Яркая зелень отавы

         Моя матушка, узнав, что я пишу стихи, полюбила читать, особенно всё, что «в столбик». Наверное, надеялась под "складными", то есть зарифмованными строчками когда-нибудь встретить и моё имя. И не однажды я видел, что она, в сторонку отложив журнал или книгу, вытирает слёзы. Как-то я спросил её:
- Да что же ты плачешь?
А в ответ – с мягким, душевным восторгом:
- Поэзия!..
   Какой же я был глупый: я совершенно не ожидал такого замечательного ответа от своей замечательной матери, великой труженицы: сначала – колхозницы, а затем – работницы-ударницы комбината. Я не ожидал от неё – большой разумницы во всём, что касалось прозы жизни – такого солнечного поэтичного ответа.
   Ответ был не только предельно краток, но и глубок, ёмок. Тем не менее, я спросил:
- А что такое, по-твоему, поэзия?
И она ответила – почти не задумываясь:
- Я не знаю, но стоит только услышать, и я узнаю её…
  Я обомлел… Допускаю, что эти слова она где-то прочла и запомнила. Хотя – чего не скажешь, когда к тебе приходит вдохновение. Она не писала стихов, но вдохновенно трудилась и на производстве, и дома – в саду. Она вдохновенно пела русские песни и читала стихи. И в её ответе, казалось бы, расплывчатом, туманном – была и ясность, и точность, и вдохновение. И, конечно, – мудрость сердца…

Опять сентябрь.
И тишь стоит с утра.
Прохладней зори и темнее.
И дряхлый холм
у рощицы-костра
бока озябнувшие греет.

На всём приметней
осени печать.
Отлётов шумное начало.
Ещё в груди
покамест не печаль,
а лишь предчувствие печали.

   Вот и я не знаю, что такое поэзия, но читаю – и узнаю Её:

Прозрачней листья,
невесомей
на клёнах около дорог.
Лучей  остывшую солому
сметал сентябрь
в последний стог. –

   Читаю – и повторяю вслед за моей,  давно  ушедшей в мир иной, родительницей: «Поэзия!». Это стихи Конорева Владимира Никитовича из его новой – итоговой – книги.

Роса. Росинка. Россия.
Пусть люди мне вольность простят,
что эти понятья простые
я выстроил в родственный ряд.
Быть может, нарушил немного
законы я речи родной.
Но утром я гляну с порога -
какая роса предо мной!
Сияет то алым, то синим,
то радужным светом блеснёт.
И кажется, в каждой росинке
по лучику солнца живёт…

   Да, для кого-то признаком поэзии сегодня являются поиски и освоение новых форм. Они говорят, мол: «ничего нового мы не придумаем, и единственное, что мы можем – это найти для старых истин новую форму… А странная самоцель писать стихи так, "чтобы было понятно… – это значит стремиться писать откровенно примитивно»… Сказано ясно и понятно. И, тем не менее, – они пускают нам дым в глаза. И куда же девается эта их ясность, когда они пытаются писать стихи? Ведь тогда зачастую они начинают вытворять, – а не творить. А то, что заумь нужна лишь её авторам, известно уже давным-давно…
   Конечно, надо искать, надо осваивать. Да – всё, что сегодня освоено, было когда-то найдено, было когда-то новым, непривычным. Но – быстро прижилось и разрослось. Почему? Давайте посмотрим в Природу: и яблони, и бабочки, и ромашки… уже существуют уйму лет, то есть – они доказали свою жизнеспособность. При этом – сколько вариаций! Но главное – они живые! Так и с классическими формами самовыражения в литературе: они – живые. Так что – рожайте, а не конструируйте. И – Бог вам в помощь. Но держите в голове: читателю надо знать, что у пишущего за душой, а не то, что он как бы соберёт из «кубиков». Такие стихи – ни о чём – умеет выдать и компьютер…
   А, может, эта «тайнопись» пытается расцвести сегодня махровым цветом из-за того, что её авторам сказать нечего? – Писательский зуд велик, а сказать людям нечего... И не они ли, когда их в этом  разоблачают, начинают кричать: мол, это сегодня их не понимают, зато, мол, поймут потомки? А что потомки? Что – у них сердца не будет, что ли? Что – они чувствовать будут селезёнкой? Что – они посчитают поэзией наскоро (или – не наскоро) свинченные-скрученные друг с другом слова?.. Но, как сказал Пауло Коэльо: «Вселенная обретает смысл в том случае, если нам есть с кем поделиться нашими чувствами». – Поделиться! Чувствами!!!

Однажды, помнится, мальчишкой
бежал я садом по тропе
и ногу сильно, даже слишком,
о корни разодрал себе.
Катался по траве я долго,
Не мог и шага я ступить.
И, ослеплённый жгучей болью,
Хотел я корень разрубить.
Заправил я штаны в рубаху,
Взглянул на тополь – снизу вверх –
И приготовился с размаху
Вонзить топор в кореньев твердь…
А тополь! Он стоял –  пресветлый!
струилось солнце по листве.
Казалось мне, он каждой веткой
тянулся к знойной синеве.
И был он чуден в том порыве,
живой зелёный богатырь.
И может быть, тогда впервые
познал я силу красоты.
Она жила со мною рядом,
а я не замечал, слепой.
И замер я, на тополь глядя,
и выронил из рук топор…
Вновь с тем же чувством, как ни странно,
столкнулся много лет спустя.
Порой ты очень больно ранишь
мне сердце чуткое, шутя.
Как больно мне тогда, родная,
Но час пройдёт, за ним – другой
И боль обиды тает, тает
перед твоею красотой.

   Вот какие стихи вырастают из прозы жизни! Такие сконструировать нельзя.  И, конечно, прав наш Вампилов, сказавший, что «писать надо о том, что не даёт спать по ночам»? 
 А Владимиру Конореву долго не давала спать война. В родной деревушке Красавка он, мальчонкой, пережил  страшные годы оккупации. Отсюда родом многие его стихи о тяжком труде, о милой матери:

Старушка уже.
Нелёгкая доля
Мозолей жесть
Вковала в ладони…
Не в силах представить
Я спящей её.

О хлебе:

Мой первый хлеб,
ты пах бедою,
бедой военных
грозных лет.
Тяжёлый, чёрствый,
с лебедою, -
мой первый хлеб,
мой горький хлеб.
Я не надеялся
на случай
ни в малом самом,
ни в большом,
и с детских лет
свой хлеб насущный
я добывал
своим хребтом.

   И так же, как хлебом, так и словами, поэт не бросается. Прочтём стихотворение «Танк». Кто-то из мальчишек бросил в бронированную махину снежком

И танк 
прямиком на нас
пополз по изрытой поляне.
Шёл пятый
тогда мне год,
смекнул об опасности поздно,
когда, набирая ход,
громадина вздыбилась грозно.
А танк
надвигался, рос,
гремя и рыча зловеще.
А я словно к насту примёрз,
я - маленький человечек.
Лицо закрывая руками,
зашёлся в истошном я:
- Ма-ма-а!..      
Сегодня давно мне
за тридцать,
но часто и ныне мне снится:
барахтаясь в рыхлом снегу,
от танка бегу я, мальчишка,
никак убежать не могу.

   Эти стихи напомнили мне рассказ моего отца. Он, девятилетний мальчишка, погрозил кулаком «фрицу» и тот на лошади погнался за ним по деревне. Смертельно уставший Коля Асмолов заскочил к тётке Акулине (я хорошо её помню – худенькую, маленькую) и спрятался под печкой. Оккупант налетел на хозяйку хатёнки, что-то прогавкал, ударил её и, сунув ствол винтовки под печку, сделал несколько выстрелов…
   Да, тогда ребята быстро взрослели. Им  ненакого было надеяться. Наоборот – надеялись на них. Ведь отцы и старшие братья полегли на полях сражений. А кто и вернулся: тот – без руки, тот – без ноги.

… быстро простились мы с детством:
Годов так примерно с восьми
мы трудное брали наследство
на хрупкие плечи свои.

  Так что играться словами Владимиру Конореву и совестно, и некогда.

…Страна, одолела врага и теперь одолевала невзгоды и разруху.

Средь родных холмов, полей
я – работник, не прохожий.

Но молодость берёт своё. И вот уже поэту спать не позволяет любовь:

Персональный соловей
трелью душу мне тревожит.

И, влюблённый в бездну звёзд,
и в мою Россию
я хожу за десять вёрст –
встретить взгляд твой синий.

   Уже в этих – ранних стихах мы видим, что судьба их автора, и судьба страны –
 неразрывны. Он слушает соловьёв, он подпевает им, он видит, как «подпирают тополя/ Созвездия плечами». Но теперь уже «И ритм работы ежедневной/ Звучит мелодией в ушах». И уезжает он из родных мест не на гульбище, а на работу. Уезжает, потому что так надо Родине. Уезжает,  зная, что обязательно вернётся. Вернётся, потому что на родине всё «мило, всё родное – небо, нивы, ивняки». И даже «задиристый, колючий» говорок старух вослед. А ещё потому, что там без любимой «И горы – не горы,/ А громадная груда камней». Но и Саянам, куда прибыл поэт, поэт отдал свою песенную дань:

Закон – тайга,
Медведь – хозяин.
О, как долга
Зима в Саянах

   Да, и в родном краю, в родной Красавке, и здесь – он не созерцатель, а участник событий:

Живём в горах мы, будто боги.
Дорогу бьём на Абакан.

Из разных мест страны великой -
с Урала, Волги, из Карпат -
на стройку века в сопках диких
свела судьба лихих ребят

   И в другом стихотворении – об этих ребятах:

Они ж и впрямь, как черти бодрые,
за жизнь беспечную не ратуют.
И их фасонистые бороды
трясутся в ритме перфораторов...

  Здесь – поэзия труда. Большая страна делает большие дела!.. «Не ищу, где легко». Такое сегодня от поэтов не услышишь: другое время. Страна стала и меньше, и слабей. А это не могло не повлиять на души и, естественно, на поэзию русских поэтов. Всё реже в их песнях безоглядная удаль и добрая радость, всё меньше в их стихах «светлой печали». Всё чаще – тоска. Тоска от беспросветности, безнадежности, неверии… Ведь по всему видать, что государство не делает ставку на национальную культуру. «Культура находится под экономическим запретом». И только ли под экономическим? Ведь во всём хорошо просматривается борьба за власть. Борьба за власть не в отдельно взятой стране, – а в мире.

Да, свершилась
ужасная подлость –
нас столкнули
в бездонную пропасть.

   Но, лирику и романтику, Владимиру Конореву, несмотря ни на что

надежду даёт:
что падение –
тоже полёт.

      А когда поэт надеется – он даёт надежду и окружающим. Да и в самом деле: откуда что возьмётся, если мы забудем об этом думать и мечтать? Даже весна приходит с опозданием, а то и вовсе не наступает (во всяком случае – в душе), если её не ждёшь и не мечтаешь о её приходе.

Снега осели у обочин,
всё дольше день.
Голубизна..
И тополь,
словно клювом, почкой
стучит в проталинку окна.

И посветлели снова лица.
Знать, не вернётся больше стынь:
- И шубу – скинь!    
И  шапку – скинь!  –
поёт весь день в саду синица...

   Поэзия!  Я узнаю Её и в этих строчках:

И я, шагая переулком,
Вдруг над собой почуял власть
Той светлой капли на сосульке,
Что не решается упасть.

   И – в этих:

Такая тишь -
листок не дрогнет.
И даль прозрачна
и светла,
как перед дальнею
дорогой
природа
робко замерла.

И зелень яркая
отавы
в моей душе
наводит грусть,
как будто я
кого оставил
и никогда уж
не вернусь

   …Чувствуя неодолимое желание и далее цитировать, и понимая, что тогда моя малопрофессиональная статья по объёму может сравняться с самим сборником, я закругляюсь. Закругляюсь, не успев сказать о поэмах, лишь намекнув о любовной лирике, ни слова не проронив о прозе поэта. Но любой читатель легко может открыть вдохновенный мир Конорева: стоит только открыть книгу. Конечно, вдохновение – это ещё не гарантия того, что в этом мире появится добрая светлая жизнь. Но на поэтической планете  Владимира Конорева она уже существует. И как раз – такая. И не думаю, что ей грозит какое-то светопреставление.


Рецензии
Спасибо за доброе обозрение...

Осознаю своих стихов несовершенство,
Читать других шедевры для меня блаженство...
Лишь иногда сказать осмелюсь невзначай,
Прошу, хоть пару строк моих ты прочитай...

Людмила Симиренко   23.01.2014 19:13     Заявить о нарушении
Как видите - прочёл... Просто я предпочитаю читать книги, журналы... А здесь, хотя у меня много в "избранных", я всё-таки наскоком,бегло. Около компьютера плохо думается и почти не мечтается.
Спасибо вам и всего хорошего!

Юрий Асмолов   24.01.2014 09:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.