фильмы

1-2) «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
1-2) «Мастер» Пол Томас Андерсон
3) «Рай. Надежда» Ульрих Зайдль
4) «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо
5) «Вечное возвращение» Кира Муратова
6) «Лимб» (Haunter) Винченцо Натали
7) «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбах
8) «Конец света-2013: апокалипсис по-голливудски» Сет Роген, Эван Голдберг
9) «Советник» Ридли Скотт
10) «Великий мастер» Вонг Карвай
+ два документальных фильма 2012 г., у которых в России в 2013-м были только фестивальные показы:

«Двоюродный дядя» Алан Берлинер
«Акт убийства» Джошуа Оппенхаймер

1. «Трудно быть богом» Алексей Герман
2. «Нимфоманка» Ларс фон Триер
3. «Жена полицейского» Филипп Грёнинг
4. «Выживут только любовники» Джим Джармуш
5. «Крепчает ветер» Хаяо Миядзаки
6. «Сквозь снег» Пон Чжун Хо
7. «Бродячие собаки» Цай Мин Лян
8. «Внутри Льюина Дэвиса» Итан и Джоэл Коэны
9. «Прикосновение греха» Цзя Чжан Ке
10. «Танец реальности» Алехандро Ходоровски

1. «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
2. «Вечное возвращение» Кира Муратова
3. «Мастер» Пол Томас Андерсон
4. «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо
5. Трилогия «Рай» Ульрих Зайдль
6. «Камилла Клодель, 1915» Брюно Дюмон
7. «Гравитация» Альфонсо Куарон
8. «Отвязные каникулы» Хармони Корин
9. «Горько!» Жора Крыжовников
10. «Армагеддец» Эдгар Райт

1. «Почему ты не играешь в аду» Сион Соно
2. «Встреча выпускников» Ана Одель
3. «Бродячие псы» Цай Минь Лян
4. «Золотая клетка» Диего Кемада Диес
5. «Двоюродный дядя» Алан Берлинер
6. «Камилла Клодель, 1915» Бруно Дюмон
7. «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ
8. «Внутри Льюина Дэвиса» Итан и Джоэл Коэны
9. «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
10. «Лок» Стивен Найт
11. «Берег смерти» Лоис Патино
12. «Север, конец истории» Лав Диас

1. «Скромный прием» Мани Хагиги
2. «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
3. «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ
3. «Булаг» Солбон Лыгденов
4. «Жена полицейского» Филип Грёнинг
5. «Бродячие псы» Цай Миньлян
6. «Кровь» Алина Рудницкая
7. «Труба» Виталий Манский
8. «День сурка» Лидия Шейнина (мастерская Разбежкиной, диплом)
9. «Трудно быть богом» Алексей Герман
10. «Золотая клетка» Диего Кемада-Диес

1. «История моей смерти» Альберт Серра
Редкий по нынешним временам фильм, в котором одновременно чувствуется и монументальность, и самоирония, и нечто неуловимое, иррациональное, что и отличает настоящее искусство от культурной продукции.

2. «Великий Гэтсби» Баз Лурман
Эталонное голливудское кино, использующее 3D-технологию как художественное средство, а не как инструмент для лоботомии.

3. «Гравитация» Альфонсо Куарон
Лучший на сегодняшний день кино-аттракцион (как и в настоящем цирке, изобретательное шоу тут приправлено дыханием смерти). Как обычно это и бывает с голливудскими сюжетами, фильм был бы гораздо лучше без волюнтаристского хэппи-энда.

4. «Милая Фрэнсис» Ноа Бумбах
Ели бы Годар был Уайльдером...

5. «Незнакомец у озера» Алан Гироди
Антитеза ужасной «Жизни Адель», камерное и строгое кино на ту же, в общем-то, тему, но без плебейской стыдливой эротомании.

6. «Ничья дочь Хэвон» Хон Сан Су
Каждый новый фильм Хон Сан Су автоматически попадает в мой топ-10.

7. «Анна Каренина» Джо Райт
Если я и готов мириться с синтезом театра и кино, то только в таком виде.

8. «Акт убийства» Джошуа Опенхаймер
Лучший документальный фильм последних, наверное, трех лет. Гуманизм безо всякой политкорректности. Правда, досмотреть его до конца практически невозможно.

9. «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ
Многие противники фильма спрашивают: что объединяет все составные новеллы, кроме популистской злободневности? Отвечу: тысячелетняя история несправедливостей.

10. «Только Бог простит» Николас Виндинг Рефн
Настоящий панк-молебен, три аккорда жанрового кино. Но единственно правильные три аккорда!

ВЛАДИМИР ЛЯЩЕНКО, кинокритик, «Газета.Ru»

20 фильмов, которые можно было увидеть в 2013-м году, не покидая страну:

1. «Примесь» (Upstream Color) Шейн Кэррут
Режиссер, сценарист, оператор, композитор, монтажер и исполнитель главной роли Шейн Кэррут за прошедшие со времен фильма Primer девять лет немного превратился в Терренса Малика — многие язвительно спрашивают: сколько можно любоваться руками, скользящими по поверхностям, и задирать камеру к небу, взрывающемуся птицами? Но Кэррут не проповедует об устройстве вселенной и не ищет в бьющем свете бога, а увлеченно исследует поведение человеческих существ в обстоятельствах буквального обнуления личности. И даже когда сюжет закручивается вокруг книги философа Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу», видно, что самое прекрасное кино рождается не там, где режиссер пытается изложить содержание текста, но там, где взятая с книги полка врастает в ткань фильма.

2. «Побочные эффекты» Стивен Содерберг
Фильм, которым Стивен Содерберг вроде как поставил точку в голливудском периоде своей карьеры, оказался упражнением в жанрах социальной сатиры, судебного, психиатрического и эротического триллеров. Приемы обнажены, их использование совершенно.

3. «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» (This is The End) Эван Голдберг и Сет Роген
Капустник, в котором комедианты Сет Роген, Джей Барушель, Джона Хилл, Дэнни Макбрайд и дружественные им Джеймс Франко, Эмма Уотсон и другие играют самих себя, оказался дикими и бескомпромиссными именинами сердца. Если под именинами сердца понимать процесс радостного поджаривания собственного нутра на адской жаровне.

4. «Кровью и потом: Анаболики» Майкл Бэй
За работу над третьими «Трансформерами» Майкл Бэй выторговал себе маленький личный фильм, который оказался выдающимся по форме и содержанию высказыванием о беспредельности идиотизма. Братья Коэн встречают Тони Скотта в амфетаминовом угаре.

5. «Мад» Джефф Николс
Фильм участвовал в прошлогоднем конкурсе Венецианского кинофестиваля, но в прокат вышел только в мае 2013-го, а до России и вовсе не добрался [осенью фильм был показан на московском фестивале 2morrow, а затем появился и в интернете — прим. ред.]. Стоит проявить настойчивость и добраться до него самостоятельно: режиссер «Огнестрельных историй» и «Укрытия» оживил (отдельно следует отметить Мэттью Макконахи, который превратился в выдающегося актера) совершенно марктвеновскую историю о том, что в 13 лет каждый мальчишка — первооткрыватель мира.

6. «Несвятые» (Ain't Them Bodies Saints) Дэвид Лоуэри
Красивая вариация на тему Бонни и Клайда в техасских тонах: Кейси Аффлек бормочет, как в «Убийстве Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом», Руни Мара светится ангельским светом, Бен Фостер примеряет пшеничные усы.

7. «Стокер» Пак Чхан Ук
В голливудском дебюте режиссер «Олдбоя» и других фильмов про месть и кровь играет на территории Хичкока в южную готику с элементами корейского хоррора, рассказывая сказку о том, как девочка (прекрасная Миа Васиковска) обнаруживает, что взросление это очень опасно для окружающих.

8. «Ничья дочь Хэвон» Хон Сан Су
Еще один фильм Хона Сан Су о киношниках, встречах, расставаниях, выпивке, разговорах и снах — удивительная способность рассказывать одну простую историю так, что всякий раз кажется, что нет человека диковиннее и роднее.

9. «Рай. Надежда» Ульрих Зайдль
Райская трилогия завершилась фильмом о чувстве детском и невыразимом — таком, которое приходит до способности его осознать, адекватно среагировать. Зайдль, казавшийся жестоким бичевателем социальных пороков, оказался исследователем и даже врачевателем человеческих душ.

10. «Я и ты» Бернардо Бертолуччи
Еще один фильм, дошедший из 2012 года. Бертолуччи выделяет во взрослении момент разрушения выстраиваемых подростками отгородок, запирая двух по-своему травмированных детей в подвал и обрекая их на сближение.

11. «Гравитация» Альфонсо Куарон
В этой картине использование 3D не просто оправданно — ради «Гравитации» 3D-кино следовало изобрести и довести до того уровня, который позволил Куарону запустить человека в космос прямиком из зрительного зала.

12. «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбах
Черно-белое признание в любви к актрисе Грете Гервиг и к Нью-Йорку, снятое одним из самых едких режиссеров независимого кино.

13. «Великий мастер» Вонг Карвай
В руках Кар Вая даже кино про боевые искусства превращается в медитацию о невозможности остановить ход времени и сохранить что-либо, кроме того, что так и не случилось.

14. «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо
Гимн чудищам морским, которых враждебная сила отправляет на гибель от стальных кулаков гигантских человекоподобных роботов — чистая радость, не отравленная попытками подвести под комикс философские основания.

15. «Только бог простит» Николас Виндинг Рёфн
Фильм легко восстанавливается в голове из трейлера и подставляется под удар каждым кадром, но есть в этом что-то неотразимое, как в герое Гослинга, который уверенно идет навстречу року. Показательный пример того, как из тех же компонентов, что приносили ему успех, режиссер может собрать идеальный провал, доведя их концентрацию до предела.

16. «Элитное общество» София Коппола
Мечтающих о жизни с телеэкрана молодых людей София Коппола помещает в чашку Петри, превращает в ярко подкрашенную колонию микроорганизмов, в мерцании и хаотическом движении можно увидеть щемящую правду о неприкаянности юности, а можно — биологию без метафизики.

17. «Отвязные каникулы» Хармони Корин (2012)
Идеальная пара к «Элитному обществу» — Хармони Корин пытается возвысить биологию подростковой бессмысленности до поэтической алхимии, вверяя томящиеся юные создания заботам героя Джеймса Франко — своего рода Питера Пена рэп-фантазий о вечной вечеринке.

18. «Горько!» Жора Крыжовников
Российская версия Апокалипсиса — свадьба, показанная так, словно это монтаж последнего дня на Земле, которая вот-вот налетит на небесную ось и остановится.

19. «Пионер» Эрик Шольдбьерг
Красивый, как у Томаса Альфредсона, фильм про то, как в 1970-е глубоководные погружения сделали Норвегию дико богатой страной. Режиссер «Нации прозака» и «Бессонницы» (роман Николая Фробениуса норвежец экранизировал за пять лет до Кристофера Нолана) снял скрученное в морской узел и оглушающее, как водолазный колокол, кино, которое успевает побыть и семейной драмой, и клаустрофобическим хоррором, и политическим триллером.

20. «Интимные места» Наташа Меркулова и Алексей Чупов
Едва ли не первый отечественный фильм, в котором попытка посмотреть на жителей российского мегаполиса, как на европейцев, не выглядит фальшивой.


ЕВГЕНИЙ МАЙЗЕЛЬ, шеф-редактор kinoart.ru

Нумерация условна. Выбор в сущности тоже.

1. «Камилла Клодель, 1915» Брюно Дюмон
Невыразимость и Непризнанность как две бесшумных (мед)сестры, сопровождающих существование. Самая иносказательная и притом щепетильнейшая из биографий, какую только можно себе представить.

2. «Незнакомец у озера» Ален Гироди
Главный фильм-утопия уходящего года.

3. «История моей смерти» Альберт Серра
Полотно об эпохе Просвещения, уплывающей в зловещий языческий восточно-европейский омут; скорбный анабасис десанта высокой культуры в лице Казановы и Санчо Пансы к сердцу звериной тьмы.

4. «Бирмингемский орнамент 2» Андрей Сильвестров, Юрий Лейдерман
Редкая птица, залетевшая на кинорынок из джунглей патафизики и ситуационизма.

5. «Север, конец истории» Лав Диас
Полновесный кинороман, конгениальный «Преступлению и наказанию» – своему далекому источнику.

6. «Вик и Фло увидели медведя» Дени Коте
Постготический ужастик от необыкновенного канадского мастера, самого по-хорошему неуловимого режиссера всей Северной Америки.

7. «Место, созданное человеком» (Man Made Place) Юшен Су
Памятник цивилизации, производящей (в) пустоту.

8. «Только Бог простит» Николас Виндинг Рефн
Мне отмщение и аз воздам, или средиземноморская кухня с кровью и тайскими специями.

9. «Голая опера» Ангела Кристлиб
Невымышленная история современного «Дон Жуана, или Наказанного развратника», при поддержке Моцарта и буржуазных интерьеров.

10. «Ленинград» Игорь Вишневецкий
История нескольких интеллигентов периода ВОВ снята дебютантом-любителем (профессиональным литератором) с нарушением многих общепринятых нынче правил, тем и интересна.

1. «Дом моего отца» Людвиг Вуст
2. «Танец реальности» Алехандро Ходоровский
3. «Бездна» (Dj;pi;) Бальтасар Кормакур
4. «Гражданская оборона» Bobo Jelcic
5. «Корабль Тезея» Ананд Ганди
6. «Логово дьявола» Риан Хендрикс
7. «Песня из леса» Майкл Оберт
8. «Когда ночь опускается на Бухарест, или Метаболизм» Корнелиу Порумбою
9. Inercia Изабель Муньос
10. «Процесс» Константин Селиверстов


Рецензии