2. Борис Евсеев - писатель и общественный деятель

1. "ПЛАМЕНЕЮЩИЙ ВОЗДУХ" в контексте русской словесности
   (краткая рецензия)

Навязывание россиянам материалистической идеологии в недалёком (в прямом и перенос...ном смысле) прошлом, - не могло не отразиться на всех сторонах жизни общества, на отношении к художественному творчеству, в том числе. Может быть потому - книгу Б. Евсеева "Пламенеющий воздух", сюжет которой держится, благодаря присутствию в нём (в качестве действующей) - силы нематериальной - называют необычной.

Речь в ней идёт о вещах, действительно, для обыденного понимания фантастических, странных... о некоем эфирном ветре, представляющем для части героев интерес чисто практический, как источник дармовой энергии, для другой - не имеющем научного интереса. Коллизия, между тем, в том, что Эфир - есть не что иное, как посредническая субстанция между мыслящим существом, средой его обитания и... Создателем... как понимали это Эйнштейн, Тесла и другие гении. Некоторые герои произведения это понимают тоже.

История литературы, в прочем, свидетельствует: интерес к "несказанному", к тому, что находится ЗА пределами мира зримого, но со всей очевидностью влияет на судьбу человека, страны, на течение мировой истории - всегда был присущ русской словесности. Для великих предшественников писателя - М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Гоголя, Д. Андреева (список можно продолжить, имя Пушкина в нём всегда подразумеваемо, хотя бы потому, что он создал "Пророка") - тема несказанного была естественна. Автор "Пламенеющего воздуха" продолжает безошибочно её разрабатывать.

Отточенное художественное мастерство Бориса Евсеева - автора множества  повестей, рассказов, эссе, самые значительные из которых переведены на  полтора десятка иностранных языков, а также романов, более десяти из которых пользуются необыкновенной популярностью, - позволяет не только проникнуться идеей его последнего произведения, о котором идёт сейчас речь, сопереживая происходящему, участвуя в удивительном фантасмагорическом действии, но и получить высокое эстетическое наслаждение от его прозы.

2. "О СЕГОДНЯШНИХ ЗАДАЧАХ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
   (краткая рецензия)

Выступление на недавней видеоконференции в "Аргументах недели" Бориса Евсеева - одного из значительных российских мастеров слова и видного  общественного деятеля современности - смотрела и слушала с превеликой радостью за российскую культуру. Разговор получился невероятно содержательным не только всвязи с актуальностью темы, указанной в заголовке к этому материалу, и интересом к творчеству Бориса Тимофеевича, но во многом благодаря поразительной личности писателя. Иногда была почти физически ощутима пульсация неудержимой творческой энергии его слова, будто питает её - здесь и теперь - некий невидимый, но мощный и... реальный источник. Кто знает, возможно, то была энергия эфира, или эфирного ветра, о которой он поведал читателю в своей последней книге "Пламенеющий воздух".

...Воистину пламенное, ёмкое, исчерпывающее слово замечательного русского писателя, профессора Института журналистики и литературного творчества, члена Союза писателей Москвы, Союза российских писателей Бориса Тимофеевича Евсеева вызвало повсеместно широкий отклик и энтузиазм, никого не оставив равнодушным. Вот лишь некоторые положения его ответов на многочисленные вопросы читателей, присланные в редакцию "А. Н.":

 - Общее культурное пространство в многонациональном государстве сплачивает его народы, способствует взаимопониманию. В отличие от партий, разъединяющих людей по "партийному признаку", - культуры соединяют, их роль, безусловно, созидательна. И это главное, почему состояние российской культуры на современном этапе нуждается в переосмыслении и опёке.

 - Негоже писателю бороться с власть придержащими с помощью гнилых помидоров, маршей и стояния на митингах. Его оружие - образное слово: разоблачающее, развенчивающее или поощряющее, поддерживающее, - где взгляд на историю и современность преломляется через призму культуры.

 - Для организации дел и прочего в этом роде - министерство культуры, конечно, необходимо. Хотя бы для того, чтобы нуждающийся писатель (или другой работник культуры) мог обратиться за помощью "по своему ведомству". Имеются ввиду не только гранты или другой вид материальнной поддержки. Талантливым писателям с переферии бывает важнее, чтобы на них просто, наконец, обратили внимание, чтобы их услышали. Таланты в России, разумеется, есть, хоронят литературу те, кому нечего сказать.

Лауреат премии Правительства РФ в области культуры и премии «Венец», Бунинской, Горьковской и других литературных премий, финалист «Большой книги», «Русского Букера» и «Ясной Поляны» поделился также мыслями о месте писателя и интеллигента в российской действительности, о современном состоянии русского языка, путях и методах улучшения языковой ситуации в стране. Особое место в формировании как языковой, так и общей культуры общества, повышении их уровня - он отвёл средствам массовой информации, в частности телевидению, предьявив к ним серьёзные претензии.

http://argumenti.ru/onlineconf/45

Любовь Гаршина-Дюрам (Любовь Гаршина).
Сан-Франциско, Калифорния, США.
Декабрь, 2013 г.


Рецензии