононсом,  что на иврите *условие* звучит как: al tenaj. Соответственно стали называть и саму синагогу, потом слово трансформировалось на немецкий манер в  altneu , а это уже в переводе с немецкого было alt-старая и neu-новая…так и пошло Староновая синагога

Ну и раз уж проговорился, то грешно не развить мысль и не явить образованность, подкрепленную богатым кругозором: именно здесь, в Староновой синагоге, согласно легенде, лежит на чердаке тот самый, последний знаменитый еврей, вышеупомянутый Голем из глины, верней его обломки-черепки.
А дело было вот как:
Сотворил его ребе Лёве, запускалась данная штуковина вложением в отверстие на лбу записки со священными словами (а слов этих тайных не скажу, чтоб не было дилетантских попыток оживлять). Таким же образом данный опытный  образец средневековой робототехники и прадедушка Терминатора отключался. Сделан он был для защиты еврейского города от погромов со стороны падких на наживу горожан Праги и особо тяжелой работы, силушкой обладал - по словам очевидцев - не мерянной.
Соблюдая правила (а куда же без этого!) на время Шабата - от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу - Голема ребе ставил в чуланчик и выключал. Но однажды ребе Лёве замотался, забыл за это дело и пошел на службу в Староновую синагогу …началось первое восстание машин: Голем стал крушить мебель и бить окна, требовать выпивки, женщин, права на восьмичасовой рабочий день и оплату сверхурочных - пришлось в срочном порядке вызывать ребе Лёве, который успел выдернуть шнур и выдавить стекло, после чего Голем рассыпался  в прах - нечего нарушать правила Шабата: сидеть на чужом стуле, кушать не свой фаршмак и грязно ругаться на писающихся с испуга детей…

Если вы спросите, а что ж Гитлер синагоги не порушил? Нацисты в Праге музей исчезнувшего народа планировали сделать: предметы культа, домашнюю утварь и вещи ликвидируемых по всей Европе еврейских гетто  свозили в пражские синагоги и инвентаризировали. А потом…война закончилась, а большинство вещей, по известным нам всем грустным причинам, возвращать было уже некому…
Не осталось почти евреев в Праге и Чехии после Второй Мировой, а те, что остались, в Израиль съехали, в большинстве своем еще в сороковых, и за независимость бились там достаточно неплохо. Чехословакия, по ненавязчивому совету из СССР конечно, активно государство Израиль поддерживала на первых порах: и вооружение масштабно поставляла, и персонал летный и технический тренировался здесь, пока Суэцкий кризис в 55-ом не грянул, и Израиль  в разряд агрессоров быстренько перешел, со всеми вытекающими….

О чем это я? Ах да, пражский еврейский квартал…

Не осталось тут почти ничего, кроме этих самых синагог, пары недавно открытых еврейских кошерных ресторанов, множества легенд и туристов всех мастей…
Так что и вы приезжайте, посмОтрите.


Рецензии