Поэма для героя

                Посвящается Д.Г.



                Тот и видел, как стройная маска
                На обратном "Пути из Дамаска"
                Возвратилась домой не одна.

                Анна Ахматова, Поэма без героя


[Примечание: Поэма состоит из 12 частей, каждая из которых есть подражание кому-либо из литературной студии Галины Гампер.]



I

[Алексей Кияница]

Когда ты вернёшься,
Я не брошусь тебе на шею,
Не буду кричать, целовать, говорить, как я долго тебя ждала.
Я буду только до бесконечности пристально
Вглядываться в твои глаза,
Наклоняя голову то в одну, то в другую сторону —
Чтобы не упасть с качающейся земли.


II

[Антон Погребняк]

Ты по жизни моей — красной линией.
Без тебя становлюсь всё бессильнее.
Тот февраль, тот концерт, Римский-Корсаков,
Восьмимартовье зеленогорское.

На Владимирской, Академической
Мы касались друг друга космически,
Приземлялись с Луны космонавтово,
Целовались и падали в Автово.

Мне не нужно иного супружества,
Мне достаточно Площади Мужества.
Я старей своего поколения,
Я ровесница Площади Ленина.

Разрастаются геометрически —
Мне уже не под силу их вычислить —
Расстояния для расставания.
Площадь в Сирии — Площадь Восстания.



III

[Елена Качаровская]

Взял за руку меня, будто — взял.
Стал роднее родных, будто — снился.
А огромный холодный вокзал
Залпом в памяти весь поместился.

Возвращайся, довольно геройств,
Возвращайся для частного счастья,
Будь неласков, не нежен, непрост,
Желчен — только живым возвращайся.

Пусть — почудилось: смерти оскал,
Смесь песка и дамасского дыма.
Есть глаза и огромный вокзал.
Остальное всё — лишь пантомима.



IV

[Вера Чигарина]

Всё к чёрту — и в кого-нибудь влюбиться!
Но каждый строит сам свою страну,
Не ведают нахмуренные лица,
Где тот, к кому всё время мыслью льну.

И ты не знаешь, мой вчерашний рыцарь,
Спешишь занять свободную меня
И в сердце мне, как в волосы, зарыться,
Во всех грехах и грёзах обвиня.

Но зря читаешь «Как влюбить любого»,
Напрасно пост блюдёшь и молишь Бога,
Зря ворожишь и просишь у судьбы —

Коту под хвост секретная наука.
Но если ты сказал бы мне на ухо,
Что с ним теперь, — клянусь, влюбилась бы.



V

[Николай Неронов]

Мне так понравились объятья —
Несуществующие — рук.
Вдоль брюк твоих струилось платье, —
Что из того, что это трюк?

Всё так привычно и несложно:
Закрыв глаза, ложусь в кровать.
Мне так понравилось, что можно
Тебя в себе нарисовать!


VI

[Олег Ильин]

      Д

Дремлю, давлюсь дешёвыми духами,
Дрожит для дур дублёная дерюга...
Давай дышать да думать дураками —
До дыр дурна дорога друг до друга.

Демагогически дубася демократа,
Дебильно доживём до диалога,
До дидыханья, дилобзанья, до дилада —
Длинна до дрожи дилюбви дорога.


VII

[Алексей Королёв]

Вот плиты, смородина, сад и ветла,
И вот моя медная кружка.
Увы! Отчего ты опять не пришла,
О, где ты, царевна-лягушка?

А мне не сказали, как вызвать тебя, —
Как только зовут тебя разве.
Не бойся, не буду, слова торопя,
Просить о любви и богатстве.

Просить, чтобы позже, чем многим другим
Быть стиснутой водами Стикса.
Ты знаешь, кого я люблю, и живым
Ему прикажи воротиться.

Не обогащай нас и терем не строй,
Мы счастливы зёрнышком риса.
Я буду навеки твоею сестрой,
Царевна моя, Василиса.


VIII

[Ирина Яркова]

Безвременья — вагон, тепла — в обрез.
Балтийский бриз знобит, колеблет стебли.
Случилась осень. Первый месяц без
Твоих неробких рук и метких реплик.

Я жду известий с четырёх сторон,
Глотаю вместе с книгой фунты лиха.
А месяц, словно старый серый слон,
Прошелестел напрасно, умер тихо.


IX

[Наталья Нарсия]

Наш май, близнец в цветах,
Весь в ландышах, в еловых
Проростках терпко-кислых...
И если ты сейчас
В удушливом чаду дамасской — нет, не розы, — ночи,
Увы, не сладостной и нешехерезадьей,
Вдруг вспомнишь, как
Наш майский лес встречал,
Да что там — Мшинка, Мшинская встречала
Своих птенцов шкодливых, вся звеня,
Как ты меня
За ландышами вглубь тянул,
Что молодую кобылицу,
И я не шла — плыла, готовая разбиться.
И если вспомнишь,
Нет, не то,
Что я люблю,
А только травы те,
И землю ту,
И тлю, —
Я то каким-то дальним чувством уловлю.
Чтоб жить и биться.


X

[Виталий Нестеренко]

Не войти в эту воду дважды.
Можно, видимо, лишь вдвоём.
Но тебя не видать пока что,
И вода уже та — быльём

Да гнильём поросла-покрылась —
Не входили в неё давно.
Разогнали бы мы ту гнилость,
Опустились, сцепясь, на дно.

День за днём там — житьё визирье,
Там смываются гарь и тлен
И стирается серость сирий.
Но зачем ты не здесь, зачем?


XI

[Лариса Шушунова]

Они сошлись — волна и камень,
Друг другу — сильные — под стать.
Союз их был горяч и пламен,
Хоть оба не могли пылать.

Им лишь схожденья было мало —
Друг другом сделались на треть.
Она его отшлифовала,
Он научил её терпеть.

Дивились хищные сирены,
Умолкнув вдруг и не смеясь,
Какая музыка из пены
Меж их телами родилась!

Но всё разладилось, распалось,
Как будто и не снилось им.
И только музыка осталась
Под небом ладожским седым.


XII

«...встань и иди в город,
и сказано будет тебе,
что тебе надобно делать».

Деяния святых апостолов


[Егор Фетисов]

Ты страшно устал от обстрелов и лязга,
От зла и отсутствия богоявлений.
Пусть путь до Дамаска и путь из Дамаска
С тобой не свершит никаких превращений.

Мой Савл, кто сказал тебе встать и в тот город
Идти бездорожьем, безлюдьем, ненастьем?
Пусть мир тому станет противен и горек,
Да кто бы он ни был — пусть будет несчастен.

Бросай маскхалат, СВД, парабеллум,
Пусть даже злодеи останутся живы.
К весне прилетай ко мне лебедем белым:
Готова рубашка из листьев крапивы.



XIII

ЭПИЛОГ

Я сказала: люблю. Каждый стал сам не свой,
Был мурашками радости горд.
Не сердись, я не знаю, с которой волной
Мой привет приплывёт в дальний порт.

Я спросила: где ты? Словно шумный салют,
Раздавалось: "Я здесь, возле ног".
Не сердись, я не знаю, который верблюд
Мой вопрос довезёт на восток.

Я кричала на запад, шептала на юг,
В гонг звонила, взводила курок.
Все мои козероги столпились вокруг.
Где ты, без вести мой Козерог?

Где ты — в трюме, в палатке, в теплушке, в арбе?
Кто целует твой шрам ножевой?
Не сердись. Мне в ответ на вопрос о тебе
Так мечтается слышать: живой.


25 сентября — 2 октября 2013


Рецензии
понравилось.
не знаю близко творчество никого, кроме, пожалуй, Елены Качаровской.
получились довольно разные части, а та, что подражание Е.К., пожалуй, похоже.
когда мы глазами пробегаем текст, почти, наверное, у всех внутри звучит голос, который этот текст произносит. так, по крайней мере, у меня.
и голоса звучали разные. не знаю уж, следствие ли это самовнушения, после того, как я прочёл вступление, или же это действительно мастерство автора.
но вопрос остался, а не является ли это, как часто случается с подобными произведениями, опирающимися на то или иное литературное сообщество, не является ли это произведение продуктом исключительно для внутреннего потребления внутри этого же сообщества.
мне кажется, я не могу оценить этот аспект совершено объективно, потому что всё же причастен был, и некоторые имена для меня не абстрактные образы, имеют свою плоть и кровь.
сама идея мне показалась масштабной. это не запросто просто такое написать.
но, опять же, маленькое сомнение маячит: а для чего автор берётся за такое, на такое решается? есть ли здесь служение искусству или всё же сообществу? мне бы при таком конкретном назывании имён, наверное, не удалось бы остаться беспристрастным, с опасностью впасть в лесть и комплименты, поэтому я бы перестраховался и убрал все посвящения, которые, в прочем, я и так никогда не ставлю сам именно поэтому.
и последнее. вот ведь нельзя оценивать каждую часть саму по себе, с точки зрения техники или идеи, ведь это подражание. заставляет ли "подражание" быть более требовательным к себе или, наоборот, позволяет быть более небрежным, скажем, со смыслом, стремясь воссоздать манеру другого.
но, повторюсь, меня прежде всего поразила смелость автора, и стало тепло от того, что есть такое братство людей, причастных слову.

Ярослав Юмжаков   17.01.2014 01:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Ярослав, за столь внимательный комментарий. Да, братство и в правду очень вдохновляет. Но "поэма" всё-таки обращена к одному только человеку.
Очень рада, что Вы как сторонний наблюдатель заметили разность стиля в каждом подражании. Подражая, старалась не быть небрежной и писать не ради общества, к которому имею честь причислять себя, а ради стихов и ради признания в любви к лир.герою как бы "на разных языках", разными стилями.
Почему нельзя убрать посвящения - строчки стихов порой повторяют оригинал и меня могут обвинить ненароком в плагиате.
Ещё раз - большое спасибо и низкий поклон Вам, а также всем гамперовцам.

Калерия Соколова   28.01.2014 23:18   Заявить о нарушении