О церкви снаружи и Боге внутри

Шрила Прабхупада как-то пошутил, что если Бог повсюду (внутри и снаружи),
то Он находится и внутри храмов, поэтому нет смысла избегать их.

"Купол неба – наибольший из куполов", поэтому (в каком-то смысле) мы никогда не
покидаем храма. Но церковь даёт возможность быть с Богом не только один на один,
но и вместе с другими людьми, многие из которых лучше, чище и сильнее нас в духовном
отношении. С другой стороны, где смогут "подтянуть" себя те, кто пока что слабее нас?..

Церковь – это возможность невидимого и неслышного, но реального духовного обмена
между людьми и место концентрации их личных устремлений, направленных к Богу. При
этом каждый присутствующий получает доступ к коллективному устремлению, которое
многократно превышает индивидуальное и существенно дополняет и обогащает его.

Поэтому количество благодати ("покоя ума, веселия сердца, крепости духа",
умиротворения, сердечной сладости), нисходящей от Бога на человека в церкви, обычно
гораздо больше, чем от смутных и спорадических догадок о Боге внутри себя. Кроме
того, не всё, что внутри человека, исходит от Бога, например, уныние, злоба, зависть и т.п.

Мысль о Боге внутри каждого человека и о равенстве Богу или безличному Абсолюту
после достижения духовного просветления пришла к нам вместе с индуизмом и буддизмом.
Нам внушили мысль об их превосходстве над монотеизмом и, соответственно, о превосходстве
медитации над молитвой. При этом молитву (случайно или умышленно) сузили до
разновидности попрошайничества.

Но, во-первых, есть ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА молитвы: ПРОСЬБА, БЛАГОДАРНОСТЬ И
ПРОСЛАВЛЕНИЕ. В СУТИ СВОЕЙ ВСЕ ОНИ БЕССЛОВЕСНЫ, что формально сближает их с
медитацией. Отличие в том, что любая молитва обращена к Богу, а любая медитация,
прямо или косвенно, отрицает Бога:  либо через достижение нирваны, в которой Его
нет; либо через достижение равенства с Богом или безличным Абсолютом (посредством
полного слияния с Ним), что в принципе невозможно, о чём неоднократно упоминал и
Шрила Прабхупада. Качественное подобие не означает количественного равенства.

И если молитва является проявлением ЖИЗНИ УМА, СЕРДЦА И ВОЛИ, то медитация является
методом их искусственного обездвиживания и опустошения: ума – от мыслей, сердца – от
эмоций, воли – от стремлений. Поэтому медитация – в высшей степени суицидальное
занятие, невзирая на любые сопровождающие её декорации.

* * *
Переходить от чувства к чувству,
как это полагалось встарь,
учил забытому искусству
меня церковный календарь.

За "делательной" и за "умной"
"сердечная" размещена
МОЛИТВА радости не шумной
и вечно юной, как весна!..

<1992>

"Делательная" молитва, в широком смысле – любое одухотворённое действие на
физическом уровне (аналог карма-йоги, пути действия). "Умная" молитва, в широком
смысле – одухотворённая работа мысли (аналог джнана-йоги, пути знания). Сердечная
молитва, в широком смысле – аналог бхакти-йоги, пути любви и преданности.

Не идеализируя церковь земную, не будем забывать и о Небесной, аналогом которой в
кришнаизме является ГолОка ВриндАвана – вечная обитель Верховной Личности Бога.
Церковь, как собрание душ, любящих Бога, никогда не станет анахронизмом. В мире
слишком много зла и боли, чтобы не стремиться от них к добру и радости,
олицетворением, средоточием и источником которых и есть Бог.

(2014)


Рецензии