Золотое сердце, золотые руки, Золотой век!

 Золотое сердце, золотые руки, Золотой век!

Почему целое столетие - 19 век назван золотым? Что происходило такого значительного в этот период?

Наша задача знать историю России.

В результате совместной работы многих людей была создана целостная картина развития России 19 века.

Россия 19 века. Российская империя была третьим по площади из когда-либо образованных государств (после Монгольской и Британской империй- простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Глава империи — император всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года. Императоры династии Романовых сменяются на престоле один за другим.

Это относительно спокойный для России период, но все-таки …

1812 год. Полчища наполеоновской армии, покоривших всю Европу,
вторгаются на территорию России. Наполеону хочется мирового господства.

Знаменитое Бородинское сражение, описанное М.Лермонтовым, показало силу и мощь народного сопротивления Лермонтов напишет:

Вам не видать таких сражений!
 Носились знамена как тени,
 В дыму огонь блестел.
 Звучал булат, картечь визжала,
 И ядрам пролетать мешала
 Гора кровавых тел
 Изведал враг в тот день немало,
 Что значит русский бой удалый,
 Наш рукопашный бой.

Наполеон стоит на Поклонной горе и ждет ключей от Москвы: но Пушкин пишет:

Напрасно ждал Наполеон Москвы коленопреклоненной
 Нет, не пошла Москва моя
 К нему с поклонной головою,
 Не праздник, не священный дар,
 Она готовила пожар нетерпеливому герою!

Весь народ встал на защиту Родины, недаром Наполеон сказал: “Русские воюют против всяких правил!”.

Толстой в своем романе “Война и мир” поет гимн простому народу-победителю: “Дубина народной войны поднялась со всею своею могущественной силой и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Европа вздохнула с облегчением.

1825 год. 25 декабря на Сенатской площади Петербурга восстание дворян - этих людей, выкованных из чистой стали, по замечанию Герцена. Они выступают против монархического правления, против крепостного права.

Восстание разгромлено, зачинщики повешены,
а более 100 декабристов сосланы в Сибирь.

Удивительное дело: жены декабристов отправляются за мужьями в Сибирь.
Екатерина Муравьева привозит туда страстные строки Пушкина:

Во глубине сибирских руд
 Храните гордое терпенье,
 Не пропадет ваш скорбный труд
 И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
 Надежда в мрачном подземелье
 Разбудит бодрость и веселье,
 Придет желанная пора.

Любовь и дружество до вас
 Дойдут сквозь мрачные затворы,
 Как в ваши каторжные норы
 Доходит мой свободный глас.
 Оковы тяжкие падут,
 Темницы рухнут, и свобода
 Вас примет радостно у входа,
 И братья меч вам отдадут!

Крымская кампания 1855 г., когда Россия вынуждена была противостоять нескольким государствам, показала полную несостоятельность власти самодержавия,

Россия терпела поражение. Особенно трагичными были бои по обороне Севастополя.

Участник этих боев Лев Толстой пишет в “Севастопольских рассказах” о героизме простого русского солдата.

Россия 19 века – это аграрная страна. Главным вопросом русской истории середины века было крепостное право.

Оно не только тормозило экономическое развитие России, но и унижало ее народ.

Отмена крепостного права мало что изменила в жизни ее народа.

Некрасов выступил в защиту народа: “Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая страдания народа, и что поэзия забыть ее должна, не верьте, юноши, юноши не стареет она!”

В русской литературе впервые появились строки, показывающие красоту этого угнетенного народа, особенно самой бесправной ее части – женщины. Некрасов, сравнивает крестьянку с царицей, и это было неслыханно. Он пишет:

Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц,
 С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц!
 Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:
 - Пройдет, словно солнцем осветит, посмотрит, рублем подарит!

Идут они той же дорогой, какою народ наш идет,
 Но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет,
 Цветет красавица миру на диво, румяна, стройна, высока,
 Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка.
 И холод, и голод выносит, всегда терпелива, ровна,
 Я видывал, как она косит, что взмах, то готова копна!

В игре ее конный не словит, в беде не сробеет, спасет,
 Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет.

В защиту крепостных выступит И. Тургенев, о разрушающем влиянии крепостного права расскажет А.Гончаров в своем романе “Обломов”.

Во второй половине 19 века начинается рост промышленности, начинается разрушение общинного уклада. Появляется такой слой населения как купечество. Мы с ужасом узнаем из пьес А.Островского о диких нравах той поры, о судьбе Катерины в пьесе “Гроза”, которая мечтала летать, но погибла.
 Отчего люди не летают так, как птицы… Мне кажется, что я птица.

Философы так определили это время: бог умер. Огромные открытия в области науки вдруг убедили человека в том, что он может все, он подобен богу, поэтому может устраивать свой мир, как он его понимает.

Эту мысль высветил в своем романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский.

Раскольников решил, что он имеет право вершить судьбы людей, мы знаем, что его теория терпит крах, но она живуча и до сих пор, под ее знаменами люди оправдывают господство одних над другими.

Достоевский скажет, что для мира важен каждый человек, и слезинка одного ребенка стоит всех благ мир.

Но, несмотря на все противоречия, несправедливости мира русская литература верит в силу народа и его будущее.

Эх, тройка, птица-тройка! Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать себе версты, пока не зарябит тебе в очи. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Громом гремит под тобою дорога, летят мосты и остается позади все, что ни есть на земли, и, косясь и постораниваясь, дают ей дорогу другие народы и государства…

Русская литература 19 века – это самая мощная литературная школа в Европе. Основателем ее по праву считается наше все - А. Пушкин. Он основатель и нашего современного литературного языка. Каждый из нас помнит его строки: “Я вас любил”…

 Расцвет музыкальной культуры в 19 веке был подготовлен всем ходом развития её в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства.

В начале 19 века в русской музыке появились романтические тенденции, отсюда интерес к народно-эпическим сюжетам, сказочной фантастике. Но один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце 18 и в первой половине 19 века - романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную (строфическую) форму. Исполнялись эти “песенные романсы” под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары. В романсе, как и в народной песне, отразились думы, настроения и переживания простых людей.

Важную роль в развитии русского романса первой половины 19 века сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов.

 Александр Александрович Алябьев (1787-1851) “Соловей”- одна из любимых и наиболее распространённых песен Алябьева. Всё в ней скромно и просто.

 Александр Егорович Варламов (1801-1848). Песни Варламова, искренние и простые, правдиво отражали те настроения, которые переживали русские люди в 30-е годы 20 столетия: неудовлетворённость действительностью, надежды на лучшее будущее и стремление к борьбе. Таковы песенные романсы “Река шумит” и “Белеет парус одинокий”. Романс “Белеет парус одинокий” написан на стихи Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро- испанского танца.

 Александр Львович Гурилёв (1803-1858).

Все произведения Гурилёва отличаются задушевностью, искренностью, теплотой. Многие романсы и песни основаны на танцевальных ритмах - мазурки, польки, вальса. Песня “Колокольчик” стала народной. Она поэтична, согрета искренним чувством.

Творчество Алябьева, Варламова и Гурилёва - ценный вклад в сокровищницу русской музыки. Лучшие их песни и романсы входят в концертный репертуар певцов и хоров, они с любовью поются в народе и в наше время.

Принципиально новый этап развития русской музыки в 19 веке связан с творчеством М.И.Глинки – основоположника национальной музыкальной классики. Он поставил русскую музыкальную школу в один ряд с ведущими музыкальными школами Европы и определил дальнейшую направленность русской культуры; к классическим образцам принадлежат его оперы (“Жизнь за царя”, 1836 г.; “Руслан и Людмила”, 1842 г.), симфонические (“Камаринская”, “испанские увертюры” - “Арагонская хота” и “Ночь в Мадриде”), камерно-инструментальные и вокальные (выделяются романсы на стихи А.С.Пушкина) произведения.

Вторая половина 19 века - время могучего расцвета русской музыки как и всего русского искусства.

Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества. Оно ставило своей целью “сделать хорошую музыку доступной большим массам публики”. В концертах, которые устраивало Русское музыкальное общество, получили возможность выступать русские артисты.

В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Рубинштейн. А в 1866году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона Григорьевича - Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист и хороший педагог.

Учебным заведением массово- просветительского характера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Балакирева. Таким образом , в 60-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идёт о “Новой русской школе”, или, как назвал её однажды в своей статье Стасов, “Могучей кучке”. (На экране появляются портреты композиторов “Могучей кучки”).

В “Могучую кучку”, кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.

Композиторы “Могучей кучки” называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикраси понятное массовому слушателю.

 По общей демократической устремлённости к “кучкистам” близок П.И.Чайковский, не разделявший, однако, некоторые из их взглядов. Он чаще обращался к современной ему городской песне, к характерным интонациям бытового романса. Чайковский писал во всех жанрах, и в каждом из них сказал своё новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера. Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает симфоническая музыка.

В1893 году в Англии, в университетском городе Кембридже, состоялось важное событие - присвоение звания Доктора Музыки великому композитору Петру Ильичу Чайковскому, человеку, чьё имя гордо носит наш родной город Чайковский. Вместе с другими известными миру музыкантами из Италии, Норвегии, Франции и Германии наш Пётр Ильич был удостоен этого почётного звания. Он был признан Европой и часто бывал за рубежом. В Кембридже выдающийся историк и профессор права Фредерик Мейтланд пригласил Чайковского погостить в его семье. Жена Флоренс вместе со своей сестрой Аделиной играли на пианино в течение двух дней для композитора.

 19 век - великий период, великие открытия, великие люди. Мы надеемся, что вы достойные преемники. И будите творить, создавать, прославляя нашу Родину- Россию.


Рецензии