Бог весть...

От беды до беды - лишь неведенье...
И не более... и не менее...
А вопросов не пересчитать.
Мы с бедою бывали соседями,
Меж собою делили мгновения...
Каждый в жизни выдерживал стать.

От надежд до надежд - лишь сомнение...
А не более... и не менее...
А души от тоски не укрыть.
Я надеялась с редким умением:
Разум сердца придерживал рвение,
Но обман то не сдерживал прыть.

От любви до любви - лишь история...
И не менее... и не более.
А страстей и страданий не счесть.
Я любила... и счастье... и горе я
В незабвении чтила долею.
Полюблю ли когда то? Бог весть...

11.01.2014

Краткий анализ стихотворения
Тема — жизненный путь человека, наполненный испытаниями, сомнениями и противоречивыми переживаниями: бедами, надеждами, любовью. Автор осмысляет цикличность страданий и поисков счастья.
Основная мысль — жизнь состоит из череды противоположностей (беда;–;надежда;–;любовь), между которыми — лишь тонкие грани неведения, сомнения и истории. Человеку суждено переживать контрастные состояния, и нет гарантии, что цикл когда;либо прервётся («Полюблю ли когда;то? Бог весть…»).
Композиция — три строфы, построенные по единому принципу:
зачин с парной антитезой («От беды до беды…», «От надежд до надежд…», «От любви до любви…»);
повторяющаяся формула «И не более… и не менее…» как рефрен, подчёркивающий неизменность грани;
развитие образа через личные переживания и обобщения;
заключительная строка строфы с эмоциональной кульминацией.
Средства связи предложений:
лексические повторы («от… до…», «не более… не менее…»);
анафора (начало строф с «От…»);
синтаксический параллелизм строф;
местоименные замены («я надеялась», «я любила»);
семантические пары-антитезы (беда;–;надежда;–;любовь; счастье;–;горе).
Тип речи — лирическое рассуждение с элементами повествования (личный опыт) и описания (эмоциональные состояния).
Стиль речи — художественный, лирический. Характерны:
высокая лексика («неведенье», «долею», «незабвение»);
риторические конструкции и вопросы;
инверсия («разум сердца придерживал рвение»);
эллипсис и недосказанность.
Средства выразительности:
антитеза («беда»;–;«надежда»;–;«любовь»; «счастье»;–;«горе»);
рефрен («И не более… и не менее…») — создаёт ощущение неизбежного круга;
метафоры («души от тоски не укрыть», «разум сердца придерживал рвение»);
эпитеты («редкое умение», «незабвение»);
олицетворение («обман не сдерживал прыть»);
риторический вопрос («Полюблю ли когда;то?»);
архаизмы/книжная лексика («долею», «незабвение», «Бог весть») — придают тексту философскую торжественность;
параллелизм и повторы — усиливают мотив цикличности.
Общий эффект: стихотворение передаёт горькое осознание повторяемости жизненных испытаний и хрупкости счастья; интонация сдержанно;элегическая, с нотками смирения и неопределённости.


Рецензии
*От стиха, что несёт разночтение
И не более и не менее.
От сюжетов, которых не счесть,
С Вашим Оленька редким умением,
Каждый стих я желаю прочесть...*

Олег Смирнов 3   26.01.2014 08:53     Заявить о нарушении
Олег) Я буду только рада такому гостю)))))))
Спасибо большое за отклик)
Буду с ответным визитом.
с уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   07.02.2014 03:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.