Мозаичный ковер на могиле Рудольфа Нуриева

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
 просто смотрите
.................

ИЗ ИНТЕРНЕТА
по-переписке


МОЗАИЧНЫЙ КОВЕР НА МОГИЛЕ РУДОЛЬФА НУРИЕВА

Нуриев Рудольф Хаметович (1938-1993) - великий танцовщик, эпатажная звезда, реформатор классического балета, мировая знаменитость. Все, что связано с жизнью и искусством Рудольфа Нуриева, можно в подробностях узнать на различных энциклопедических и искусствоведческих ресурсах. Мы рассмотрим его могилу как впечатляющее произведение мозаичного искусства.



Скончался Нуриев в 1993 году и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. И примерно тогда же один из ведущих художников Парижской Опера (Paris Opera) Энцо Фриджерио (Ezio Frigerio), друг и коллега танцовщика, высказал идею оформления могилы с помощью восточного ковра. Нуриев коллекционировал старинные ковры и вообще древний текстиль разных стран, особо любимые ковры кочевали с ним по гастролям, вдохновляя на новые потрясающие танцы и представления.

Эскизы ковра, выполненные Энцо Фриджерио, точно повторяли один из любимых восточных ковров из коллекции Нуриева. Воспроизвести ковер в красках, с визуальным эффектом тканевой текстуры было решено с помощью мозаики. Мозаика решила и проблему воспроизведения изящных складок ниспадающего ковра, и обеспечила естественный вид нитям золотой бахромы. Средства на создание памятника выделили состоятельные друзья самого известного танцовщика балета.



В 1996 году надгробие было изготовлено в итальянской мозаичной мастерской Акомена Спацио Мозаико (Akomena Spacio Mosaico). Мозаика ковра выполнена из мелких преимущественно квадратной формы элементов с плотнейшим прилеганием деталей, практически без видимых швов. Но при этом поверхность мозаики оставлена шероховатой, с весьма резкими изменениями уровня мозаичных элементов. Этот прием с расстояния уже 2-3 метров создает общее впечатление ковровой текстуры. Скульптурная основа мозаики точно копирует особенности образования складок, и мозаичные элементы плавно повторяют все изгибы и волны поверхности.

Надгробие вызывает неоднозначные впечатления. Кто-то считает, что могила слишком яркая, слишком бросающаяся в глаза. Кто-то, наоборот, впадает в экстатический восторг. Несведущие туристы, посмотрев заранее фотографии получившейся композиции, подчас спрашивают, намокает ли ковер под дождем и как часто его меняют. Посетители кладбища Сен-Женевьев де Буа с экскурсиями обязательно прикасаются к мозаичному ковру, только на ощупь раскрывая визуальный обман. Но как бы кто не относился к надгробию-ковру, могила Рудольфа Нуриева определенно единственная в своем роде, достойная памяти неоднозначного и великого балетного гения.
..................................
Из интернета
фильм «Белый ворон»

На фестивале BAFTA в Лондоне был показан фильм «Белый ворон». Все, начиная с заглавных титров, было праздником – режиссер Райф Файнс, оскароносный сценарист Дэвид Хэа, в ролях Чулпан Хаматова, Равшана Куркова. А главное, что «Белый ворон» посвящен биографии Рудольфа Нуриева – танцору, чьи талант и свободолюбие до сих пор вызывают восхищение.

Олег Ивенко в роли Нуриева
В «Белом вороне» рассказывается о парижских гастролях Нуриева, после которых он отказался возвращаться на родину. Двадцатитрехлетний Нуриев к этому моменту уже танцевал в Ленинграде, брал уроки у известного хореографа Александра Пушкина (в фильме его играет сам Файнс) и успел «словить звезду». Приехав в Париж, он словно почувствовал себя на свое месте среди единомышленников, горячо говорящих об искусстве и свободно разгуливающих по стриптиз-клубам и кабаре. Ни бедное прошлое, ни слабый английский, ни недостаток кругозора не помешали Рудольфу обрести друзей, крутить запретные любовные связи, вдыхать мир искусства и свободы. Дружба-флирт с богатой чилийкой Кларой Сэйнт становится решающей в судьбе советского танцора. Именно эта девушка помогает Нуриеву обрести политического убежища, когда КГБ силком пытаются вернуть танцора в Москву. Здесь, в парижском аэропорту, мы наблюдаем за главным решением, которое принимает будущая легенда.

Рудольф Нуриев

Все события картины «Белый ворон» формируют нового Нуриева. Кажется, только за границей он понимает, зачем танцует и для чего живет. Через флэшбэки мы видим бедное детства танцора – его рождение в холодном поезде, худющая мать, ожидающая мужа с фронта, железная кровать, на которой Нуриев ютился с братьями и сестрами. Упорные уроки танцами выглядят не только, как способ самовыразиться, но больше как возможность сбежать из нищеты, уйти, хотя бы мысленно, в мир красоты и танца. Балет стал для Нуриева  символом свободы, и за нее он был готов отдать всего себя. Танцор работал дни и ночи, желая стать лучше всех, точнее – чтобы убедить всех остальных, что он и есть лучший.

Главная роль досталась украинскому танцору Олегу Ивенко.

Когда Ивенко получил письмо о том, что знаменитый Рэйф Файнс разыскивает артиста балета на роль Нуриева, он не поверил и удалил письмо, как спам.
Но парня нашли и утвердили после первого же кастинга. Несмотря на то, что для него это первая роль в кино, он достойно с ней справился. По крайней мере, в заносчивость Нуриева поверилось.

Рудольф Нуриев

Отдельного слова достойна роль учителя танцев Александра Пушкина.

«Рэйф Файнс уже наполовину русский. Ему даже в Уфе понравилось», — пошутил на показе сценарист Дэвид Хэар.
В этот миф верится не только потому, что Файнс действительно любитель русской культуры. В фильме он говорит на чистом русском. И даже если его речь вычистили консультанты, его акцент звучит приятнее, чем неграмотный русский в шпионской «Мак Мафии» или «Убивая Еву». Так что отдельное спасибо создателям «Белого ворона» за уважительное отношение к языку. Кстати, в фильме русский звучит процентов на восемьдесят. Для иностранных зрителей есть субтитры.

Рэйф Файнс представляет фильм

На встрече Райф Файнс высказал переживания по поводу проката «Белого ворона» в России. Как известно, опера Кирилла Серебренникова «Нуреев» была снята с показа прямо перед премьерой. Файнс предположил, что российская цензура не пропустила оперу из-за темы гомосексуальности.

В фильме о сексуальных предпочтениях Нуреева балета тоже говорится, но очень аккуратно.
Режиссер нашел изящное художественное решение – вместо обилия голых мужских тел (хотя в умеренных количествах они присутствуют) в «Белом вороне» Нуриев завороженно разглядывает голые статуи в Лувре.

И еще о приятных сюрпризах.

В роли танцора Юрия Соловьева — Сергей Полунин
Сергей играет соседа Нуриева и, к сожалению, не часто появляется в кадре. Я как его поклонница Полунина хотела бы, чтобы главная роль досталась ему, но Ивенко похож на Нуриева, словно срисованный.

«Белый ворон» Рэйфа Файнса
«Белый ворон» — это не ответ «Черному лебедю» Араноффски, это не фильм про балет.

Он о выборе человека жить по сердцу, а не как «прикажет партия». Сейчас, зная биографию Нуриева, мы понимаем, что то роковое решение было единственно верным. Тогда, в далеком 61-ом, быть настолько свободным и уверенным в себе было мало кому под силу. Нуриев позволял себе быть дивой с «выкидонами», но и сполна отвечал и за дурное поведение, и за грубость. Его круглосуточная работа, железная уверенность в себе и искренняя любовь к балету помогали ему выдавать сверх результат. А еще в байопике очень красиво сняты сами танцы и балет – эстеты оценят!


Рецензии