Село Горелово Мологского уезда

ГОРЕЛОВО МОЛОГСКОГО УЕЗДА
Село Горелово Брейтовского района, пожалуй, одно из самых древних в Мологском крае. Сегодня оно расположено на берегу Рыбинского моря. А когда-то Горелово было центром большой волости, имело храм, на строительство которого жертвовал личные средства император Николай II, а в освящении храма принимал участие архиепископ Тихон – будущий Патриарх Московский и всея Руси.

НЕИЗВЕСТНО КОГДА ПОЯВИЛОСЬ
Село Горелово всегда имело очень выгодное географическое положение. Еще до создания Рыбинского водохранилища оно имело хороший выход на судоходную реку Мологу которая впадала в Волгу, а это была связь с уездной Мологой, торговым Рыбинском и областным Ярославлем. Удобно добираться до Горелово и по суше, через село пролегает старый Санкт-Петербургский тракт.

Превосходные в гореловской округе были и леса, в которой всегда водилось много не только ягод и грибов, но и дичи, а в реках Мологе и Чеснаве было множество рыбы. Люди, издавна заселяли и быстро осваивали подобные выгодные и удобные территории, и потому можно предположить, что село Горелово древнее.
Дат и обстоятельств возникновения поселения Горелово неизвестно, история не донесла до наших дней этих очень важных и, по всей видимости, интересных событий. Однако есть предание, что в соседней от Горелова деревне Николо-Погост был храм в честь святителя Николая Чудотворца, откуда собственно и пошло его название Николо – значит, был храм Николы, погост – было кладбище вокруг него. Этот храм был разрушен и сожжен монголо-татарами в ходе Ситской битвы в 1238 году. Река Сить, где проходило то кровопролитное сражение, протекает в 12 верстах от этих мест, и потому, варвары, одержав победу над русским войском, ходили по окрестностям и разоряли попадающиеся селения с целью наживы. Добрались они и до Николо-Погоста, что за рекой Чеснавой, ограбили его и сожгли. И вот здесь возникает две логичных версии: либо было сожжено и соседнее поселение, которое стало именоваться Гореловым, то есть горелое, либо сюда переселились погорельцы из Николо-Погоста. Впрочем, из-за отсутствия преданий и каких-либо летописных источников правды в сем вопросе мы никогда не узнаем. 

Когда храм в Николо-Погосте сожгли, на его месте была построена часовня, вероятно жители планировали построить церковь заново. До начала 20 века одна обветшавшая часовня сменяла другую, но храм так построен и не был; лишь в начале 1900-ых годов в Горелово возвели большой храм, но об этом позже.

ГОРЕЛОВСКАЯ ВОЛОСТЬ
Подробных сведений о жизни Горелова до начала 19 столетия нет. Известно лишь что село находилось на тракте ведущем от Москвы и Углича до Санкт-Петербурга. Поэтому через село часто шли купцы с товарами, ехали в свои имения графы с князьями, коих на Мологской земле было немало, вереницей тянулись крестьяне кто на заработки, кто к родне, кто по святым местам.
 
Крестьяне Горелова и окрестных деревень, в том числе заново населенного Николо-Погоста занимались привычном для своего рода делом – сельским хозяйством, оное в Мологском краю было развито неплохо. Горелово было одним из тех сел, что тоннами косило сено, растило зерно и овощи, вырабатывало тысячи пудов молока и молочных продуктов.

В 1777 году по указу Екатерины II Мологе – административному центру округи был присвоен статус города, а образованный – Мологский уезд был разделен на 25 волостей. Так в конце 18 века деревня Горелово стала центром Гореловской волости Мологского уезда, в состав которой вошло порядка 70 окрестных деревень – Бор-Дорки, Медухово, Остряковка, Горильдово, Гридино, Николо-Погост и другие. Горелово и окрестные деревни не были в чьей-то собственности, а находились в прямом управлении государства. Лишь в начале 19 века эти земли выкупил имеющий в Мологском крае множество имений граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, а после его смерти в 1817 году Гореловская округа принадлежала его потомкам. 

ЗЕМСКОЕ НАЧАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
Мологский уезд был одним первых в Ярославской губернии по уровню развития образования. В годы перед революцией здесь было 154 земских начальных народных училищ, более 30 церковно-приходских школ, 20 бесплатных библиотек-читален, в городе Мологе были женская и мужская гимназии, учительская семинария, ремесленное училище, 4 высших начальных училища, 7 двухклассных училищ Министерства народного просвещения. В 1916 году учащихся на территории уезда было почти 18 тысяч. Такое положение дел было результатом активной заботы земства о развитии образования. Особое внимание мологское земство уделяло учительскому персоналу и, в первую очередь, его материальному обеспечению. Хорошо осознавая, что от учителя зависит весь учебный процесс и добротность знаний детей, земство из года в год расширяло контингент «учащих» - то есть педагогов.

В 1888 году было открыто земское начальное народное училище с трёхлетним сроком обучения в деревне Горелово. В этом училище преподавание осуществлялось тремя педагогами.

В феврале 1903 года в Горелове была открыта народная библиотека-читальня, что свидетельствовало о довольно высоком уровне грамотности населения.

НИКОЛЬСКОЕ-ГОРЕЛОВО
Жители Горелова и окрестных деревень давно желали построить у себя для богомолья храм. Своего места для молений со времен сожжения церкви в Николо-Погосте местные жители так построить и не смогли и потому Горелово и соседние деревни были приписаны частью к приходу села Ивановское-Жущиково, а частью к Леонтьевскому. Негоже было волостному центру не иметь своего храма осуществлявшего не только духовно-нравственную, но и культурную роль; да и ходить гореловцам за 7 и за 12 километров на богослужения было далеко, а особенно в весенние и осенние распутицы, и дни разлива рек проблематично. Потому было принято решение – строить в Горелове храм.

Изначальная, так сказать официальная инициатива исходила от священника церкви села Ивановское-Жущиково протоиерея Петра Горицкого, который начал совершать молебны и панихиды в Горелове вне храма – прямо на улице. Потом мыслями о необходимости строительства небольшой деревянной церкви между Горелово и Николо-Погостом он поделился с местным благочинным – священником села Леонтьевского отцом Александром Грандвильяжским, который идею не только одобрил, но и поддержал – предложил для нового прихода часть своих приходских деревень.

18-го марта 1903 года, несмотря на весеннюю распутицу, отец Петр поехал в Ярославль с прошением о строительстве храма в Горелово к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану. Весенняя оттепель была столь значительна, что до железнодорожной станции Харино 36 верст, пришлось буквально плыть, постоянно зачерпывая полные сани воды.
Владыка принял отца Петра, выслушал, и на докладной наложил резолюцию: «Все предложения отца Петра Горицкого о построении храма в отдаленных деревнях благословляются и разрешаются».

Вернувшись домой отец Петр переговорил с управляющим имениями графа Александра Александровича Мусина-Пушкина Василием Лебедевым, и просил выделить землю и лес для строительства. Узнав о стройке, граф идею поддержал, и выделил 8 десятин земли близ Горелово, но вместо деревянного храма предложил строить каменный из кирпича производимого на графском заводе, причем стоимость кирпича была предложена ниже себестоимости по 10 рублей вместо 15-17 рублей за 1000 штук, а уплата была рассрочена на неопределенный срок.

3 июня 1903 года Архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанафан утвердил попечительство и строительную комиссию под председательством отца Петра Горицкого. Почетными членами строительства стали: ярославский губернатор Алексей Петрович Рогович; его мать Александра Алексеевна Рогович; граф Александр Александрович Мусин-Пушкин; его жена, графиня Елизавета Павловна Мусин-Пушкина; земский начальник Геннадий Сергеевич Соковнин; управляющий имениями графа Мусина-Пушкина Василий Лебедев. И пять человек местных жителей.

28 сентября 1903 года в 250 метрах от Горелова было освящено место для храма и устроена временная часовня. Это место народ сразу прозвал «Саровкой», поскольку в тогда шло приготовление к прославлению преподобного Серафима Саровского – особо почитаемого в России святого.

Строили храм 8 лет по планам ярославского инженера, а позднее губернского архитектора Григория Саренко.

Летом 1911 года храм был полностью построен. 28 и 29 августа состоялось торжественное освящение, которое возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, через несколько лет ставший Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Владыке сослужили 10 священников из разных храмов Мологского края и из Югского Дорофеевского монастыря.

Главный престол храма был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Отчего в соседних деревнях село стали частенько называть Никольское-Горелово или просто Никольское.   
Храм получился величественный, весьма изящной архитектуры. Выполненный в древнерусском стиле он поражал своим благолепием как внешним, так и внутренним. Иконостас и иконы были выполнены товариществом мастерской иконописных и живописных работ «Лучший исход».

Церковные печи были облицованы Владимирскими изразцами. Утварь и облачения сделаны на заказ в петроградском магазине И.Живержеева. Об этом позаботился товарищ обер-прокурора Священного Синода, сенатор, гофмейстер высочайшего Двора, бывший ярославский губернатор Алексей Рогович.

Все изготовлялось на пожертвования от Марии Лопатиной и местного землевладельца Ивана Введенского; внес посильный вклад в убранство храма архиепископа Ставропольский и Екатеринодарский Агафадор.

Украшение ризницы составили богатое полное священническое и диаконское облачения малинового бархата с дорогими оплечьями, шитыми золотом и серебром, исполненное в Московском Алексеевском женском монастыре. Полное шелковое облачение – дар великой княгини Елизаветы Федоровны; прекрасное напрестольное Евангелие; золотое паникадило, стоимостью свыше 400 рублей, пожертвованное местным прихожанином; комплект книг богослужебных, присланных бесплатно из московской Синодальной типографии.

Колокола общим весом в 123 пуда был отлиты в городе Валдае Новгородской губернии и были установлены на колокольне 25 августа 1911 года.

Позаботились прихожане и о церковной земле. Кроме 8 десятин выделенных графом Мусиным-Пушкиным у Крестьянского Поземельного Банка было куплено еще 25 десятин за 715 рублей.  Таким образом, храм был окружен со всех сторон собственной землей.

Строительство храма обошлось в значительную сумму и с учетом задолженностей составило 42872 рубля 90 копеек. Правда были тут свои надежные покровители и доброжелатели.

Среди них особенно много сделал Ярославский губернатор, а позднее товарищ обер-прокурора Священного синода Алексей Рогович который довел до сведения императора Николая II о строительстве Гореловского храма, после чего царь трижды жертвовал из личных средств по 1500 рублей.

В приход церкви вошло 8 окрестных деревень, в которых проживало полторы тысячи человек. Настоятелем храма был назначен протоиерей Петр Горицкий – организовавший сие строительство.

Вскоре у гореловцев появилось желание – построить вокруг храма каменную ограду, а на звоннице установить более благозвучный набор колоколов, такой чтоб главный колокол весил 120 пудов. Таким грандиозным желаниям способствовало то, что в намечаемой перспективе Горелово должно было стать крупным и богатым селом, поскольку здесь планировалось проложить железную дорогу связующую Петербург с Самарой, и уже началось строительство этой дороги, и уже крестьяне начали собирать деньги на колокола с оградой, как им помешала революция.

ХРАМ СНЕСЛИ, МОЛОГУ ЗАТОПИЛИ
В 1929 году Горелово стало центром Гореловского сельского совета Мологского, а с 1929 года Брейтовского района. 

18 октября 1931 года Ярославский Облисполком принял решение о закрытии храма святителя Николая. Вскоре из него в неизвестном направлении вывезли все ценное имущество – утварь, иконы, ризы, и разместили в нем зерносклад; в 1962 году по решению правления колхоза «Родина» храм до основания по кирпичику разобрали. Кому он помешал так до сих пор и не ясно.   

В 1930 году Горелово и близлежащие деревни Никола и Дмитрехово вошли в состав колхоза «Ударник». В конце 1950-х – начале 60-х годов колхоз укрупнили – в его состав вошли деревни Водяники, Бор-Дорки, Дубец и он стал называться «Родина». Основными отраслями здесь были рыбодобыча, животноводство, растениеводство.

В конце 1930-х годов в Горелово было переселено порядка сотни дворов из затопляемой водами Рыбинского водохранилища зоны. Если раньше Горелово размещалось преимущественно на левой стороне реки Чеснавы, то теперь оно разрослось по обеим сторонам. До сих пор правую сторону, что со стороны Шестихино называют новым Гореловым, а левую старым.

В 1920-х годах было расформировано народное училище и преобразовано в начальную школу с 4-х летним обучением, с 1932 года школа стала неполной средней с семилетним образованием. В 1939 году из зоны затопления в Горелово было перевезено здание Приселковской семилетней школы. В 1939-1945 годах учащихся в школе было по 40 человек в классах.

В годы второй мировой войны в Горелово было эвакуировано много жителей блокадного Ленинграда и детский дом № 111. Всего в Брейтовском районе было 4 детских дома для детей-блокадников. 

В апреле 1942 года над Рыбинским водохранилищем разбился военный самолет, в котором было три человека. Местные жители нашли их тела и похоронили на гореловском кладбище. Имена этих летчиков установить не удалось. На их могиле поставили памятник – сначала деревянный, потом металлический, а в 2005 году новый гранитный.

В 1961 году на средства колхоза «Родина» в Горелове установили памятник землякам, погибшим в годы второй мировой войны; этот памятник был первым в Брейтовском районе; в 1971 году его заменили другим, который стоит до сих пор.

В 1940-е годы, когда уровень воды в рукотворном море дошел до проектируемой отметки, село Горелово оказалось на самом побережье, вода встала сразу за деревенской околицей. Тут же сюда стали заходить пассажирские теплоходы, следующие в Рыбинск, Брейтово, Москву, а пристань Горелово назвали Гридино по месту затопленной тут деревни. В 1965 году в Гридино стали заходить скоростные пассажирские суда «Метеоры», но в 1970-е годы, когда была построена асфальтовая дорога от Брейтова до железнодорожной станции Шестихино, водное сообщение прекратилось.

В 1950-60-е годы в селе работали пекарня, кирпичный завод, сыродельный завод и рыбзавод, но к 1970-м годам их закрыли.

Были построены в Горелове новая библиотека, больница с родильным отделением и клуб при котором действовали драматическая труппа и хоровой коллектив. В 1973 году построили два 18-квартирных жилых дома, здание администрации Гореловского сельсовета, столовую, детский сад и общежитие. Планировали построить новую школу и клуб, но в 1990-е годы эти планы реализовать не удалось.

Сегодня в Горелове проживает немногим более 300 человек. От колхоза остались одни воспоминания и местные жители в основном занимаются рыболовством и обслуживанием баз отдыха, которых на побережье Рыбинского водохранилища построили в последнее время немало. Но большая часть жителей села это пенсионеры, правда есть немало и приезжих, в основном дачников из Москвы, Рыбинска или Ярославля.

Сейчас один или два раза в месяц рядом с кладбищем в бывшем амбаре совершаются панихиды и молебны, и есть надежда, что вскоре начнется в строительство нового храма, который и даст надежду на будущее села Горелова.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, автор книги "Летопись Мологских сел и деревень"      


Рецензии